Интеллектуальная игра «По сказкам А.С.Пушкина»
Цель: использовать игровую форму для обобщения и углубления знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина, создать у детей радостное, эмоциональное настроение.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина.
Развивающие: развивать позитивное, логическое мышление, формировать умение выразительного чтения; развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание.
Воспитательные: прививать любовь к родному языку и русской поэзии; воспитывать артистические способности, чувство дружбы, коллективизма, командный дух, умение действовать согласованно.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: информационный стенд, иллюстрации к сказкам, рисунки детей, листочки, карандаши.
Опережающее задание: вспомнить биографию А.С.Пущкина, прочитать сказки А.С. Пушкина, нарисовать иллюстрации к сказкам, выучить отрывок из любой сказки А.С. Пушкина.
Дети разбиваются на 4 команды, придумывают название команды, выбирают капитана.
Ведущий.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим игру, посвященную сказкам А. С. Пушкина.
1 тур – разминка.
Я буду задавать командам вопросы по биографии Пушкина. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. В конце игры мы посчитаем их и определим, кто же победил в игре. Желаю всем удачи!
1. В каком городе родился А.С.Пушкин?
Ответ: в Москве
2. Как звали родителей А.С.Пушкина?
Ответ: Сергей Львович и Надежда Осиповна
3. Кто выучил Пушкина русскому языку?
Ответ: бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна
4. Как называется стихотворение, которое посвятил Пушкин Арине Родионовне? Ответ «Няне»
5. Как называлось имение под Москвой, которое в 1806 году купила бабушка Александра Сергеевича?
Ответ: Захарово
6. Какое самое любимое занятие было у Пушкина в детстве?
Ответ: чтение
7. Какими литературными трудами мог гордиться одиннадцатилетний Пушкин?
Ответ: стихами, маленькими пьесами на французский манер, небольшими баснями
8. Как назывался Лицей, в котором учился А.С.Пушкин?
Ответ: Царскосельский
9. С кем подружился А.Пушкин в Лицее практически с самых первых дней учёбы?
Ответ: с И.Пущиным
10. Какие языки изучались в Лицее?
Ответ: русский, латинский, французский, немецкий
11. Какими видами спорта занимался А.С.Пушкин в Лицее?
Ответ: борьбой, фехтованием, играл в мяч, лапту
12. Как назывались комнаты лицеистов? Ответ: кельи
2 тур.
Сейчас командам по очереди будут задаваться вопросы по сказкам Пушкина.
1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (К мудрому звездочету)
2. За какую плату согласился работать Балда у попа? («В год за три щелчка тебе по лбу»)
3. Сколько лет рыбачил старик?( Он рыбачил 30 лет и три года»)
4. Чем угощали царевну семь богатырей?
(«Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали».)
5. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер? (Зимой.)
6. Из какой это сказки?
«Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья» (Из «Сказки о царе Салтане»)
7. Кличка собаки семи богатырей. (Соколко.)
8. Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе»?(«Во саду ли, в огороде»)
9. Сколько сыновей было у царя Дадона?
(Что за страшная картина!
Перед ним его два сына»).
10. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?(«…вышлю тебе я внука»)
11. Как звали сенную девушку из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?(Чернавка)
12. У кого спрашивал царевич Елисей, где находится его невеста?(У ветра, солнца, месяца)
13. Как называется остров славного Гвидона? (Буян)
14. Как можно нести кобылу между ног? (Скакать на ней)
15. Каким было последнее желание старухи из «Сказки о золотой рыбке»? (Стать владычицей морской )
16. Как кричал золотой петушок, увидев неприятеля? («Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)
17. Под каким деревом белка грызла орешки?(Под елью)
18. В кого превращала Лебедь князя Гвидона?(В комара, муху, шмеля)
19. Где встретились поп и Балда?(На базаре)
20. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком)
21. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»)
22. Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами? (Пять раз)
23. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь»?
(«Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком, да и дух вон»)
24. »Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива»
Чей это портрет? (Портрет царевны-мачехи)
25. За что рыбка наказала старика и старуху? (Ответы детей)
3 тур. Лучший чтец
Дети читают заранее подготовленные отрывки из сказок («Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке») с экрана телевизора.
4 тур. Ящик загадок.
Ведущий: к нам почтальон принес посылку. Сейчас мы посмотрим, что в ней. (Достает письмо) « Ребята, прислал вам вещи из сказок А.С.Пушкина. Узнаете ли, вы, из каких именно? Царь Салтан.»
Итак, смотрите внимательно. (Из ящика достаются: кусочек сети, яблоко, зеркальце, собачка, белочка, лебедь, петушок, заяц, лошадь, рыбка)
5 тур. Рыбалка.
На полу размещено нарисованное море. В нем «плавают» золотые рыбки, к которым прикреплены скрепки. Участник берет удочку, на леску которой прикреплен магнитик, и начинает ловить рыбку. На обратной стороне рыбки написаны объявления.
Конкурсанты пытаются отгадать, какой герой дал объявление или из какой сказки.
1) Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
- запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей.
Мой адрес…(Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2) Торговая фирма «Пальмира" предлагает импортные товары:
- соболя;
- черно-бурые лисицы;
- донские жеребцы;
- чистое серебро;
- злато.
И все по доступным ценам! «Пальмира ждет вас!
Адрес фирмы…(«Сказка о царе Салтане…».
3) Тем, кто интересуется жилплощадью!
Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату.
В горнице имеются:
- кругом лавки, крытые ковром,
- под святыми стол дубовый,
- печь с лежанкой изразцовой.
Мой адрес…(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
4) Тем, кто утром не может проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который вас выручит всегда и везде. Адрес …(«Сказка о золотом петушке»)
5) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое квартиру или дом? Обращаться…(К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
(Сказочные объявления взяты из журнала «Педсовет»№2,1999г, С.Н.Кощеева г.Оленегорск, Мурманская обл.)
Ведущий:
- Молодцы, ребята, всех рыбок поймали, все загадки разгадали!
6 тур. Словесный аукцион.
Нужно за 1 минуту составить как можно больше слов из слова «Гвидон»
7 тур. Закончить строчку.
«Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь…………………………………….» (женился на другой)
«А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - ……………………………….» (чистый изумруд)
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по ………………………..» (цепи кругом)
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех ……………………………………?»(румяней и белее)
8 тур. Будь внимателен
Игроки выстраиваются в шеренгу.
Ведущий дает команду участникам на выполнение различных действий, используя названия и имена персонажей различных сказок. Участники должны выполнять команду, если в ней есть только герои из сказок Пушкина. Если герои не относятся к произведениям Пушкина, то игроки стоят, не выполняя никаких команд. Кто ошибается, делает шаг вперед.
Например: царь Салтан – сесть, пес Соколко – встать, братья – богатыри – руки на пояс ставь, Балда – руки за голову ставь. Побеждает тот, кто остался стоять на месте.
9 тур. Кот в мешке.
Необходимо закрытыми глазами отгадать на ощупь, что в мешке (игрушки – герои сказок Пушкина: собачка, петушок, лошадка, рыбка, белка…).
Подведение итогов, награждение победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.