ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ
Как часто в наших семьях происходит подобная ситуация? Воскресенье. Дети, как всегда, хотят посетить с родителями любопытные места или пойти на прогулку в парк. Мать на выходной день планирует множество работы по хозяйству: уборка, стирка, приготовление еды и т.д. свободным от домашних дел, обычно остается отец. Как не хочется ему посвящать этот день ребенку! Ведь часто считают, что в таком случае выходной будет потрачен даром. А для ребенка общение с отцом- настоящая радость, особенно для мальчиков, которые очень тянутся к мужскому полу. Отец соглашается, потому что у него нет выбора. Но он весь в собственных мыслях, не слышит вопросов сына: «Это что?», «А это почему?» и поэтому отвечает невпопад.
Вот из кустов выскочила собака. Мальчик ей очень обрадовался, потому что дети любят живых существ. Он думал, что пес будет играть с ним: «Смотри, папа, какой красивый щенок!» Но реакция собаки была другой: она оскалила зубы и громко, злобно залаяла. Охваченный ужасом мальчик упал на землю - у него отнялись ноги, приподняться сам он не мог. Исчез и голос, мальчик только беззвучно разевал рот. Он не мог ни ходить, ни разговаривать. Вызвали «скорую помощь». Ребенка отвезли в больницу.
Это один из типичных примеров неправильного поведения родителей, которая вызвала невротическую реакцию. Эта болезнь излечима, но ее могло бы и не быть. Мальчик на прогулке был веселым, оживленным, любознательным. Он был уверен, что собака хорошая, добрая, все понимает. Но отцу было не до вопросов и наблюдений сына. В этом случае агрессивная реакция собаки оказалась для ребенка очень сильным раздражителем, вызвала нервное заболевание. Испуг- самая частая причина детских нервных заболеваний (таких, как заикание, тики, нервные припадки, потеря голоса, чувствительности, полнейшая потеря возможности двигаться).
Обычно испуг могут вызвать совершенно непредвиденные обстоятельства, например. стихийное бедствие (землетрясение, наводнение), пожар или автомобильная авария. Однако чаще всего причиной испуга является неправильное поведение родителей: грубая ссора, драка, агрессия пьяного отца. У впечатлительных детей испуг может вызвать даже сильное переживание во время выступления воздушных гимнастов в цирке.
В школьном возрасте вследствие недостаточного жизненного опыта неумение критически осмыслить то, что чувствуешь, а нередко и в результате неправильной осведомленности какое-то событие, обычная жизненная ситуация может стать для ребенка слишком сильным раздражением. Чаще всего это случается, когда родители прибегают к разным запугиваниям: «Будешь плохо себя вести, не будешь слушаться, отправлю в интернат», «Ты мне такой не нужен», «Я тебя оставлю, ты плохой мальчик» и т.д. Под действием таких угроз ребенок неспокойно спит, ему снятся ужасы с картинами родительских запугиваний. В результате он кричит во сне, просыпается, долго не может успокоиться. Испуг по причине запугиваний нередко становится причиной невротической реакции.
Причиной нервных заболеваний может быть не только испуг, но и длительные психотравмирующие ситуации (частые скандалы в семье, ссоры). Разные взгляды родителей на воспитание также нередко приводят к развитию невроза у детей. Например, родитель чрезмерно требователен, наказывает за мелочи, а мать во всем потакает. К тому же, в присутствии ребенка они часто ссорятся, спорят через методы воспитания. Отец отменяет материнское решение, а мать втайне от отца позволяет ребенку не выполнять его указания и распоряжения. Еще хуже, когда один из родителей «подстрекает» ребенка против другого. В результате у ребенка происходит «столкновение» нервных процессов.
Невротическая реакция может возникнуть как следствие подавления родителями детского влечения к самостоятельности, независимости, при сковывании строгими запретами его активности и подвижности. Тяжелые переживания вызывают у некоторых детей появление в семьях второго ребенка. Родился младенец. Раньше все внимание уделяли первому ребенку. Теперь родители сосредоточились на меньшем. Малыш громко плачет, кричит по ночам, не дает никому покоя, и ему все проходит. А стоит старшему ребенку громче, чем обычно, высказаться или хлопнуть дверью, то его сразу ругают («разбудишь малого»), наказывают или раньше отсылают спать. Ребенок тяжело переживает потерю первенства, ревнует родителей к малышу, старается разными способами привлечь внимание к себе, но все бесполезно. Тогда ребенок решается на последнюю попытку - решает умереть, то есть ничего не есть. Когда его зовут к столу, он решительно отказывается. Ребенка сначала. уговаривают, потом ругают, потом может и до ремня дойти. Этого ребенок уже не в состоянии перенести. Следствие- нервный срыв. С громким плачем он падает на пол, начинает биться головой, бьет всех руками и ногами. Из его рыданий, неразборчивых восклицаний, громких всхлипываний можно понять лишь отдельные фразы: «Я вам не нужен ... мне не надо братца...»- чем больше родители его успокаивают, тем громче ребенок кричит, тем сильнее бьется о пол. В таком состоянии ребенок успокаивается, только обессилев. Через некоторое время припадок повторяется, потом- снова и снова.
Нервное заболевание у этого ребенка развилось по механизму условной желательности. Когда в результате нервного срыва возник приступ, родители, наконец, обратили внимание на старшего ребенка, проявили заботу о его здоровье, и мальчик снова почувствовал их ласку и заботу. Итак, благодаря невротической реакции он добился того, чего не мог добиться другими способами. Поэтому и неудивительно, что припадки «повторяются». Чтобы такого не случилось в вашей семье, необходимо подготовить ребенка до рождения брата или сестры, привлечь его к заботам о малыше, убедить, что он теперь старше, взрослее, следовательно, должен защищать младших и заботиться о них. Невроз возникает только в тех случаях, когда изменение родительского отношения становится для старшего ребенка слишком резким, когда родители будто забывают, холодеют к нему, а все внимание устремляют на младшего. Это очень плохо и опасно.
А считать ли неврозом снижение аппетита или его отсутствие? Или это всего лишь прихоть ребенка? Чаще всего это не так. Такие проявления имеют научное название- анорексия. Снижение аппетита или полное его отсутствие- одно из самых распространенных невротических явлений. Но не всегда можно сразу поставить соответствующий диагноз. В первом примере мальчик решил ничего не есть, чтобы привлечь к себе внимание родителей. В этом случае анорексия возникла как реакция протеста.
Аппетит может снизиться и как ответ на подавление самостоятельности, активности ребенка. Потеря аппетита становится лекарством (иногда единственным), утверждением своего «я». Если вы, родители, вовремя не смените свою тактику воспитания, то ненастоящая анорексия неизбежно перерастет в настоящую, невротическую. Однако часто бывает и наоборот: анорексия возникает в результате чрезмерного и неуемного внимания родителей по вопросам питания и к самому процессу употребления пищи. Бывает, ребенок просто не в состоянии справиться с порцией, которую ему предлагает заботливая мамочка. Постоянная забота об аппетите «уговоры: «Съешь за маму, папу, бабушку, дедушку, братца...» - со временем превращается для ребенка в недобрую игру. Он начинает использовать снижение аппетита для достижения особого, привилегированного положения в семье. И тут срабатывает невротический механизм условного желания.
Так что же делать, когда у ребенка снижен аппетит? Прежде всего, нужно научиться не замечать плохой аппетит, не реагировать болезненно на демонстративно отодвинутую тарелку с супом. Не хочет кушать- спокойно и дружелюбно выпустите из-за стола. Пусть потерпит до ужину. В конце концов, здоровый инстинкт возьмет свое, и кушать захочется. Только помните, что нельзя ребенка подкармливать между обедом и ужином, даже если он попросит. Ласково объясните ему, что есть положено только в отведенные для этого часы. Ужин в этот день можно начать раньше, чем обычно, поскольку не стоит испытывать терпение проголодавшегося ребенка.
Представим такую ситуацию. Приближается время обеда, а ребенок увлечен игрой. Вы: "Прекрати немедленно. Иди мыть руки"? Возможно, лучше «подключиться» в игру и объявить обеденный перерыв. Это предупредит негативную реакцию ребенка на обед, остановившую игру на самом интересном месте. Например, мальчик, имитируя езду на мотоцикле, бегает по комнате. Мать, не перебивая игру, вступает в нее «у тебя топливо закончилось, необходимо заправиться. Да и самому зайти в кафе, набраться сил, как это делает водитель, если преодолевает большие расстояния». Ребенок с аппетитом все съест, что дают, и снова в путь.
Сегодня все больше внимания уделяется именно игровым моментам в воспитании детей. Что сделала мать этого мальчика? Она просто сумела понять индивидуальность ребенка. Она не стесняла, не уговаривала, не принуждала ребенка, а воспользовавшись его фантазией, создала игровую ситуацию, причем незаметно для ребенка. Мальчик даже не осознал, что перед ним был разыгран спектакль.
Игра имеет такое же важное значение в жизни ребенка, как у взрослого работа, спорт, охота и т.д. Какой ребенок в игре, утверждают ученые, таким он будет и в жизни, и в труде. Если ребенок бросается от одной игры к другой, не доводит ни одного дела до конца, не проявляет самостоятельности, пассивен, равнодушен к успеху и борьбе, - все это должно насторожить. Такое поведение требует коррекции, которую следует осуществлять также в игровой форме. Холерика в игре можно научить сосредоточенности, меланхолика- самостоятельности и активности, а флегматика "разбудить", дать ему возможность почувствовать радость успеха, радость достижения цели.
Таким образом, детские игры - очень и очень серьезное дело, надежное испытанное средство не только воспитания, но и лечения. Много болезненных нервных симптомов можно ликвидировать с помощью игр. Но не следует забывать, что игра с ребенком- настоящее искусство. Вступая в игру, надо полностью "войти в роль", отдаться игре целиком, играть самостоятельно и с воодушевлением. Только при таких условиях вы, родители, сможете рассчитывать на эмоциональный и духовный контакт, только так вы сможете оказать на ребенка то моральное, воспитательное и лечебное воздействие, которого нельзя добиться никакими другими средствами.
Ребенок испугался собаки. Сколько бы вы ни убеждали его, что собака- друг человека, вряд ли чего-то добьетесь. Лучше увлечь ребенка игрой в пограничника (всем известно, что пограничники не обходятся без собак) и постепенно, ненавязчиво, в процессе игры вы сумеете перестроить отношение ребенка к этим преданным человеку животным, преодолеть страх. Ребенок боится оставаться дома один. Поиграйте с ним в сторожа, оставьте его охранять свою комнату. Если ваша дочь или сын боится темноты, придумайте игру, которая происходила бы в темной комнате. Постепенно в игровой ситуации ребенок научится преодолевать страх темноты.
Существует ряд специальных игр, которые применяются при заикании. Например, в процессе игры в мяч ребенок объясняет взрослому партнеру свои действия: «Я бросаю мяч, я ловлю мяч. Бросай, лови...» и др.
Лечение и воспитание нервных детей- чрезвычайно сложное дело. И не потому, что среди медицинских работников нет достаточно опытных, не потому, что отечественная педагогическая наука не разработала эффективных методов воспитания. Как раз наоборот, у медиков есть немало лекарственных препаратов, ученые- педагоги разработали много оригинальных схем и эффективных методик, которые основываются на принципах индивидуального подхода к каждому ребенку.
Главная сложность заключается в том, что, прежде всего, следует воспитывать и перевоспитывать не детей, а родителей, ведь основной причиной детских нервных заболеваний являются ошибки воспитания. Если те или иные ошибки, если другие неправильные методы вызвали невроз, то вполне понятно, что для ликвидации невротической реакции необходимо устранить ошибки, которые ее вызвали, то есть коренным образом изменить отношение к ребенку, перестроить всю домашнюю жизнь семьи. А самое главное- осознать свою ошибку, свою неправоту. А это не так просто. Причем перестройка должна происходить постепенно, незаметно для ребенка. Нельзя переходить от крайности к крайности - от чрезмерной суровости к безграничной ласке и наоборот. Резкие изменения усиливают невроз. Следует принять во внимание еще одно правило: научиться «не замечать» невротических симптомов, не фиксировать внимание детей на болезненных недостатках. И не только внешне не показывать вида, но и внутренне приучиться не реагировать болезненно, например, на заикание или отсутствие аппетита.
Для возникновения невроза, утверждают ученые, необходима степень зрелости личности, которая позволяет осознать отношения с окружающими и их значимость. Проанализируем ситуацию. В одну из клиник привезли восьмилетнего мальчика с очень странным заболеванием. В течение нескольких месяцев у него ежедневно утром температура повышалась до 39° С, а перед обедом резко снижалась, становилась нормальной. В клинике мальчика осмотрели все ведущие специалисты, сделали самые сложные лабораторные исследования- и ничего не обнаружили. Тогда решили показать ребенка психиатру. А для этого были все основания. Мальчик был капризным, несдержанным. Когда он прибыл в клинику, то потребовал для себя отдельной палаты, вел себя высокомерно и нагло, требовал, чтобы мамочка была возле него все время и исполняла его несбыточные прихоти. А когда ему отказывали, «закатывал истерику: «Всё равно, я скоро умру! Может быть, это мое последнее желание!» К удивлению матери, психиатр предложил перевести ребенка в психоневрологический стационар. Там мальчику сказали, что здесь он будет сам, на общих основаниях, в общей, а не отдельной, палате, мать не будут пускать к нему до тех пор, пока он полностью не вылечится. И произошло «неожиданное».
Ребенок выздоровел. Температура все время оставалась нормальной.
Что же стало причиной такого тяжелого заболевания, течения и скорейшего выздоровления? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с условиями жизни мальчика в семье. Когда ребенок родился, он сразу стал любимцем семьи. Ему ни в чем не отказывали, удовлетворяли все желания. В школе мальчик почти ни с кем из сверстников не общался. Читать он научился рано и к семи годам прочитал много книг. Играл только с мамой и бабушкой, в играх всегда был победителем, потому что родные специально шли ему на уступки. В школу мальчик пошел неохотно, еле приспособился к школьным условиям. Вне дома его всегда водила за руку бабушка, учился он хорошо, его считали способным. В классе ребенок ни с кем не дружил, в коллективных играх участия не принимал, потому что был неповоротливым, медлительным, да и дети не звали играть. Они смеялись над ним, дразнили. Во время перерывов он всегда стоял в стороне, ждал звонка, чтобы снова пойти в класс. И вот однажды утром у него повысилась температура. Мальчик даже обрадовался, потому что не надо было идти в школу. С тех пор он заболел. Хотя болезнь причиняла немало неудобств, он радовался, что можно все время быть дома, в кругу любящих людей. Ребенок начал занимать еще более привилегированное положение в семье, всегда был в центре внимания, ему все разрешалось.
Возникает вопрос: «а может, это была и не болезнь? Может, мальчик притворялся больным?» Нет, он не притворялся. Мальчик действительно заболел. Это также проявление невроза, развивавшегося по механизму условного желания. Это заболевание может проявляться по-разному. У некоторых детей «немеют руки», у других перед выходом в школу появляется несдерживаемая рвота или кашель, возможны проявления ложной слепоты или глухоты. Во всех этих случаях имеем дело с детским неврозом. Склонные к нему, как правило,- холеные, капризные дети, которых школа лишает всех тех привилегий и преимуществ, которыми они пользуются дома. У таких детей из-за неправильного воспитания, как выражаются психологи, искусственный «уровень претензий». Захваленные родителями, они долго не могут приспособиться к простому положению в детском коллективе.
Очень трудно привыкнуть к школьной жизни и тем детям, которых родители сурово наказывали за малейшую вину. Такие дети робкие, пугливые, безынициативные. Они не могут постоять за себя и в детском коллективе нередко превращаются в объект насмешек и жертв. Все это травмирует и без того ослабленную психику ребенка, вызывает неврозы. Школьные неврозы могут возникнуть и из-за других ошибок или неблагоприятных обстоятельств. Это может быть обычный диктант, контрольная по математике, тестирование, аудирование, через которые ребенок вынужден волноваться, нервничать.
Как-то на прием к врачу мать привела сына, у которого перед каждой контрольной работой появлялся неудержимый кашель. Невроз возник по механизму патологически окрепшей условной связи. Перед одной из контрольных работ мальчик очень кашлял (переохладившись накануне). Это очень напугало родителей. Вызвали врача, положили в постель, дали лекарство. Он пропустил учебу, пропустил контрольную работу. И в дальнейшем перед каждой контрольной работой приступ неудержимого кашля появлялся даже в школе, когда мальчик был уверен в своих знаниях.
Второй случай. Девочка потеряла голос после школьного вечера, на котором пела. Она была с веснушчатым лицом, косоглаза. Красивой ее не считали. Но у нее был прекрасный звонкий голос, исключительный музыкальный слух. Во время пения один из мальчиков небрежно, но громко сказал: «Взгляните, какая уродина, а так красиво поет!" Девочка это услышала, убежала со сцены и долго, безутешно плакала. В результате у нее пропал голос, даже говорить не могла. После лечения девочка заговорила, но петь с тех пор категорически отказывалась.
Школьные неврозы излечимы. Всегда или почти всегда. Причём, в большинстве случаев легковоспламеняющиеся. Но эти неврозы часто маскируются под другие заболевания, запускаются и при таких условиях порой требуют более длительного лечения. Знание причин детских нервных заболеваний, вне всякого сомнения, поможет избежать ошибок, которые приводят к срыву высшей нервной деятельности, а знание основных проявлений неврозов даст возможность вовремя распознать первые признаки болезни. И тут уже главную роль играет родительская интуиция. От вас зависит не только физическое, но и психическое здоровье ваших детей. Никто не требует буквального соблюдения Вами педагогических и методических указаний. Учитывайте потребности и желания ваших детей, их поведение, собственную интуицию и творчески воплощайте в жизнь любые рекомендации в каждом конкретном случае, ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.