Интегрированное занятие
«Пусть всегда будет завтра»
Цели:
· дополнить представление о вредных привычках (табакокурение),
· способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению,
· побуждать воспитанников к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников,
· воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
Жульнитова Н. С.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, сегодня мы проведем с вами классный час на тему «Мое здоровье в моих руках!».
Мы не раз говорили о вредных привычках. Так что же такое вредные привычки? Действительно, наша жизнь так многообразна, полна разных интересов и увлечений, соблазнов, к сожалению, порой пагубных. Я предлагаю вам сегодня поговорить о табакокурении и о вашем здоровье, о выборе, который нам постоянно приходится делать.
2. Информационный блок.
Табак –самый распространенный легальный наркотик нашего времени. В Европу табак был завезен в 16 веке Христофором Колумбом.
Слово «табак» произошло от названия травы, которая выращивалась в провинции Табако и применялась для курения. Слово «курить» произошло от основы «курь», что означает дым, смрад.
В 17 веке курение табака в России ввел принудительным порядком Петр I, который считал, что эта привычка приблизит Россию к европейской культуре.
· Состав табачного дыма
¾ сигаретного дыма выделяется в окружающую среду.
Табачный дым в 4 раза более загрязнен токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля.
1мм3 табачного дыма содержит 3 миллиона частиц сажи.
В нем насчитывается 3660 компонентов, которые небезопасны для организма, из них 300 компонентов – активные биологические яды.
3. Рассказ о вреде курения.
Губительная Сигарета. О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.
Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез.
Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.
Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь) . Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина.
Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.
Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса 'Кто больше выкурит' двое 'победителей', выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.
В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. Детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.
У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.
Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.
Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.) .
Курение и школьник несовместимы. Школьные годы это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам.
Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
4. Тренинг на любопытство.
Почему человек начинает курить?
В каком возрасте первый раз человек начинает курить?
Миф 1. Курение помогает расслабиться.
• Переключает внимание на хорошо знакомые действия.
• В кровь попадают такие вещества, которые вырабатываются организмом в
ситуациях достижения победы, следовательно, создается видимость победы, но реальная проблема остается.
Миф 2. Проще войти в группу, завязать разговор.
• Кто говорил, что человек не войдет в группу, если не курит? Вы действительно приобретаете «ключик», который позволяет стать членом группы, но он не является универсальным, не решает проблем, связанных с установлением отношений. Вам придется искать другие «ключики», например алкоголь...
Миф 3. Курение приносит свободу.
• А как насчет материальной зависимости?
• И почему так трудно бросить, если ты свободен?
Миф 4. Курение — не зависимость: брошу, если захочу.
• Зачем же выпускают пластыри от курения, жвачки? Почему-то появились врачи, помогающие бросить курить.
Миф 5. Тот, кто курит, — взрослый.
• Это значит, что некурящие взрослые — дети?
Миф 6. Курение не приносит большого вреда. Родители курят — и ничего.
• Почему же столько взрослых хотят бросить курить, платят за это деньги и не хотят, чтобы их дети начинали курить?
5. Что из услышанного сегодня вас удивило, что знакомо, а что вы услышали впервые?
Существуют факторы, которые удерживают человека от употребления сигарет:
1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность.
2. Привязанность к своим близким.
3. Возможность активного участия в значимой деятельности.
4. Успешность в овладевании знаниями и умениями.
5. Признание и одобрение со стороны окружающих.
Жизнь - самое ценное, что у нас есть. Здоровый человек может прожить долгую жизнь, добиться исполнения своей мечты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.