ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Интегрированный урок:
«Мир вокруг нас» и математика в 3 классе
ЦЕЛИ УРОКА
· учить применять знания о природе в новой ситуации;
· развивать речь путём беседы, мышления;
· обогащать словарный запас, учить сравнивать; обобщать;
· воспитывать экологическую культуру школьника.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакаты и рисунки о защите природы, собранные и нарисованные школьниками, телевизор, видеомагнитофон, домик.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Звучит музыка природы, т.е. звуки природы.
- Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами оказались в царстве природы.
(Включить к\ф)
- Полюбуйтесь, среди какой красоты мы живём. (Просмотр к\ф)
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА.
• Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой.
• А ещё будем решать задачи на экологическую тему, которые помогут нам относится к природе бережно, помогать ей.
III. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РАССКАЗ.
- Что такое экология?
(Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.)
Экология изучает, как растения и животные (включая людей) живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. В природе всё взаимосвязано, но человек очень часто вмешивается в природу, нарушая экологическое равновесие. Каждый из нас должен вести себя, так чтобы не нарушать порядка, созданного самой природой. Мы все знаем правила поведения в природе, но соблюдаем ли мы их? Я предлагаю вам составить правила поведения в лесу, а поможет нам в этом экологическая сценка.
ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
(Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.)
Молодцы!
IV. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.
Итак, мы сегодня с вами решаем задачи на экологическую тему и узнаём интересные факты о лесных ягодах, насекомых и о многом другом.
1. Карточки.
У некоторых ребят лежат карточки. Вам предстоит найти значения выражений и расположить их в порядке возрастания, тогда вы прочитаете зашифрованное слово.
И 48 : 2+ 80 : 20
Д 54 : 6 + 9 х 8
Р 7 х 9 – 8 х 4
П 19 х 4 х 0
Р 8 х 6 : 4
О 35 х 2 – 34 : 2
А 25 х 2 + 15 х 3
2. (Устный счёт)
- Ребята, а вы знаете какую ягоду если съесть грамм, то человек запасется витаминами на всю зиму.
- Нам нужно решить математическую «цепочку», правильно решив её, мы узнаем, какая это ягода.
4-40:10+8:2.1+14:2+54+10
Варианты ответов:
1. Черника – 65
2. Земляника – 75
3. Клюква – 95
Чему равно значение выражения? Значит это какая ягода.
Дети: «Земляника».
• - Вот такая полезная ягода.
• А где нельзя собирать ягоды? Никогда не собирайте ягоды и грибы недалеко от автобусных и железнодорожных свалок и промышленных предприятий. В них накапливаются вредные вещества. Всегда нужно мыть овощи и фрукты.
• Ребята, а вы знаете, как питаются насекомые?
• Я предлагаю вам решить задачи и узнать, какую они приносят пользу.
• Стрекоза за один час съедает 40 мух. Сколько мух съест стрекоза за два часа, если будет охотиться одинаково успешно всё это время? (80)
• Назовите самых трудолюбивых санитаров леса. (Муравьи)
• В среднем муравьи за минуту приносят два десятка насекомых. Сколько насекомых принесут они за 5 минут? (100)
(Проверить карточки)
ВЫВОД: Итак, мы повторили порядок действий, табличное умножение и деление, умножение круглых чисел.
V. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
Давайте решим задачу про воздух. Прочитайте про себя.
Для семьи из трех человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется для семьи из 5 человек?
Расход на 1 человека |
Количество людей |
Общий расход воздуха |
?
|
3 человека |
51 кг |
5 человек |
? |
Назовите первое число. Что оно обозначает? Какая это величина? И т. д.
Какой главный вопрос в задаче? Мы сразу сможем на него ответить? Почему? (Мы не знаем расход воздуха на одного человека)
А можем ли мы узнать это? Как?
Зная расход на одного человека, сможем ли мы узнать общий расход? Как?
Во сколько действий будет решаться задача? Кто желает решить задачу у доски?
1) 51:3=17 (кг) на одного человека
2) 17.5=85 (кг) на 5 человек
Ответ: 85 кг потребуется воздуха для семьи из 5 человек.
Дополнительный вопрос. Во дворе школы посадили клумбу с цветами. Длина клумбы 8 м, а ширина – 4 м. найди площадь этой клумбы. (32 кв. м)
ВЫВОД:
Как найти величину «Расход на 1 человека»?
Как найти «Общий расход»?
Как защищаться от загрязнений воздуха?
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Представьте, что мы в лесу.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Все вы знаете, какое важное значение в природе играет вода. Но, к сожалению, люди загрязняют её и расходуют неэкономно. Как защищаться от загрязнённой воды?
Давайте прочитаем вторую задачу.
В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неправильного крана за 8 часов?
- Какие слова возьмем для составления краткой записи?
Расход воды за 1 час |
Количество часов |
Общий расход воды |
? |
3 часа |
12 стаканов |
? |
8 часов |
? |
- Назовите первое число. Что оно обозначает? Какая это величина? И т. д.
- Какой главный вопрос в задаче? Мы сразу сможем на него ответить? Почему? Во сколько действий будет решаться задача? Почему?
Сейчас вам предстоит решить задачу самостоятельно. Первым 3 ученикам я поставлю оценки.
САМОКОНТРОЛЬ.
1) 12 : 3= 4 (стакана) – воды вытекает за 1 час.
2) 4 х 8 = 32 (стакана) - воды вытекает за 8 часов.
Ответ: 32 стакана воды вытекает из неисправного крана за 8 часов.
Дополнительные вопросы:
1. 6 увеличить в 5 раз. (30)
Столько жуков – короедов съедает за один день дятел.
2. 70 увеличить в 5 раз. (350)
Столько лет живёт сосна.
4. 6 увеличить в 5 раз. (42)
Столько полевых мышей уничтожает сова за две недели.
- Вы поняли, как бережно нужно относиться к воде? (Бережно)
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, звери, человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
ВЫВОД: Мы сегодня решали экологические задачи. Я думаю, что они научили вас бережно относиться к природе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Сейчас мы проведём физкультминутку только для глаз. Следите за полётом бабочки только глазами.
VIII. ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ (НА ВНИМАНИЕ).
1) Что такое цепь загрязнения?
А) загрязняющие вещества попадают в реку;
Э) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2) Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?
Ю) Отойти в сторону:
К) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух.
3) Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
Д) Через воздух, воду, почву;
О) Через воздух, воду и продукты питания.
4) Что такое экологическая безопасность?
М) Как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
Л) Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
5) Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
А) Мой овощи и фрукты;
О) Пользуйся экологически чистыми продуктами питания.
6) Цепь загрязнения – это что?
Д) Вытоптанные тропинки;
Г) Сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовитый).
- Какое слово получается из правильных ответов?
Ответ: эколог.
- Кто он такой?
(Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.)
IX. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ.
- Вы сегодня хорошо работали и в заключение нашего урока, мне хочется показать Вам сказку: «Теремок» на экологический лад. (Подготовленные заранее дети инсценируют сказку)
Ведущий: В чистом поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Кругом чистые луга, рядом чистая река,
А кругом стоит лесок,
Мусор в нем – большой порок
Тут лягушки мимо шли, к теремочку подошли.
Лягушки: Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ква-ква тишина? В теремочке мы одни.
А из этого окна речка чистая видна.
Жить тут просто загляденье.
Воздух чист и нет сомнений –
Остаемся навсегда – да, да, да!
Ведущий: Только свет зажгли лягушки,
Появилась мышь – норушка.
Мышка: Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушки: Мы – Лягушки-квакушки! А ты кто?
Мышка: А я Мышка-норушка! Пустите меня в дом,
Будем жить все втроем.
Лягушки: Мы пустить тебя – то рады!
Только нам грязнуль не надо?
Мышка: А я буду дом мести,
И порядок в нем вести.
Ведущий: Поселились мышь, лягушки - лупоглазые подружки.
Топят печь, зерно толкут, да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько, ходят в лес они порой.
Только мусора вагоны не оставляют за собой:
Где найдут какую банку, тут же вмиг её возьмут.
Подберут и даже палку, чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете петушок горластый - Петя.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушки и мышка: Здесь живем мы – три подружки.
В чистом поле дом нашли,
А из грязного болота
Убежать теперь смогли. А ты кто?
Петух: А я – петушок, золотой гребешок,
Масляно головушка, шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить, буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе, петь я буду на заре!
Лягушки и мышка: Так и быть, мы впусти в дом,
Только, чур, тебе поем:
Береги и ты природу, не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от разных бед, и спи же ты в обед.
Ведущий: Вот живут они – Лягушки, Петушок и Мышь-норушка,
Их водой не разольешь. Вдруг явились тут ежи.
Ежи: Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушки, мышка, петушок: Мы – веселые зверята.
В чистом поле дом нашли. А вы кто?
Ежи:
1-й еж: Я колючий Ёжик, ни головы, ни ножек.
Мы из лесу к вам пришли, там беды большой нашли.
Люди там так отдыхают, сразу шум стоит такой,
Всех зверюшек распугают, мусор всюду оставляют.
2-й еж: Жить нам стало невтерпеж – хоть куда девайся Ёж.
Разрешите здесь пожить, будем терем сторожить.
Лучше нас, лесных зверей, нет на свете сторожей.
Лягушки, мышка, петушок: Так и быть входите в дом,
Жить мы будем вшестером.
Ведущий: Вот живут они, играют,
И печаль они не знают.
Воздух свеж и так приятен, нет от дыма и следа.
Хорошо живут зверята – всем довольные ребята.
В это время из берлоги, вышел мишка толстокожий.
Он мотает головой, рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел – дом стоит, рядом реченька бежит.
Он решил:
Медведь: Пойду туда, наломаю там бока!
Ведущий: От того он злой такой, кто-то разбудил его зимой.
Не дал Мишке крепко спать.
Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили, уважали бы зверей,
Не пошел бы Мишка бурый
Дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок,
Рухнул в поле теремок.
Звери: Что же ты наделал, Мишка?
Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом –
Так прекрасно было в нем!
И пока жива природа,
Жить должно в ней много лесного народа.
Медведь: Я же вовсе не хотел обижать вас братья!
А имея крупный вес, просто в гости я полез.
Ведущий: Вот так и люди поступают:
Имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают,
Куражатся над ними всласть.
Лягушки, мышка, петух, ежи:
Пусть все живут на свете вместе,
И только так спасем мы мир.
Ведь если каждый человек,
Устроив на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор,
Костер потушит и зальет,
Не будет каждая букашка
Свой дом опять искать.
Медведь: Но я же вовсе не хотел обидеть вас, друзья,
Я новый дом построить помогу –
На радость вам, назло врагу.
Ведущий: И пошла у них работа! (Все участники выстраивают теремок из заранее подготовленных плакатов.)
НЕЛЬЗЯ ШУМЕТЬ В ЛЕСУ! |
НЕЛЬЗЯ ЛОВИТЬ БАБОЧЕК И ДРУГИХ НАСЕКОМЫХ! |
НЕЛЬЗЯ ЛОВИТЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ! |
НЕЛЬЗЯ СРЫВАТЬ ЦВЕТЫ! |
НЕЛЬЗЯ ЛОМАТЬ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ! |
|
X. ИТОГ.
- Какие правила поведения в лесу нужно знать?
Так кто же такой ЭКОЛОГ?
Мне бы очень хотелось, чтобы из каждого их вас вырос настоящий человек, не допускающий загрязнений окружающей среды.
XI. Домашнее задание:
Нарисовать плакат «Мы защитим природу!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.