Интеллектуальная игра «Знатоки химии»
Оценка 5

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Оценка 5
Игры
docx
химия
8 кл—9 кл
13.02.2018
Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»
Цель: формирование познавательного интереса к предмету химия, продолжить развитие логического мышления, применение теоретических знаний, полученных в ходе уроков; Задачи: Обучающая: реализация межпредметной связи химии и других дисциплин. активизировать и расширить субъективный опыт учащихся; мотивировать учащихся на успех; Развивающая: продолжить формирование научного мировоззрения; повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии; положительного отношения к знаниям; Воспитательная: формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение; воспитывать устойчивый интерес к химии, положительное отношение к знаниям; воспитание любознательности, наблюдательности, изобретательности, внимательности воспитание чувства взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; развивать умения работать в группе, создавать коллективный продукт; Оборудование: проектор, компьютер, экран, набор реквизита для моделирования скульптур, песочные часы, презентации Power Point Правила игры: Две сборные команды по шесть человек от 8- 9 классов. Ведущий задает команде вопрос,за каждый правильный ответ команда получает один бал. На обсуждение даётся 30 сек. Жюри подсчитывает количество набранных баллов. Команды отвечают по очереди.Данная разработка служит для усвоения материала в игровой форме по химии для учеников 8-9 классов
Знатоки химии.docx
Интеллектуальная игра   «Знатоки химии» для учащихся 8­9 классов Подготовила учитель химии МКОУ Куликовской ООШ Скуба Зоя Митрофановна Цель:  формирование  познавательного  интереса  к  предмету химия,          продолжить развитие логического мышления, применение теоретических  знаний, полученных в ходе уроков;   Задачи: Обучающая:   реализация межпредметной связи химии и других дисциплин.  активизировать и расширить субъективный опыт учащихся; мотивировать учащихся на успех;  Развивающая:  продолжить формирование научного мировоззрения;  повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора  учеников в области химии и экологии; положительного  отношения к знаниям;  Воспитательная: формирование и развитие умения четко и правильно  формулировать ответы, быстро находить верное решение; воспитывать устойчивый интерес к химии, положительное отношение к  знаниям; воспитание любознательности, наблюдательности,  изобретательности, внимательности воспитание чувства взаимоуважения,  толерантного отношения друг к другу; развивать  умения работать в группе,  создавать коллективный продукт;      Оборудование: моделирования скульптур, песочные часы, презентации Power Point  проектор,   компьютер,   экран,   набор   реквизита   для Правила игры: Две сборные команды по шесть человек  от 8­ 9  классов.                                   Ведущий задает команде вопрос,за каждый правильный ответ команда получает  один бал.                                    На обсуждение даётся 30 сек. Жюри подсчитывает количество набранных                                    баллов. Команды отвечают по очереди. ХОД   ИГРЫ Ведущий: Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых.  Дорогие участники и зрители, приветствую вас на интеллектуальной игре  «Знатоки  химии» 1 . Раунд «экологический словарь»             1. Твёрдые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие                                                                                                туман или дым.(Аэрозоль)                2.  Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы                                         с сорняками. (Гербициды)             3.Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения,               способствующие появлению злокачественных опухолей. (Канцерогены)              4. Смесь газов, которая образуется из органических остатков, насыщенных                        органическими веществами илов, бытовых отходов.                                                                                                            (Биогаз: CH4, CO2, H2, O2, H2S.)    (слайды 3­10)               2 Раунд .Великие ученые­химики.    Науку   химию   создавали   люди   необычной   судьбы   –вначале   алхимики, затем врачи и аптекари и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение   и   не   щадили   здоровья,   а   порой   и   жизни   в   стремлении открыть   двери   в   неизведанное,   получить   новые   вещества,   необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни – не только   интересно,   но   и   полезно.   Это   помогает   лучше   понять,   как совершаются   научные   открытия,   как   порой   трудно   и   мучительно познается истина.         Уважаемые участники игры!  Данный раунд  проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда ­ 5, при условии,   что   по   первой   же   подсказке   называет   имя   ученого­химика.   При использовании второй подсказки ­ 4 балла, и так далее до 0. Задание 1(слайд  )  Родился 19 ноября 1711г в деревне Денисовка  Разработал корпускулярную теорию строения вещества  Разработал палитру цветной стеклянной мозаики   Основал первый в России университет   (М.В. Ломоносов) Задание 2(слайд 16)  Увлекался переплетным делом и мастерил чемоданы  Родился 27 января 1834 года в Тобольске   Дал определение «Химия – это учение об элементах и химических  соединениях»  Открыл периодический закон   (Д.И. Менделеев) Задание 3(слайд 17)  Был внуком сельского священика  Изобрел бездымный порох  Был последним, семнадцатым ребёнком в семье  Создал периодическую систему   (Д.И. Менделеев) Задание 4 (слайд 18)  Родился и вырос в Новой Зеландии   Был четвертым ребёнком в семье из двенадцати детей   Его отец колесный мастер и строительный рабочий, шотландец по  проис­хождению, мама – школьная учительница из Англии  Предложил (1911) планетарную модель атома   (Эрнест Резерфорд) Задание 5(слайд 19)  Его отец был владельцем рыбной артели из нескольких судов и купцом  Создал первую в России химическую лабораторию  Автор оды «Письма о правилах российского стихосложения»   Открыл закон сохранения материи   (М.В. Ломоносов) Задание 6  (слайд 20)  В гимназии он не отличался особым прилежанием  Воспитывала его мать ­ владелица небольшого стекольного  производства  В 1890 году он покинул университет в знак протеста против  притеснения студенчества   В его честь назван элемент № 101 (Д.И. Менделеев) Задание 7 (слайд 21)  Дед его по отцовской линии, Павел Максимович Соколов   Разработал конструкции коромысла  Организатор и первый директор (1893­1907) Главной палаты мер и  весов  Защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой», в  которой были заложены основы его учения о растворах  (Д.И. Менделеев) Задание 8(слайд 22)  Его мама, умершая очень рано, была дочерью дьякона   Лучшими моментами в детстве были  поездки с отцом в море,  оставившие в его душе неизгладимый след   Открыл атмосферу на Венере  Первый русский ученый­естествоиспытатель мирового значения, поэт,  заложивший основы современного русского литературного языка,  художник, историк, поборник развития отечественного просвещения,  науки и экономики     (М.В. Ломоносов) После конкурса подводятся предварительные  итоги 3.   Ребусы.  Прежде   чем   отправиться   дальше   послушайте   индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С. Станиславский.   Магараджа   выбирал   себе   министра.   Он   объявил,   что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли. “Ты слышал крики, выстрелы?” ­ спросил его магараджа. – “Ты видел, как тебя пугали?”. “Нет, повелитель, я смотрел на молоко”. Не слышать и не видеть   ничего   постороннего,   вот   до   какой   степени   может   быть сосредоточено   внимание.   Теперь   проверим,   насколько   внимательны   вы. Каждая   команда   получает   ребусы.   В   течение     пяти   минут   вам необходимо их решить. За временем будет следить один из членов жюри. В ребусах зашифрованы названия химических элементов (слайд 23) За правильно отгаданный ребус ­1 балл. Время на выполнение задания 6 мин Ребазвания химических элементов Ребазвания химических элементов никель азот мышьяк бор медь цирконий 4.  Раунд «Охрана природы»  1. Атмосферные осадки, содержащие кислоту. (Кислотные дожди)  2 Повторяющиеся  процессы превращения веществ, перемещения атомов,                      молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере. (Круговорот веществ)   3.  Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и                         пищевых продуктах, вызывая тяжёлые заболевания.(Нитраты и нитриты).  4. Природное явление, вызванное поглощением углекислого газа, водяным паром                           энергии солнечных лучей.(Парниковый эффект)   5.  Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост                        растений и подавляющих почвенную фауну. (Засоление почв)       6 Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. В настоящее  время  применяется                       более дешёвое сырьё­ свёкла. Кислота используется как пищевая добавка.                                                                                                                                  (Лимонная кислота)  7. Часть природного сырья, которая не используется или остаётся после переработки                           и использования. (Отходы)    8 Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных                                                                                                       реакторах. (Углекислый газ)  9. Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным,                           транспортным, сельскохозяйственным предприятиям.(Безотходная технология)  10. Наука, изучающая технические системы, а также химическое загрязнение                            окружающей среды в результате техногенеза. (Техногеохимия)    5.Раунд: «Химия и здоровье»  Питание – процесс потребления пищи, в  результате которого организм получает химическую энергию и необходимые для  жизни вещества. Питание имеет физиологическое, психологическое, культурологическое и  экологическое значение. Наука о питании – нутрициология. Диетология – наука о питании, показанном при различных заболеваниях. Нутриенты – вещества, содержащиеся в продуктах или пищевые вещества. 1 Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс  используется для получения кефира?(Брожение)  2.  Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные  масла, яйца? (Углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме) 3. Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать  бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода? (Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих веществ) 4.  Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое, линолеум или  краска? Почему? (На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для  здоровья вещества. Крашенные полы наиболее безобидны)   5.  Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и  мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует? (Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации)     6. Калий содержится внутри клетки, а натрий в межклеточном пространстве, поэтому после  приема соленой пищи хочется пить. Объясните данный факт. (Ионы натрия гидратируются легче, чем ионы калия, и после приема соленой пищи вода из  клеток поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно  возникает чувство жажды) 7.  Некоторое вещество, содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую рыбу и  колбасу, а раствор этого вещества используется для консервирования биологических  препаратов. Какое это вещество?        (Формальдегид)   8.. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает  ощущение сытости, хотя является низкокалорийной. (Благодаря множеству гидроксогрупп целлюлоза связывает воду, набухает и увеличивается в  объеме) 9.  Стоматологи рекомендуют после еды жевать «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в  жевательную резинку добавляют эти вещества? (Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда  во рту должна быть слабощелочной)  10.  В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему? ( Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах, а соли свинца токсичны ).   6 Раунд  .  Алкоголь  и курение.  Действие алкоголя на живую клетку. Иногда некоторые взрослые люди говорят, что водка (алкоголь) способствует  пищеварению, помогает усвоению еды. Проверим, так ли это? Опыт№1 . Возьмем небольшие кусочки  ( по 2 кусочка) хлеба, колбасы, сыра  и поместим их  в пробирки:  в 3 пробирки с кусочками хлеба, колбасы, сыра  нальем воды,  а в три другие ­  разбавленный спирт. В пробирках с водой продукты  размокают, растворяются, распадаются, а в пробирках со спиртом как бы  «каменеют», остаются неизменными, законсервированными. Вывод: спирт не способствует перевариванию и усвоению питательных   веществ.  Опыт 2. (А как вода и спирт влияют на мозг?) Клеточки головного мозга такие нежные, как и яичный белок. В пробирку с  яичным белком добавим воду. Белок  смешивается прекрасно, т.е. наш мозг и  вода могут существовать и помогать друг другу. А теперь в пробирку с  яичным белком добавим спирт. Белок свернулся, клетки белка погибли. Так  алкоголь убивает, разрушает наш мозг. Недаром про пьяницу говорят: «Он  пропил свой ум». 1. Количество веществ составляющий табачный дым? (до 4000)  2.Сколько мг никотина содержит 1 сигарета? (2,5мг, некоторые до 10мг)  3.Смертельная доза никотина для некурящего человека? (50­100мг)  4.Почему курящие испытывают недостаток кислорода в организме?  (угарный газ легче соединяется с гемоглобином крови, образуя карбоксигемоглобин) 5.Какие органы и системы органов поражаются при курении? (дыхательные,  пищеварительные,половые, сердечно­сосудистые, выделительные, кожа)  6.Какие проблемы возникают у курящего ученика? (проблема с родителями – где достать деньги, приходится лгать родителям приходиться купить тайком,  плохо пахнет от  одежды, не разрешается курить в школе, ….    Великие мыслители о табаке и алкоголе, история: объяснить смысл  высказываний   1.«В молодости – бутылки и табаки, в старости – травы и врачи» (Б. Васильев)   2.Пьянство – добровольное безумство. (Аристотель)     3.Мы писали, мы писали,  Наши пальчики устали, Мы немножко отдохнем и опять писать начнем. Для чего предназначены эти слова?  (для расслабления мышц)     4.В здоровом теле – здоровый дух (снятие напряжения и усталости). Вспомните и проведите с болельщиками физминутку.   5.Упражнение, развивающее силу рук  (отжимание)   6.Это одно из чудес света и упражнение в акробатике. (пирамида).   Ведущий. Люди  умирают не от старости, а прежде всего от болезней. А  основными причинами болезней являются вредные привычки ­ алкоголь,  табак, наркотики. Думайте сами, решайте сами – болеть или не болеть! 7 Раунд. «Расчетное бюро» 1.Одна сигарета содержит примерно 6­8 мг никотина, из которых 3­4 мг попадает в кровь. В   течение   30   лет   курильщик   выкуривает   примерно   20 000   сигарет.   Сколько   никотина поглощает в среднем курильщик? (60­80г) 2.Ученые, изучающие продолжительность жизни курящих и некурящих людей, пришли к выводу, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. На сколько меньше будет жить человек, если он в течение 4 лет каждый день выкуривал по  20 сигарет?  (на 300 суток, почти 1 год) 3.Смертельная доза никотина составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Растущий организм в 2 раза чувствительнее, чем взрослый. Рассчитайте смертельную дозу никотина   для   массы   тела   48   кг,   если   от   одной   сигареты   в   организм   поступает   3   мг никотина. Сколько это сигарет?  (32сигареты)   4.При выкуривании одной пачки сигарет образуется 0,64г аммиака. Этот газ в организме человека   взаимодействует   с   водой   с   образованием   нашатырного   спирта,   который раздражает   слизистую   оболочку   дыхательных   путей,   что   приводит   к   бронхитам. Определите массу 5% нашатырного спирта, образующегося в организме при выкуривании 10 пачек сигарет  (264г 5% раствора)       9.Раунд.  Выбери меня.     Учитель:   На  слайде – карточки с названиями  веществ, участникам нужно выбрать правильный ответ и поднять карточку с  номером  этого ответа. Участники игры получат  1­ балл за правильный ответ.  Вопросы тура: 1. Химическое соединение, используемое в медицинской  практике для  наложения повязок при переломах костей  (гипс)  2.  Сложное вещество из класса алкалоидов, содержится в табаке.     (никотин) 3.   Носители жизни.    (белки) 4.  Вещество – продукт питания , на его основе в медицине готовят мази,   присыпки.   (крахмал) 5.  Эффективный жаропонижающий препарат – производное салициловой  кислоты. (аспирин) 6.  Взрывчатое вещество , способное облегчить спазмы сердечных сосудов? (Нитроглицерин) 7.  Соединение кислорода необходимое для процесса жизнедеятельности?   (Вода) 8.   Важнейший антисептик, который используется для получения  кислорода?                      (марганцовка) 9. Это сильный антисептик, его  используют для приготовления многих  лекарственных настоек и экстрактов?                (Спирт этиловый) 10. Это вещество используют для смягчения кожи человека?   (Глицерин) 10Раунд. Объясни сказку с точки зрения химии ( 3 балла) Отрывок из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович” Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё   такая   мастерица:   коли   вода   нечиста,   так   свернет   лист   бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная. Вопрос: Как называется данный процесс? На каком свойстве угля он основан? Ответ:  Процессы:   фильтрования   и   адсорбции.   Уголь   обладает   свойством адсорбции – удерживать, на своей поверхности растворённые в воде вещества. Итак, вы доказали, что вы действительно достойны носить звание “Лучший знаток”   нашей   химической   страны.   Я   поздравляю   вас.   Мне   было   очень приятно встретиться с вами. А сейчас – до свидания.           Использованные ресурсы: 1. ur.wikipedia.org  2. news.yandex.ru/people/lomonosov_mikhail.htm  3. 4. О.С. Габриелян   «Химия» 8 класс Учебник для общеобразователь­ных  http://vitebskregion.slanet.by/kontrolnye_raboty_po_himii  учреждений. М.: Дрофа, 2010 5. С.Г.   Курганский.   Интеллектуальные   игры   по   химии.   –М.;   5   за знания,2006.­208 с. 6. Степин   Б.Д.   Аликберова   Л.Ю.Занимательные   опыты   по   химии. Москва.Дрофа.2002   7. Г.И.   Штремплер,   Г.А.   Пичугина.   Дидактические   игры   при   обучении химии, М.: Дрофа, 2003.

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра «Знатоки химии»

Интеллектуальная игра   «Знатоки химии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018