План-конспект интегрированного урока технологии и ИЗО
в 5-6 классах на тему:
«Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»
Автор: Петрова Надежда Петровна, учитель изобразительного искусства, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа им. Н.Г. Варакина Ульяновской области
Цели:
- знакомство с многообразием декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
- создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы над творческим заданием;
- научить работать с источниками информации;
- развивать творческий потенциал личности, формировать уважительное отношние к своей Родине, людям и результатам их труда.
Учебно-познавательные и воспитательные задачи:
1. Образовательные:
а) познакомить с многообразием декоративно-прикладного искусства России;
б) прививать навыки презентации подготовленного материала на заданную тему.
2. Развивающие:
а) развивать интеллектуальные качества (познавательные процессы):
самостоятельность и мышление, креативность и умение выделять главное;
б) развивать навыки работы с источниками, совершенствовать умения анализировать и обобщать представленный материал;
в) формировать интерес к творчеству.
3. Воспитательные:
а) воспитание эстетического восприятия;
б) воспитание трудолюбия, ответственности за результаты работы;
в) Умение работать в коллективе, группе;
г) воспитание творческого потенциала личности.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Учащиеся научатся работать над эскизом традиционных и современных платков |
|
Метапредметные (УУД): |
||
Регулятивные |
Планирование пути достижения цели |
1 уровень -- выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Познавательные
|
Извлечение необходимой информации из учебной презентации, технической литературы. Выработка алгоритма действий. Давать определение понятиям. |
1 уровень – выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Коммуникативные |
Умение работать в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. |
2 уровень – совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные |
Освоение национальных ценностей, традиций, культуры; освоение общекультурного наследия России. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. Потребность в самовыражении и самореализации. |
2 уровень – самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
предметные УУД:
- имеют понятия «цвет», «композиция», «контраст»;
- умеют определять гармоничное сочетание цветов; выполнять эскиз платка с учетом расположения узора на платке, выбора изображений и превращения изображений в узор с учетом цвета и ритма узора;
Познавательные УУД:
- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством педагога.
Методы обеспечения:
приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса:
- по способу организации занятия – словесный, наглядный, практический;
- по уровню деятельности – частично-поисковый;
- по форме организации деятельности -- коллективно-индивидуальный;
- приемы – диалог, работа с профессиональными терминами, работа с учебной презентацией, технологическими картами, практическая работа;
дидактический материал: мультимедийная презентация технологические, карты.
техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, инструменты, оборудование, образцы …
Тип урока: комбинированный
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: объяснение, лекция, демонстрация, наглядный метод, объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые.
(Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, учащиеся самостоятельно ее разрешают, преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).
Наглядные пособия и оборудование: мультимедийные средства обучения, наглядный материал, иллюстрации, дополнительная литература,
Выставка работ учеников и местных умельцев (рушники, скатерти, платки, деревянные изделия, глиняные вазы, корзинки, народные куклы, и т.д.),
презентация, доклады. На плечах учителя – павловопосадский платок.
Ход урока.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Приветствие.
- Отметить отсутствующих учащихся.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
1.Постановка учебной цели. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 Давайте посмотрим презентацию-загадку. Попробуйте определить, какой вид декоративно- прикладного искусства изображен на картинке. (Просмотр презентации-загадки на тему «Декоративно-прикладное искусство». Демонстрируются изображения, а учащиеся должны отгадать, какой вид декоративно-прикладного искусства показан (программа ИЗО, 5 кл.)
Предлагается посмотреть на выставку рисунков, выполненных на уроках ИЗО по темам «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве».
– О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
2. Актуализация знаний.
– Как вы понимаете понятие «декор»? (Лат. decoro — украшаю)
Ассоциации со словом «декор» (мозговой штурм).
– Из уроков изобразительного искусства какие вам известны элементы декора?
– Перед вами представлены изделия с известными вам видами росписи. Назовите их?
Постановка цели: – Что же мы должны узнать на уроке?
3. Сообщение темы урока.
- Назвать тему урока и обратиться к обучающимся для формулировки цели урока.
- Записать в тетрадях тему.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Информационный блок.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 (Декоративно-прикладное искусство России, Ульяновской области)
Декоративно-прикладное искусство- не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека.
На уроках технологии важно не только освоить основы мастерства, но и творчески соединить при изготовлении изделия технологические знания и знания, полученные на уроках изобразительного искусства.
Одним из наиболее выразительных средств создания образа в декоративно-прикладном искусстве является контраст светлого и темного. Все эффекты контрастов относительны. Линия кажется длиннее или короче при сравнении ее с другой более короткой или более длинной линией. В декоративной композиции большая темная форма кажется еще значительнее, если она контрастирует с маленькой светлой формой. Серый тон может казаться то светлым, то темным в зависимости от того, с чем его сравнивать -- с более светлым или более темным фоном.
Контрастные сопоставления можно наблюдать не только как светлое и темное, но и как большое и маленькое, длинное и короткое, широкое и узкое, прямое и изогнутое, горизонтальное и вертикальное, гладкое и шершавое. Контрасты черного и белого, большого и маленького, теплого и холодного – самые яркие примеры контрастов.
Цветовое решение изделия также имеет очень важное значение для его восприятия. Контрастные по цвету сочетания получаются при произвольном сопоставлении чистых цветов: красного, желтого, синего.
Физкультминутка
.В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сомкнуть
руки над головой).
Золотой расцвёл цветок. (Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок –
Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует. (Руки к плечам, кружатся).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ №3 (Основы композиции и восприятия цвета)
Работа в группах (по парам)
Учащимся предлагаются рисунки эскизов носовых платков (в каждой группе разные эскизы).
Задание. Оформить эскиз в цвете с использованием двух или трех цветов (по цветовому кругу).
Задание. Предлагается сравнить работы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 (Создание платков)
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа над эскизом орнамента для платка».
Работа в группах с использованием элементов квест технологий
Задание. Исследуя материал, создать элементы узора платка.
1 группа. Павловопосадский платок.
2 группа. Ивановский платок.
3 группа. Бандана.
Таблица распределения работ
(заполнить старшему группы)
Инструкционная карта №1
№ |
Действия, обязанности |
Результат. Ответственные |
Оценка |
Время. Материал |
1. |
Выбрать эксперта (старшего группы) – организует работу в группах, дисциплину. Распределяет карточки. Инстр. карта №1 |
1. _______________ |
1 мин. |
|
2. |
Определить задание |
Название платка:__________ |
2 мин. |
|
3. |
Эксперту распределить обязанности |
Заполнить фамилии: |
2-3 мин |
|
4. |
Художник (рисовальщик) создает эскиз платка. Карточка №2 |
2. |
15 мин. Заготовки элементов, цветные карандаши |
|
5. |
Мастера по эскизу «набивают» узор – выполняют аппликацию. Карточка №3 |
3.________________ 4.________________ |
15 мин. Цветные детали узора, клей, бумажная основа |
|
6. |
Искусствовед работает с информацией и представляет работу художника и мастеров. Карточка №4 |
5.________________ |
||
7. |
Эксперту оценить работу товарищей. Инстр.карта №1 |
Карточка №2
Задание для художника (рисовальщика)
Название платка: павловопосадский
Задание. Выбрать образец схемы павловопосадского платка, создать эскиз платка
Признаки платка |
Расположение узора |
1. Построение узора |
в углах: крупные, броские цветы по кайме: средние цветы в центре: мелкие цветочки |
2. Цветовое решение |
пестрая гамма |
Карточка №2
Задание для художника (рисовальщика)
Название платка: ивановский
Задание. Выбрать образец схемы ивановского платка, создать эскиз платка
Признаки платка |
Расположение узора |
1. Построение узора |
в углах и по кайме: чередование крупных и средних цветов
в центре: мелкий горох или цветочки |
2. Цветовое решение |
однотонная и пестрая гамма |
Карточка №2
Задание для художника (рисовальщика)
Название платка: бандана
Задание. Выбрать образец схемы банданы, создать эскиз платка
Признаки платка |
Расположение узора |
1. Построение узора |
в углах и по кайме: мелкий узор в центре: крупный цветочный мотив |
2. Цветовое решение |
расцветка яркая |
Карточка №3
Задание для мастеров:
Выбрать образец схемы ______________платка, создать совместно с выбором варианта эскиза художника модель платка
Этапы выполнения задания |
Кто выполняет |
1. Нанести место расположения элементов узора. |
Мастер совместно с художником |
2. Приклеить элементы узора. |
Мастер |
Карточка №4
Задание для искусствоведа
Название платка: ____________________
1.Ознакомиться с информацией, заполнить таблицу
Признаки платка |
Ответ |
1. Основной вид ткани |
|
2. Главные символы узора |
|
3. Построение узора: |
в углах: по кайме: в центре: |
4. Цветовое решение. |
2. Представить особенность платка – работу группы
Материал для исследования.
Павловопосадские платки
Яркие и легкие, женственные павловопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово. На ней производились шерстяные и шелковые платки с набивным рисунком, очень популярным в то время.
В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды садовых и полевых цветов. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины – второй по частоте изображения цветок на павловопосадских платках. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого.
Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)?
Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы.Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов. В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора. Ребята, обратите внимание на характер узора. Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется? (Из растительных элементов). Найдите платки с геометрическим узором.
Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? (В тёплой цветовой гамме или в холодной цветовой гамме, а может и контрастными цветами). Пестрая гамма (более 20 цветов ) используется при создании павловопосадских платков.
Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим подарком.
Ивановские платки
Истоки ОРНАМЕНТации ивановских ситцев лежат в глубокой древности и обусловлены всем ходом развития мировой и в частности, русской народной культуры. Все, что окружало мастера-набойщика - природная и предметная среда служило темой для узора будущей ткани.
К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: "лапки", "елочки", "горох", "цветы", "рубчики", "глаза". Самым популярным для ситцевых платков является растительный рисунок — цветной мотив – мотив полевых цветов , он отражает красоту местных полей и луговю. Встречаются и заморские орнаменты с изображением "огурцов".
Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)?
По кайме и углам симметрично размещают одинаковый узор с букетами крупных и средних цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелким горохом или цветочками.
Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. Используются многослойные цветные и одноцветные рисунки на белом, красном и синем фонах. Платок носили, не завязывая, чтобы не прятать рисунок. Сейчас ситцевые платки можно найти как в отрезах, так и готовыми.
Бандана
Бандана – это головной убор в виде косынки или платка большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. В переводе с испанского «banda» означает «повязывать», потому иногда считается что название головного убора происходит именно от этого слова. Но в санскрите также есть слово «bandhana», что означает «связывающий».
Говорят, что первыми бандану начали носить индийские рабочие еще в средневековье, используя ее для защиты от солнца во время работы. Изготавливали ее тогда из шелка с яркой расцветкой.
Испанские пастухи, а позже и американские ковбои также использовали бандану при повседневной работе. Изготавливалась бандана в те времена из хлопка.
Узоры используют различные: от цветочных до абстрактных.
Расцветка яркая.
С цветочным узором крупный мотив располагается в центре, а мелкий в углах и по кайме.
Вот такой он платок – модный, удобный, красивый, может быть забавный и , уж точно оригинальный!
Задание группам. Предлагается сравнить расположение основных элементов в разных платках.
Физкультминутка 2 во время выполнения практической работы.
В
яркий солнечный денёк (Исходное положение -
сомкнуть руки над головой).
Золотой расцвёл цветок. (Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок –
Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует. (Руки к плечам, кружатся).
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Вопросы учащимся:
1. Поставленная цель достигнута?
2.Что нового вы сегодня узнали на уроке?
3. Что понравилось в сегодняшнем уроке?
4. Где вы сможете применить эти знания и умения?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. В Интернете подобрать информацию как можно носить современный платок.
2. Подобрать дополнительную информацию о декоративно-прикладном искусстве Ульяновской области.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.