Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)
Оценка 4.8

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география +1
9 кл
05.03.2019
Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)
Октрытый урок в 9 классе Северо-Запад.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №12  с углубленным изучением отдельных предметов» Интегрированный урок по географии и истории в рамках ФГОС Тема: Северо-Запад России: история освоения района и экономико - географическое положение. Подготовили:  учитель географии Полякова Л.С. Учитель истории и обществознания Новикова Д.А. Г.о. Балашиха, 2019 Цель урока: Учащиеся анализируют, как экономико­географическое положение Северо­ Запада повлияло на его место в России и на историю освоения территории. Задачи: Образовательные: 1. Определить, основные черты  ЭГП Северо­Западного района и историю освоения  территории; 2. определить, как экономико­географическое положение Северо­Запада повлияло на его  место в России; Развивающие: развивают умения планировать свою деятельность; выявлять главное при работе с текстом и атласом; подводить итоги выполненной работы в устной и письменной форме; умения работать в группе; выступать публично. Воспитательные:  1.воспитывать познавательный интерес; 2. воспитывать уважение к своему городу. Основное содержание: изменение географического и экономико­географического   положения во времени. Историческое освоение территории района. Межпредметные связи: история, литература. Методы обучения:  по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа),  практические (выполнение заданий). по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно­иллюстративный,  частично­поисковый. Критическое мышление Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Учебные пособия: В.П. Дронов, В.Я. Ром География России. 9 кл М. Дрофа 2011: учебн.  для общеобр. учрежд.Г.С. Камерилова, О.А. Родыгина География 9 Моя Россия Человек и  хозяйство.  М. Баласс2013: учебн. для общеобр. учрежд. География России 9. В.В.  Николина. «Полярная звезда». Просвещение 2010. Оборудование:  раздаточный материал, компьютерная презентация учителя. Место урока в теме: Урок: Северо­Запад: «окно в Европу» является 8­ым уроком в теме: « Региональная часть курса», вторым в теме: Северо­Западный район. Ход урока: Мы продолжаем изучение районов России. Район, о котором пойдёт речь на уроке,  вы назовёте сами, ответив на вопросы. Я задам 5 вопросов, каждый последующий вопрос  «легче» предыдущего. Готовы? Сл. 1   (Изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации  «Северо­Западный экономический район») 1. На востоке этого района проживает один из древнейших финно­угорских народов –  вепсы, карелы. 2. Здесь самая высокая естественная убыль населения 3. Самый маленький по площади экономический район 4. Район лидирует по концентрации памятников старины на единицу площади 5. На территории района расположен старейший город России. Сл. 2­ Верно. Это Северо­Западный район. Сегодня первый урок по теме и наша с вами  цель: создать образ территории. Пользуясь атласом, определите, какие субъекты входят в  состав Северо­Запада? 1. г. Санкт­Петербург 2. Ленинградская область 3. Новгородская область 4. Псковская область 5. Калиниградская область (анклав) ­ Анклав – территория или часть территории одного государства, окружённая со всех  сторон территорией других государств. Если анклав имеет выход к морю, его называют  полуанклавом. ­ Полуанклав – анклав, имеющий выход в море. ­ Что вы знаете о Северо­Западе? ­ Что можете сказать о площади этого района? (Это самый маленький по площади экономический район) ­ Определите географическое положение района. (Омывается водами Балтийского моря, имеет приграничное положение) ­ По плану определим особенности ЭГП Северо­Западного района. План ЭГП региона: 1.Приморское положение (начинает тот, кто ближе к солнцу) 2. Выход в море (начинает тот, у кого волосы длиннее) 3. Соседние экономические районы (начинает тот, у кого каблук выше) 4. Пограничное положение (начинает тот, у кого имя начинается с буквы ближе  расположенной в алфавите к букве А) 5. Транспортное значение (начинает тот, кто раньше сегодня пришёл в школу) Приблизительные ответы: Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря.  Имеет морские порты Санкт­Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта  Санкт­Петербург возросла, так как Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии,  Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт­Петербург и Калининград (показать по карте) Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие  каналы и назвать их) Соседи района – Северный (Европейский Север) и Центральный районы (показать на карте) Район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией,  Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать по карте) По территории района проходят железнодорожные и автомобильные дороги. Они  расходятся от Санкт­Петербурга веером во все соседние территории. История освоения района.   ­ ЭГП района менялось. район был рано заселен, так как находился на торговом пути «из  варяг в греки» Здесь находятся древние русские города: Псков, Новгород, Великие Луки,  Старая Русса. Вначале XVII века выход в Балтийское море был закрыт шведами и только  после победы в войне со Швецией выход на Балтику был возвращен России. После распада  СССР роль порта Санкт­Петербург возросла, так как страна потеряла незамерзающие  порты Латвии, Литвы. Эстонии.) В начале 17 века в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со  шведами выход на Балтику был возвращён России Назовите основные торговые пути, существовавшие в Древней Руси. Ответ: Древнерусское государство возникло на транзитном торговом пути «из варяг в  греки», т. е. с Балтики на Черное море, а также с Балтики в Поволжье и к Прикаспию (по  аналогии можно сказать: «из варяг в арабы»). Важнейшими центрами пути «из варяг в  греки» были: на севере – Новгород, на юге – Киев. 2. Почему понадобилось строить новую столицу на берегу Балтийского моря? Ответ: в XVIII в. выход к Балтийскому морю был для России необходимостью, как с  экономической, так и с политической точек зрения. 3. Какова разница в направлениях торговых связей Москвы и Санкт­Петербурга? Ответ: Торговые связи Москвы в большей мере континентальны (хотя и есть выходы к  путям судоходства) и ориентированы на развитие товарных потоков внутри страны. Торговые связи Санкт­Петербурга в большей степени морские, ориентированы на Европу. 4. Как менялось место Северо­Запада в стране по мере освоения его территории? Ответ: После присоединения Новгорода к России Иван III построил в 1492 г. (в год  открытия Колумбом Америки) новый русский порт на Балтике и назвал его в свою честь –  Ивангород. Его возвели на правом берегу реки Нарвы, напротив построенной еще  датчанами в XIII в., а потом перешедшей к Ливонскому ордену крепости Нарва. Некоторое время русские купцы торговали, базируясь в Ивангороде, но этой торговле мешали  Ливония и Ганзейский союз, не желавшие допускать самостоятельного русского  мореплавания на Балтике. В середине XVI в. Иван Грозный, желая получить гарантированный доступ к Балтийскому  побережью, начинает Ливонскую войну. Вначале русские войска добиваются успехов, но  затем сталкиваются с союзом двух мощных тогда держав – Польши и Швеции – и терпят  поражение. Почти все Балтийское побережье остается у шведов. Еще сильнее ухудшилось  положение после Смутного времени в начале XVII в., когда шведы захватили весь берег  Балтийского моря. По мере освоения территории Северо­Запада, его роль для России возрастала в связи с  увеличением торговых операций со странами Европы. Северо­Запад в истории нашей  страны стал «окном в Европу». ? « Почему  «окно в Европу пришлось прорубить снова?» « Возьмите текст отрывка поэмы Медный всадник» и прочитаем его. «На берегу пустынных волн. Стоял он, дум великих полн. И в даль глядел. Пред ним широко  Река неслася: бедный челн.  По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам. Чернели избы здесь и там. Приют убогого чухонца: И лес, неведомый лучам.  В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу,  Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно,  Нагою твердой встать при море. Сюда, по новым им волнам Все флаги будут в гости к нам. И запируем на просторе…» А.С. Пушкин. Учитель: « О каком событии говорит этот отрывок из поэмы «Медный всадник»? Ученик: « На берегу «пустынных волн стоит Петр и думает о городе, который будет здесь  построен. Город должен защищать Россию от шведов и должен стать «окном в Европу».  « Основание в 1703 году Санкт­Петербурга и победа в Северной войне изменили  кардинально весь облик Северо­Запада Европейской России. Впервые за все время своей  истории Россия получила широкий выход к Балтике, где уже существовало много портов:  Рига, Нарва, Выборг, Ревель (Таллинн) Учитель: «Какие особенности экономико­ географического положения Северо­Западного  района привели к тому, что именно этот район стал районом, ответственным за внешние  связи, особенно с Северной и Западной Европой?  IV.Закрепление Вопросы группам 1. Выделите  особенности экономико­географического положения района. Как они  повлияли на его экономическое развитие? Заполните таблицу. ЭГП Европейского Северо­Запада Влияние на экономическое развитие Как изменилось экономико­географическое положение района после распада  СССР? Я считаю, что  __________________________________________________________________ Во­первых,  ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______во­вторых,  ____________________________________________________________________ 2. Великий русский учёный М.В. Ломоносов считал, что «благополучие, слава и  цветущее состояние государства» зависят от развития торговли. Согласны ли вы с  этой точкой зрения? Как этот тезис можно применить к Северо­Западу? Обсудите в  группе.  Итоги урока: Структура Парковка:                                  1.Было ли Вам интересно? 2.Сумел ли Вы получить новые знания? 3.Вы был активен на уроке? 4.Учитель был внимателен к Вам? 5.Вы сумели показать свои знания? Синквейн   правилам:      – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим 1 строка     – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.  2 строка     – два прилагательных, выражающих главную мысль.  3 строка     – три глагола, описывающие действия в рамках темы.  4 строка     – фраза, несущая определенный смысл.  5 строка     – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Северо-Запад России Домашнее задание: п. 41 самостоятельно изучить население и хозяйство Северо­ Запада Выделите  особенности экономико­географического положения района. Как они  1. повлияли на его экономическое развитие? Заполните таблицу. ЭГП Европейского Северо­Запада Влияние на экономическое развитие? Как изменилось экономико­географическое положение района после распада СССР? Я считаю, что  __________________________________________________________________ Во­первых, ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _во­вторых,  ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Великий русский учёный М.В. Ломоносов считал, что «благополучие, слава и цветущее  состояние государства» зависят от развития торговли. Согласны ли вы с этой точкой  зрения? Как этот тезис можно применить к Северо­Западу? Обсудите в группе. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по  следующим правилам:  1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.  2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.  3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.  4 строка – фраза, несущая определенный смысл.  5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Северо-Запад России « Возьмите текст отрывка поэмы Медный всадник» и  прочитаем его. «На берегу пустынных волн. Стоял он, дум великих полн. И в даль глядел. Пред ним широко  « Возьмите текст отрывка поэмы Медный всадник» и  прочитаем его. «На берегу пустынных волн. Стоял он, дум великих полн. И в даль глядел. Пред ним широко  Река неслася: бедный челн.  По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам. Чернели избы здесь и там. Приют убогого чухонца: И лес, неведомый лучам.  В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу,  Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно,  Нагою твердой встать при море. Сюда, по новым им волнам Все флаги будут в гости к нам. Река неслася: бедный челн.  По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам. Чернели избы здесь и там. Приют убогого чухонца: И лес, неведомый лучам.  В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу,  Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно,  Нагою твердой встать при море. Сюда, по новым им волнам Все флаги будут в гости к нам. И запируем на просторе…» И запируем на просторе…»                                                                          А.С. Пушкин.                                                                                   А.С. Пушкин.

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)

Интегрированный урок по географии и истории на тему "Северо-Запад: экономико-географическое положение и история освоения района (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2019