Тема: «Итоговая контрольная работа» 9 класс
1.Назначение работы: Работа предназначена для определения уровня учебных достижений учащихся 9 классов по усвоению предметного содержания курса физики за 7 и 8 классы (в соответствии с программой УМК А.В. Перышкина), а также для оценивания уровня освоения основных видов учебной деятельности на данном этапе изучения физики
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу диагностической работы: содержание диагоностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
3. Характеристика структуры и содержания работы: Каждый вариант состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных и 5 заданий с кратким ответом. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности,
так и задания повышенного уровня сложности(до30% заданий).
Содержание диагностической работы охватывает учебный материал по
изике, изученный к моменту проведения диагностики в9 классе.
4. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Диагностическая работа составлена исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов обучения курса физики основной школы.
Механические явления:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов(закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с исполь-зованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, темпера-тура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС),тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значенияфизической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
5. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности
В диагностической работе представлены задания разного уровня сложности: базового и повышенного.
Задания базового уровня (№1-10) – это простые задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные физические понятия для объяснения явлений, а также умение работать с информацией физического содержания (текст, рисунок , график)
Задания поышенного уровня сложности (№11-15) направлено напроверку умения решать расчетные задачи в 2-3 действия с использованием основных формул и законов курса физики основной школы.
6.Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут. На выполнение всей работы отводится 45 минут. Для заданий базового уровня сложности -2 мин, для заданий поышенного уровня сложности-от 5 до 7 мин.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный
учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный
ответ совпадает с верным ответом. Максимальный тестовый балл за задание с кратким ответом составляет 1 или 2 балла. Задания В2 и В3 оцениваются в 2 балла, если нет ошибок, в1 балл, если допущена одна ошибка и в 0 баллов, если допущены две ошибки.
Максимальный балл за всю работу– 17 баллов.
За выполнение диагностической работы учащиеся получают школьные
отметки по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл |
17-16 |
15-10 |
9-6 |
5 и менее |
Отметка по 5-балльной шкале |
5 |
4 |
3 |
2 |
8. Описание планируемых результатов
Номер задания |
Проверяемые результаты обучения |
|
Предметные |
Метапредметные |
|
А1 |
Способность использовать физические приборы и измерительные инструменты.Понимать смысл физических величин (объем, длина, сила тока, напряжение) |
овладение навыками воспринимать,перерабатвать информацию с рисунка для ответа на вопрос задания |
А2 |
Анализировать свойства тел на основе знаний о строении вещества, свойства газов, жидкостей и твердых тел |
Владение умениями строить логическое рассуждение и делать выводы, сравнивать объекты на основе известных характерных свойств |
А3 |
Уметь описывать и объяснять физические явления. Тепловое движение молекул
|
Владение умениями строить логическое рассуждение и делать выводы, сравнивать объекты на основе известных характерных свойств |
А4 |
Применять понятие о внутренней энергии и способах изменения внутренней энергии,закона сохранения энергии в тепловых процессах |
Владение умениями выделять главное , существенные признаки понятий, обобщать понятия |
А5 |
Способность распознавать и объяснять тепловые явления: Испарение и конденсация |
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы |
А6 |
Способность распознавать электрические явления, электризацию тел. Применять закон сохранения электр-ческого заряда |
овладение навыками воспринимать,перерабатвать информацию с рисунка для ответа на вопрос задания |
А7 |
Различать проводники и изоляторы |
Анализировать информацию в сответствии с поставленными задачами |
А8 |
Способность решать задачи на силу тока, электрическое Напряжение. Уметь использовать физические приборы и измерительные приборы |
овладение навыками воспринимать,перерабатвать информацию с рисунка для ответа на вопрос задания |
А9 |
Анализировать опыты (Опыт Эрстеда). Знать свойства магнита Уметь описывать и объяснять физические явления и процессы |
овладение навыками воспринимать,перерабатвать информацию с рисунка для ответа на вопрос задания, находить скрытые данные |
А10 |
Способность использовать закон отражения света, преломления света |
овладение навыками воспринимать,перерабатвать информацию с рисунка для ответа на вопрос задания |
В1 |
Различать основные признаки изученных физических моделей, физические понятия: тело, величина, вещество, явление |
Владение умениями выделять главное , существенные признаки понятий, обобщать понятия |
В2 |
Внутренняя энергия тела. Электризация тела |
Владение умениями строить логическое рассуждение и делать выводы, сравнивать объекты на основе известных характерных свойств |
В3 |
Нагревание(охлаждение) вещества. Отражение и преломление света Уметь проводить анализ ре-зультатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика |
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы
|
В4 |
Способность использовать закон Ома для участка цепи, удельное электрическое сопротивление Уметь решать задачи различного типа и уровня сложности |
Владение умениями строить логическое рассуждение и делать выводы |
В5 |
Способность использовать закон сохранения энергии в тепловых процессах |
Владение умениями строить логическое рассуждение и делать выводы, сравнивать объекты на основе известных характерных свойств |
Ответы и критерии оценивания контрольных работ
Номер задания |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Критерии оценивания |
Максимальный балл за задание |
А1 |
1 |
2 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
А2 |
3 |
2 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
А3 |
3 |
1 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
А4 |
2 |
1 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
А5 |
3 |
1 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
А6 |
2 |
1 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
А7 |
1 |
4 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
А8 |
4 |
3 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
А9 |
1 |
4 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
А10 |
4 |
4 |
1 балл за выбор правильного ответа |
1 |
В1 |
31 |
13 |
1 балл за выбор двух правильных ответов |
1 |
В2 |
32 |
21 |
За каждый правильный ответ 1 балл |
2 |
В3 |
35 |
|
За каждый правильный ответ 1 балл |
2 |
В4 |
220 |
127 |
1 балл за правильный ответ |
1 |
В5 |
40 |
30 |
1 балл за правильный ответ |
1 |
итого |
|
|
|
17 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.