Интегрированный урок по ИЗО и технологии на тему: "Основные композиции и восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства""
Оценка 4.9

Интегрированный урок по ИЗО и технологии на тему: "Основные композиции и восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства""

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
10 кл—11 кл +1
19.03.2023
Интегрированный урок по ИЗО и технологии на тему: "Основные композиции и восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства""
Конспект интегрированного урока технологии и ИЗО по декоративно-прикладному искусству в 5-6 классах
Интегриров урок ИЗО и технологии Регион компонент.docx

План-конспект интегрированного урока технологии и ИЗО

в 5-6 классах на тему:

«Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Автор: Петрова Надежда Петровна, учитель изобразительного искусства, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа им. Н.Г. Варакина Ульяновской  области

 

 Цели:

- знакомство с многообразием декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;

- создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы над творческим заданием;

- научить работать с источниками информации;

- развивать творческий потенциал личности, формировать уважительное отношние к своей Родине, людям и результатам их труда.

Учебно-познавательные и воспитательные задачи:

1.     Образовательные:

а) познакомить с многообразием декоративно-прикладного искусства России;

б) прививать навыки презентации подготовленного материала на заданную тему.

2. Развивающие:

а) развивать интеллектуальные качества (познавательные процессы):

самостоятельность и мышление, креативность и умение выделять главное;

б) развивать навыки работы с источниками, совершенствовать умения анализировать и обобщать представленный материал;

в) формировать интерес к творчеству.

3. Воспитательные:

а) воспитание эстетического восприятия;

б) воспитание трудолюбия, ответственности за результаты работы;

в) Умение работать в коллективе, группе;

г) воспитание творческого потенциала личности.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Учащиеся научатся работать над эскизом традиционных и современных платков

Метапредметные (УУД):

Регулятивные

Планирование пути достижения цели

1 уровень -- выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

 

Извлечение необходимой информации из учебной презентации, технической литературы. Выработка алгоритма действий. Давать определение понятиям.

1 уровень – выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Коммуникативные

Умение работать в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

2 уровень – совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры; освоение общекультурного наследия России. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. Потребность в самовыражении и самореализации.

2 уровень – самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

предметные УУД:

- имеют понятия «цвет», «композиция», «контраст»;

- умеют определять гармоничное сочетание цветов; выполнять эскиз платка с учетом расположения узора на платке, выбора изображений и превращения изображений в узор с учетом цвета и ритма узора;

Познавательные УУД:

- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством педагога.

Методы обеспечения:

приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса:

- по способу организации занятия – словесный, наглядный, практический;

- по уровню деятельности – частично-поисковый;

- по форме организации деятельности -- коллективно-индивидуальный;

- приемы – диалог, работа с профессиональными терминами, работа с учебной презентацией, технологическими картами, практическая работа;

дидактический материал: мультимедийная презентация   технологические, карты.

техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, инструменты, оборудование, образцы …

Тип урока: комбинированный

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: объяснение, лекция, демонстрация, наглядный метод, объяснительно- иллюстративныечастично- поисковые.

(Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, учащиеся самостоятельно ее разрешают, преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).

Наглядные пособия и оборудование: мультимедийные средства обучения, наглядный материал, иллюстрации, дополнительная литература,

Выставка работ учеников и местных умельцев (рушники, скатерти, платки, деревянные изделия, глиняные вазы, корзинки, народные куклы, и т.д.),

презентация, доклады. На плечах учителя – павловопосадский платок.

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Приветствие.

- Отметить отсутствующих учащихся.

- Проверка готовности учащихся к уроку.

1.Постановка учебной цели. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 Давайте посмотрим презентацию-загадку. Попробуйте определить, какой вид декоративно- прикладного искусства изображен на картинке. (Просмотр презентации-загадки на тему «Декоративно-прикладное искусство». Демонстрируются изображения, а учащиеся должны отгадать, какой вид декоративно-прикладного искусства показан (программа ИЗО, 5 кл.)

Предлагается посмотреть на выставку рисунков, выполненных на уроках ИЗО по темам «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве».

– О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

2. Актуализация знаний.

– Как вы понимаете понятие «декор»? (Лат. decoro — украшаю)

Ассоциации со словом «декор» (мозговой штурм).

– Из уроков изобразительного искусства какие вам известны элементы декора?

– Перед вами представлены изделия с известными вам видами росписи. Назовите их?

Постановка цели: – Что же мы должны узнать на уроке?

3. Сообщение темы урока.

- Назвать тему урока и обратиться к обучающимся для формулировки цели урока.

- Записать в тетрадях тему.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Информационный блок.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 (Декоративно-прикладное искусство России, Ульяновской области)

Декоративно-прикладное искусство- не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека.

На уроках технологии важно не только освоить основы мастерства, но и творчески соединить при изготовлении изделия технологические знания и знания, полученные на уроках изобразительного искусства.

Одним из наиболее выразительных средств создания образа в декоративно-прикладном искусстве является контраст светлого и темного. Все эффекты контрастов относительны. Линия кажется длиннее или короче при сравнении ее с другой более короткой или более длинной линией. В декоративной композиции большая темная форма кажется еще значительнее, если она контрастирует с маленькой светлой формой. Серый тон может казаться то светлым, то темным в зависимости от того, с чем его сравнивать -- с более светлым или более темным фоном.

Контрастные сопоставления можно наблюдать не только как светлое и темное, но и как большое и маленькое, длинное и короткое, широкое и узкое, прямое и изогнутое, горизонтальное и вертикальное, гладкое и шершавое. Контрасты черного и белого, большого и маленького, теплого и холодного – самые яркие примеры контрастов.

Цветовое решение изделия также имеет очень важное значение для его восприятия. Контрастные по цвету сочетания получаются при произвольном сопоставлении чистых цветов: красного, желтого, синего.

Физкультминутка .В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сомкнуть руки над головой).
Золотой расцвёл цветок. (Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок – 
Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует. (Руки к плечам, кружатся).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ №3 (Основы композиции и восприятия цвета)

Работа в группах (по парам)

Учащимся предлагаются рисунки эскизов носовых платков (в каждой группе разные эскизы).

Задание. Оформить эскиз в цвете с использованием двух или трех цветов (по цветовому кругу).

Задание. Предлагается сравнить работы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 (Создание платков)

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа над эскизом орнамента для платка».

Работа в группах с использованием элементов квест технологий

Задание. Исследуя материал, создать элементы узора платка.

1 группа. Павловопосадский платок.

2 группа. Ивановский платок.

3 группа. Бандана.

Таблица распределения работ

(заполнить старшему группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционная карта №1

Действия, обязанности

Результат. Ответственные

Оценка

Время. Материал

1.

Выбрать эксперта (старшего группы) – организует работу в группах, дисциплину. Распределяет карточки. Инстр. карта №1

1. _______________

1 мин.

2.

Определить задание

Название платка:__________

2 мин.

3.

Эксперту распределить обязанности

Заполнить фамилии:

2-3 мин

4.

Художник (рисовальщик) создает эскиз платка. Карточка №2

2.

15 мин. Заготовки элементов, цветные карандаши

5.

Мастера по эскизу «набивают» узор – выполняют аппликацию. Карточка №3

3.________________ 4.________________

15 мин. Цветные детали узора, клей, бумажная основа

6.

Искусствовед работает с информацией и представляет работу художника и мастеров. Карточка №4

5.________________

7.

Эксперту оценить работу товарищей. Инстр.карта №1

Карточка №2

Задание для художника (рисовальщика)

Название платка: павловопосадский

Задание. Выбрать образец схемы павловопосадского платка, создать эскиз платка

Признаки платка

Расположение узора

1. Построение узора

в углах: крупные, броские цветы

по кайме: средние цветы

в центре: мелкие цветочки

2. Цветовое решение

пестрая гамма

Карточка №2

Задание для художника (рисовальщика)

Название платка: ивановский

Задание. Выбрать образец схемы ивановского платка, создать эскиз платка

Признаки платка

Расположение узора

1. Построение узора

в углах и по кайме: чередование крупных и средних цветов

 

в центре: мелкий горох или цветочки

2. Цветовое решение

однотонная и пестрая гамма

 

Карточка №2

Задание для художника (рисовальщика)

Название платка: бандана

Задание. Выбрать образец схемы банданы, создать эскиз платка

 

Признаки платка

Расположение узора

1. Построение узора

в углах и по кайме: мелкий узор

в центре: крупный цветочный мотив

2. Цветовое решение

расцветка яркая

Карточка №3

Задание для мастеров:

Выбрать образец схемы ______________платка, создать совместно с выбором варианта эскиза художника модель платка

Этапы выполнения задания

Кто выполняет

1. Нанести место расположения элементов узора.

Мастер совместно с художником

2. Приклеить элементы узора.

Мастер

 

Карточка №4

Задание для искусствоведа

 

Название платка: ____________________

 

1.Ознакомиться с информацией, заполнить таблицу

 

Признаки платка

Ответ

1. Основной вид ткани

2. Главные символы узора

3. Построение узора:

в углах:

по кайме:

в центре:

4. Цветовое решение.

2. Представить особенность платка – работу группы

Материал для исследования.

Павловопосадские платки

Яркие и легкие, женственные павловопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово. На ней производились шерстяные и шелковые платки с набивным рисунком, очень популярным в то время.

В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды садовых и полевых цветов. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги.  Георгины – второй по частоте изображения цветок на павловопосадских платках. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. 

Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)?

Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы.Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов. В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора. Ребята, обратите внимание на характер узора. Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется? (Из растительных элементов). Найдите платки с геометрическим узором.

Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? (В тёплой цветовой гамме или в холодной цветовой гамме, а может и контрастными цветами). Пестрая гамма (более 20 цветов ) используется при создании павловопосадских платков.

Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим подарком.

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_569e2869d7522/intieghratsiia-tiekhnologhichieskogho-i-khudozhiestviennogho-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii-i-izo_1.jpeg

 

 

 

 



Ивановские платки

Истоки ОРНАМЕНТации ивановских ситцев лежат в глубокой древности и обусловлены всем ходом развития мировой и в частности, русской народной культуры. Все, что окружало мастера-набойщика - природная и предметная среда служило темой для узора будущей ткани.

К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: "лапки", "елочки", "горох", "цветы", "рубчики", "глаза". Самым популярным для ситцевых платков является растительный рисунок — цветной мотив – мотив полевых цветов , он отражает красоту местных полей и луговю. Встречаются и заморские орнаменты с изображением "огурцов".

Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)?

По кайме и углам симметрично размещают одинаковый узор с букетами крупных и средних цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелким горохом или цветочками.

Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. Используются многослойные цветные и одноцветные рисунки на белом, красном и синем фонах. Платок носили, не завязывая, чтобы не прятать рисунок. Сейчас ситцевые платки можно найти как в отрезах, так и готовыми.

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_569e2869d7522/intieghratsiia-tiekhnologhichieskogho-i-khudozhiestviennogho-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii-i-izo_2.jpeg

 

 

 

 

 

 

Бандана

Бандана – это головной убор в виде косынки или платка большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. В переводе с испанского «banda» означает «повязывать», потому иногда считается что название головного убора происходит именно от этого слова. Но в санскрите также есть слово «bandhana», что означает «связывающий».

Говорят, что первыми бандану начали носить индийские рабочие еще в средневековье, используя ее для защиты от солнца во время работы. Изготавливали ее тогда из шелка с яркой расцветкой.

Испанские пастухи, а позже и американские ковбои также использовали бандану при повседневной работе. Изготавливалась бандана в те времена из хлопка.

Узоры используют различные: от цветочных до абстрактных.

Расцветка яркая.

С цветочным узором крупный мотив располагается в центре, а мелкий в углах и по кайме.



Вот такой он платок – модный, удобный, красивый, может быть забавный и , уж точно оригинальный!

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_569e2869d7522/intieghratsiia-tiekhnologhichieskogho-i-khudozhiestviennogho-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii-i-izo_3.jpeg





 

 

Задание группам. Предлагается сравнить расположение основных элементов в разных платках.

Физкультминутка 2 во время выполнения практической работы.

В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сомкнуть руки над головой).
Золотой расцвёл цветок. 
(Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок – 
Закачался наш цветок. 
(Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует. 
(Руки к плечам, кружатся).

IV. РЕФЛЕКСИЯ.

Вопросы учащимся:

1. Поставленная цель достигнута?

2.Что нового вы сегодня узнали на уроке?

3. Что понравилось в сегодняшнем уроке?

4. Где вы сможете применить эти знания и умения?

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. В Интернете подобрать информацию как можно носить современный платок.

2. Подобрать дополнительную информацию о декоративно-прикладном искусстве Ульяновской области.


 

План-конспект интегрированного урока технологии и

План-конспект интегрированного урока технологии и

Умение работать в коллективе, группе; г) воспитание творческого потенциала личности

Умение работать в коллективе, группе; г) воспитание творческого потенциала личности

Личностные Освоение национальных ценностей, традиций, культуры; освоение общекультурного наследия

Личностные Освоение национальных ценностей, традиций, культуры; освоение общекультурного наследия

Наглядные пособия и оборудование: мультимедийные средства обучения, наглядный материал, иллюстрации, дополнительная литература,

Наглядные пособия и оборудование: мультимедийные средства обучения, наглядный материал, иллюстрации, дополнительная литература,

Сообщение темы урока. - Назвать тему урока и обратиться к обучающимся для формулировки цели урока

Сообщение темы урока. - Назвать тему урока и обратиться к обучающимся для формулировки цели урока

Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево)

Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево)

Инструкционная карта №1 №

Инструкционная карта №1 №

Признаки платкаРасположение узора 1

Признаки платкаРасположение узора 1

Цветовое решение расцветка яркая

Цветовое решение расцветка яркая

В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды садовых и полевых цветов

В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды садовых и полевых цветов

К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: "лапки", "елочки", "горох", "цветы", "рубчики", "глаза"

К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: "лапки", "елочки", "горох", "цветы", "рубчики", "глаза"

С цветочным узором крупный мотив располагается в центре, а мелкий в углах и по кайме

С цветочным узором крупный мотив располагается в центре, а мелкий в углах и по кайме

Подобрать дополнительную информацию о декоративно-прикладном искусстве

Подобрать дополнительную информацию о декоративно-прикладном искусстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023