Интеллектуальная игра по русскому языку «Знатоки русского языка»
Форма: урок – соревнование
Цель :
- повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка посредством игрового и занимательного материала;
- прививать любовь к русскому языку;
- закреплять орфографические навыки;
- развивать сообразительность, чувство слова;
- формировать умение творчески применять имеющиеся знания
Задачи:
- воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
- обогащение словарного запаса учащихся, используя высказывания писателей о русском языке;
- развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
- развитие интереса к изучению русского языка во внеурочное время;
- укрепление и сплочение детского коллектива;
- развивать интеллектуальные способности детей, память, внимание, усидчивость, делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы, воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, обучать грамматике.
Оборудование:
- компьютер
- презентация;
- карточки с заданиями;
-буквы для оформления классной доски;
- призы, грамоты
- 1 -
Ход урока:
Учитель:
- Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашего мероприятия. Вы знаете, что эта неделя не простая , а предметная неделя в начальной школе. Сегодняшний день посвящён русскому языку. Для всего, что существует в природе , в русском языке есть множество хороших слов и названий.
- А зачем нам нужно изучать русский язык? (язык помогает нам правильно читать, писать, участвовать в диалоге, составлять тексты –описания, повествования, развивает речь, мышление, воображение, учит навыкам безошибочного грамотного письма, а это всё есть показатель общей культуры человека)
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Мы проведём сегодня интеллектуальную игру «Знатоки русского языка» .
И в этой игре проявятся все лучшие качества наших участников:
-
юмор;
- внимание;
- товарищество;
- находчивость.
-А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:
Работать дружно, все вместе;
Уметь выслушать своего товарища;
Не обижать товарища, который сделал ошибку;
Не смеяться над командой, которая проигрывает;
Не злиться, если вы проиграете.
Представление жюри:
- Оценивать нашу игру будет всезнающее и справедливейшее жюри (представление жюри).
- За каждый конкурс командам будут начисляться баллы, в конце игры жюри подсчитает количество баллов, и мы узнаем, какая команда выиграет.
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся некоторое время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан будет отвечать.
- 2 -
1 этап. Представление команд.
- Начнём с представления команд, домашним заданием было: выбрать капитана, название команды , девиз и приветствие соперникам.
Существительное.
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Глагол.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Прилагательное.
- Я слово замечательное, -
Сказало Прилагательное. -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет -
Об этом знает целый свет.
2 этап. РАЗМИНКА. «Вопрос-ответ», каждый правильный ответ 1 балл
1- Сколько букв в русском алфавите? (33)
2-Сколько гласных букв? (10)
3-Сколько согласных букв в русском языке? (21)
4- Назовите антоним к слову «мокрый» (сухой).
5- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол) 6Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто? что»?
7-Какой частью речи выражается определение? ( прилагательным)
8-Какие части слова образуют новые слова?(суффикс, приставка)
9-Для чего нужны в русском языке предлоги? ( для связи слов в предложении)
3
этап. «Собери цветок.» 3 балла
- К вам, ребята, я спешила, познакомиться решила. Но вчера упала с кочки, Цветок
распался на кусочки. Помогите, помогите! Из кусочков нас сложите.
- 3 -
(На доске для каждой команды лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение.
На сердцевине у цветка 1 команды:
«Части речи». Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашего цветка.
На сердцевине у цветка 2 команды :
«Часть слова». Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашего цветка.
На сердцевине у цветка 3 команды:
«Члены предложения». Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашего цветка.
4 этап. Конкурс «Шифровальщик». За каждое слово – 1 балл
Перепутались буквы, помогите им найти свои места в слове.
ланпе _____________(ПЕНАЛ)
кюразк_____________(РЮКЗАК)
чкару _____________(РУЧКА)
тарпа _____________(ПАРТА)
ганик _____________(КНИГА)
вонзок _____________(ЗВОНОК)
Физ.минутка
Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
А теперь опять урок!
5 этап. Составь слова из слова ТРАНСПОРТ. За каждое слово – 1 балл.
Команды составляют как можно больше слов из данного слова. Спикеры команд поочерёдно называют по одному слову. Проигрывает команда, у которой раньше закончатся слова.
- 4 -
6 этап. Конкурс команд. «Слово - змейка». За каждое слово – 1 балл
Представитель от каждой команды за 1-2 минуты должен записать на доске слова в том порядке, чтобы второе слово начиналось последней буквой первого; например:
1 команда - адрес, салют.
2 команда – хвост…
3 команда – флаг…
7 этап. «Конкурс капитанов.»
Раскрыть скобки: приставку обозначь значком, прпедлог – кружочек.
Язык (до) Киева (до) ведёт.
Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.
(С) горы (с) бежал поток проворный.
Игра «Наоборот».
- Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1-Опустите руки вниз.
2-Поднимите руки вверх. (2 раза)
3-Голову поднимите.
4-Глаза закройте.
5-Привстаньте.
6-Присядьте.
7-Опустите правую руку.
8-Поднимите левую руку.
9-Повернитесь налево.
10-Повернитесь направо.
11-Посмотрите вдаль.
8 этап. «Закончи фразу»
Закончи фразу, назвав подходящее по смыслу животное.( После ответа на слайдах появляется картинка животного).
Голоден,
как … (волк)
Хитра, как … (лиса)
Труслив, как … (заяц)
Изворотлив как … (уж)
Надулся, как … (индюк)
Нем, как … (рыба)
Грязный,
как … (свинья)
Упрям, как … (осёл)
Болтлив, как … (сорока
- 5 -
9этап. «Народная мудрость». Составь пословицы.
На доске рассыпались слова. Собери их правильно и прочитай пословицу.
1 команда: «Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.
Не рой другому яму, сам в неё упадёшь.
2 команда – «Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.»
Дарёному коню в зубы не смотрят.
3 команда – «Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.»
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
10
этап. «Кроссворд»
Против знатоков играет кот Матроскин. Он
приготовил для вас кроссворд. Впишите слова – имена существительные и
прочитайте ключевое слово. Определите род имён существительных. За каждое
отгаданное слово – 1 балл и 1 балл за определение рода существительного.
1.Рыжий зверек, живет в дупле, ловко скачет по веткам.
2. Оно умоет чисто и нас, и трубочиста.
3. Красивые движения под музыку.
4. Самое жаркое время года, время походов и
купания в речке.
5. Ласково сияет, всех нас согревает.
Учитель:
- Ребята, пока наше жюри подводят итог нашей игры, я проведу игру с болельщиками.
- 6 -
«Буквы заблудились»
№1. Мы пришли на огород,
Смотрим: кепка там растет. (репка)
№2. Нарушая тишину,
Воют вилки на Луну. (волки)
№3. Пышка любит грызть зерно, –
Очень вкусное оно! (мышка)
№4. Утром бабушка к рубашке
Прибивала мне кармашки. (пришивала)
№5. Гром был тихий, молчаливый.
Колпачок носил красивый. (гном)
№6.Говорят один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)
№7.Жучка будку не доела. Не охота, надоело! (булку)
№8.Забодал меня котёл, на него я очень зол. (козёл)
№9.Врач напомнить должен Мите: не забудьте об одном, 10 цапель перед сном. (капель)
№10.На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес)
№11.Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползёт зелёный лук с длинными усами. (жук)
Итог урока.
- Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Жюри подводит итоги, награждает грамотами и сладкими призами!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.