Интеллектуальная игра
«Природа и мы».
Автор: Бирюлина Г.В. учитель начальных классов МБОУ СШ№72 г. Ульяновск
Цели:
Задачи:
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Учебно – наглядный комплекс: мультимедийный проектор, задания по номинациям, фотографии, карточки, фишки.
Ход игры.
I. Организационный момент.
Вступительное слово педагога.
- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Послушайте стихотворение. Как думаете, о чем оно?
Конечно, о природе (слайд 1). Вы любите природу? Молодцы! Но мало любить природу. Нужно ее беречь и помогать ей, а это невозможно без знания природы, ее законов. Именно с этой целью мы проводим нашу игру. Цель игры: закрепить знания о фактах и явлениях в природе (слайд 2). И, конечно, мы сегодня поговорим о наших меньших друзьях. Международный день защиты животных отмечается 4 октября. Животные – птицы, рыбы, звери окружают нас везде, где бы мы ни находились.
- У каждой игры есть правила. Наша игра не исключение. Внимательно посмотрите на экран (слайд 3). Правила:
1. Хочешь ответить – подними руку.
2. Один говорит, другие слушают.
3. Свое несогласие высказывай вежливо.
4. Не перебивай!
5. За каждый правильный ответ добавляй 1 балл. В конце игры посчитай общее количество баллов.
- Правила простые, правда?
Для игры вам понадобятся карточки желтого, красного и зеленого цвета, а также карточки с цифрами 1,2,3. Ну и, конечно, лист бумаг, ручка или карандаш.
Вы помните, как называется наша игра? (Природа и мы). Состоять она будет из шести конкурсных заданий. После выполнения каждого задания на экране появится буква. Забирайте ее себе в копилочку. Из этих букв в конце игры мы составим очень важное для всех нас слово. Надеюсь, у нас все получится! Не забывайте про баллы и копилочку букв.
1 конкурс «Знаете ли вы?» (слайды 6 -9)
- Приготовьте карточки с цифрами 1-3. Из трех предложенных вариантов ответов на заданный вопрос, вам нужно выбрать правильный и показать соответствующую цифру. Вам нужно выбрать ответ. Если ответ правильный, не забудьте добавить себе балл. За этот конкурс максимальное количество – 4 балла.
1.Знаете ли вы:
Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии. Что это за наука?
- этнология
- геология
- экология*
2. Знаете ли вы:
Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % этой жидкости. Некоторые страны испытывают ее нехватку. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?
- лава
- нектар
- вода*
3. Знаете ли вы:
Так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое. Что это такое?
- наводнение
- загрязнение*
- землетрясение
4. Знаете ли вы:
В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?
- Книга редких видов
- Экзотическая книга
- Красная книга*.
- Спасибо! Молодцы! Посмотрите, какая буква появилась на экране? (Я). Берем ее в копилочку.
2 конкурс — “Мудрые мысли” (слайд 10).
- За этот конкурс максимальное количество 3 балла, если правильно отгадаете все 3 слова. 1 слово – 1 балл. Прочтите внимательно поговорку и предложите, чем ее можно завершить:
«Ешь чеснок и лук – не возьмет тебя …(НЕДУГ»).
Поразмышляйте, о чем поговорка?
«Двигайся больше, проживешь … (ДОЛЬШЕ»).
«Сидеть да лежать, болезни …(ПОДЖИДАТЬ»).
Молодцы! А как вы бережете свое здоровье? (ответы детей).
Не забывайте добавлять себе баллы на верные ответы. Ваш подарочек – Буква У.
3 конкурс «Экологический светофор» (слайд 11)
А теперь, ребята, возьмите красные, желтые и зеленые карточки. Они вам пригодятся для конкурса «Экологический светофор».
Сигналы этого светофора означают то же самое, что и на проезжей части дороги.
Красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Желтый свет – мы не нанесем природе вред, пользу тоже не принесем.
Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.
Представьте, что мы собрались в лес. Что же положим в рюкзак? Давайте посмотрим на экран. Нет ли здесь вещей, которые нанесут вред природе. Я буду показывать эти вещи на экране (слайды), а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (желтый свет).
* Небольшое пластмассовое ведерко, чтобы полить деревца, которые посадили недавно по краю оврага (зеленый свет).
Зажигалку, чтобы разжечь костер (красный свет).
* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера и не промочить ноги (желтый свет).
Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра (красный свет).
* Пакет с хлебом, чтобы покормить уточек, живущих на озере (зеленый свет).
Магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный свет).
Сачок для ловли бабочек (красный свет).
- Молодцы, ребята. Все ненужное оставим дома. Нашли на экране букву? Какую? (З).
4 Конкурс: «Помоги животным найти среду обитания» (слайд 12)
- Ребята, помните сказку В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»? Кто помогал ему добраться до дома? (Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец, Жужелица, Жучок-Блошачок, Кузнечик, Водомерка-Клоп, Майский Хрущ, Гусеница Листовертка).
Вот, как много лесных жителей пришло на помощь муравьишке. Что про них можно сказать, какие они? (добрые, отзывчивые, готовые прийти на помощь). А вы хотели бы помочь животным? Нет, с муравьишкой на этот раз все в порядке, а вот другие животные заблудились. Давайте поможем вернуться домой заблудившимся животным: белке, лисе, щуке, сомику, бабочке, кроту, червячку, дельфинчику, совушке, кукушке. Вам нужно выбрать среду обитания: водную, почвенную, наземную.
Водная Наземная Почвенная
Молодцы! Животные благодарят вас. За каждого животного добавляем себе 1 балл. Максимальное количество 11 баллов, если вы правильно выбрали среду обитания для всех животных. Посмотрите, какая буква появилась на экране (Р). Не забудьте ее записать.
5 Конкурс: «Лесной концерт» (слайд 13).
- Вот мы и в лесу. Лесные жители очень благодарны, что вы помогли их друзьям вернуться домой. Вот какой радостной мелодией встретил нас лесной народ! (Звуки природы. Живой лес).
А кто
как поет в лесу? Я буду показывать лесных артистов, а вы называете то слово, которым
они «говорят». За каждый правильный ответ присчитывайте себе 1 балл.
Максимальное количество 8 баллов за этот конкурс.
Пчела – … жужжит
Лягушка – … квакает
Кукушка – … кукует
Лось – … трубит
Ворона – … каркает
Змея – … шипит
Еж – … фыркает
Дятел – … барабанит
Волк – … воет.
- Отлично! Забирайте букву Ь.
6 Конкурс «Разгадай ребусы» (слайд 14)
1 ребус – 1 балл. Если все ребусы отгадали правильно, добавляем еще 4 балла.
Отгадки: рысь, воздух, апрель, щавель.
К вашим буковкам добавьте букву Д.
- А теперь давайте попробуем из букв в копилочке составить слово! ДРУЗЬЯ! (слайд 16)
- У вас есть друзья? Каким, по вашему мнению, должен быть друг? (песня)
А все вместе мы можем стать друзьями природы. Кого можно считать другом природы? Того, кто ее бережет, заботится о ней.
«Друзья природы» (слайд 12)
Ребята, что делают друзья природы, а что они делать не должны?
1. *Подкармливают птиц зимой.
2. *Экономят водопроводную воду.
3. Уносят домой птенчиков и зверьков, чтобы заботиться о них.
4. Рвут охапками цветы, их ведь так много кругом.
сдают в переработку.
(Дети убирают пункты 3,4,6).
- Молодцы! Тому, кто ответил правильно, бонус – еще 3 балла.
-Давайте повторим правила друзей природы (слайды 18-20).
II. Итог занятия
- Наша игра закончилась. Посчитайте, пожалуйста, сколько баллов каждый из вас
набрал. Максимальное количество баллов – 41. Победителям спасибо!
Но даже если у кого-то баллов меньше, вы все равно большие молодцы! Всем
большое спасибо!
Рефлексия. Прием «Микрофон». Вам понравилась игра? Хотели бы еще поучаствовать
в таких играх? Что-то новое узнали? Чему научились? К какому выводу
пришли, о чем задумались? (ответы детей).
Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Помните, чисто не там, где убирают, а где не мусорят. Мы не одни на земле. Рядом живут птицы, звери, насекомые, которые страдают от необдуманных наших действий. Мы хорошо поработали. Думаю, все знания вам пригодятся в жизни, и вы будете делать всё, чтобы наша планета дышала чистым воздухом, чтобы природа имела свой первозданный вид, а не покрывалась горами мусора. Вы согласны со мной?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.