Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова
Оценка 5

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
1 кл—6 кл
05.03.2018
Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова
Наша школа носит имя Дважды Героя Советского Союза П .И. Батова. К нам часто приезжают ребята из других школ. Поэтому мы разработали экскурсию для обучающихся 1-6 классов. Цель экскурсии: сохранение памяти о нашем земляке. Дважды Герое Советского Союза генерале армии П. И. Батове Она включает 5 этапов: - встреча (знакомство со школой); -театрализованное представление "Детство Павлуши"; - интерактивное занятие "Как учили в старину"; - мастер класс по изготовлению оберега "Кукла - подорожница"; - военизированная эстафета "Первое дело - воевать умело"
интерактивная экскурсия.doc
Батова.  Экскурсия  на родину дважды героя Советского Союза генерала армии  Павла Ивановича Батова «Путь от солдата до генерала» Рыбинский муниципальный район Муниципальное общеобразовательное учреждение Сретенская средняя общеобразовательная школа имени гененрала армии Павла Ивановича Место проведения: Ярославская область, Рыбинский район, с. Сретенье,  д.68 Муниципальное общеобразовательное учреждение  Сретенская средняя  общеобразовательная школа  имени генерала армии П.И. Батова Возрастная категория: 7­11 лет (обучающиеся начальной школы) Цель экскурсии: формирование гражданско­патриотических качеств в  сознании детей на примере жизни и деятельности дважды героя Советского  Союза генерала армии П.И. Батова. Задачи экскурсии:  расширение исторических знаний школьников;  раскрытие понимания  истинного значения патриотизма;  воспитание чувства сопричастности к судьбе человека и страны . Программа экскурсии  Встреча гостей.  Театрализованное представление «Детство Павлуши»  Интерактивное занятие «Как учили в старорусской школе».  Мастер­класс «Изготовление куклы—оберега «Подорожница»  Военизированная эстафета «Главное дело — воевать умело». 1. Встреча гостей. Место: рекреация второго этажа. Оформлени: ­ портрет   дважды героя Советского Союза Генерала Армии П.И. Батова;   школе имени дважды героя Советского Союза Генерала Армии П.И. Батова; краткая информация о П.И. Батове; постановление администрации Рыбинского МР о присвоении Сретенской  Ведущий Добрый день. Мы рады приветствовать вас на Родине дважды героя  Советского Союза Генерала Армии, уроженца д. Филисово Рыбинского уезда  П.И. Батова.   Война, длившаяся 1418 дней и ночей, принесла много горя в каждую  Советскую семью. Не были исключением и Сретенцы.  Валерий  Суходольский, детство которого пришлось на военные годы в книге «Земля  бессмертия» писал «Помню как уходили бойцы. По снежной улице лошади  везли пушки.  Для нас была радость мы катили через деревню на пушках,  потом бежали обратно, чтобы успеть еще раз. Проводили их до моста через  Черный ручей. Когда вернулись – улица была пуста. Из нашей деревни лишь  несколько человек возвратились с войны. А в соседнюю Заполье не вернулся  никто.  В память о тех. Кто не пришел с войны в 2010 году был открыт мемориал  Памяти Воинам­ землякам, погибшим в годы ВОв. В 2015 году здесь был  установлен бюст нашего прославленного земляка, а  Сретенской школе было  присвоено имя генерала армии П.И. Батова. 2. Детство Павла Батова Театрализованное представление «Детство Павлуши» Место: кабинет истории Оформление: интерьер избы ( лавка, прялка, половички, вышивка, кухонная  утварь) Музыкальное сопровождение: звучание старинных русских инструментов  (балалайка, рожок), звуки домашних животных. Ведущий (ученица ) Здравствуйте. Меня зовут  ..........  Всем известно, что героями не рождаются, ими становятся. Наш герой –  Павел Иванович Батов родился 1 июня 1897 года в деревне Фелисово в  большой крестьянской семье.  Сосчитайте, сколько лет прошло с этого года. Всего в семье было 8 детей, каждому ребенку нужно было купить  свидетельство о рождении. Старший брат Павла умер в шестимесячном  возрасте. Родители  младшего сына назвали тоже Павлом, и новое  свидетельство о рождении ему не покупали.  Трудным было детство Павлуши, земли было мало. Отец уходил на заработки, мать занималась домашним хозяйством. Театрализованное представление Сцена 1. (В доме Павлушки  ) (На сцене обстановка крестьянской избы.  Слышится мычание коровы,  крики петуха и т.д.) Мать: Костюшка, собирайся быстрее! Гляди, ребята уж в школу пошли! Костюшка: Бегу, матушка, бегу! (Уходит) Мать: А ты, Павлушка, куда собрался? Павлушка: И я в школу пойду! Мать: Мал ты еще, дитятко, рано тебе в школу идти. Оставайся лучше дома.  А мне пора на поденную работу. Отец­то давно уж в лес ушел. Пойду.  (Уходит) Павлушка: Оставайся дома, оставайся дома! Скучно мне одному дома  сидеть. Пойду в школу! Где моя шапка? А, возьму старую отцовскую!  (Уходит) Сцена 2. (На экране кадры деревенской жизни. Слышен лай собак) Павлушка: Когда по своей слободе шел, собаки не лаяли, они меня знают. А  в чужих дворах собаки злые, незнакомые. Того и гляди выскочат да  искусают! Бежать надо! Да вон уж и школа за церковью видна! (Убегает). (голоса, смех детей). Школьный сторож (звонит в колокольчик): На урок, на урок! (появляется Павлушка) А ты, паренек, что тут стоишь? Все ребята на урок побежали и ты иди в класс. Павлушка: Да что­то боязно мне заходить­то. А ну­ка учитель прогонит?! Сторож:Не прогонит. Иди­иди! Сцена 3 (в классе) ( обстановка класса: столы, лавки, доска) Появляется Павлушка Учитель:Читай, Маша! Маша (читает по слогам): У Тани кот. Учитель: Хорошо. Читай,Петя. Петя (читает по слогам): У Вани коза. Учитель: Хорошо, молодцы! (Павлушка кашляет) Учитель: Ты кто, мальчик? (пауза). Что же ты молчишь? (пауза). Или ты  говорить не умеешь? (пауза). Ну так иди домой, коли говорить не можешь! Павлушка: (плача): Да я и рад бы сказать, да у меня от страха в горле ска Учитель: Да что же ты плачешь? Ребята, может вы знаете, кто этот мальчик? Таня: Это Павлушка, Костюшкин брат! Вася: Он давно в школу просится. Да его мама не пускает! Таня: Он украдкой в школу пришел! Учитель: Ну, тогда садись на лавку возле брата. А я твою маму попрошу,  чтоб тебя пускала в школу. А буквы ты какие­нибудь знаешь? Павлушка: Знаю, знаю. Да я и читать немножко могу! Учитель:А ну­ка сложи свое имя. Павлушка:Сейчас. П­а  п­а па­пав­Павлушка!! (все смеются) Учитель: Молодец! Кто же тебя читать учил? Павлушка: Костюшка. (Хвастливо) Я бедовый, я сразу все понял! Я страсть какой ловкий!! Учитель: Ты погоди хвалиться, а поучись! Ведущий. С тех пор Павлуша стал ходить с ребятами в школу. 3.Учеба в школе  Интерактивное занятие «Как учились в старорусской школе» Место: кабинет математики  Оформление: интерьер школы (большие счеты, деревянная указка, кадка с  розгами, чернильница) Ведущий:  Перенесемся с вами на время в прошлое, в начало 19 века и   побываем в старорусской школе. На столе чернильницы и гусиные перья, свечи, старорусская азбука. Эта часть класса оформлена под школу прошлого. В углу деревянная кадка с розгами. Колокольчик.) Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за общим столом. Об этом в букваре   говорилось   так:  «Дружнего   места   не   занимай   и   товарищев   не утесняй!» Вот в такой школе и учился Павел Батов.  Называлась она тогда Аннинское двуклассное училище  Министерства народного просвещения.  Свободные   хлебопашцы   с.   Сретенье   согласились   на   свои   пожертвования построить   школу.   Большую   помощь   в   строительстве   здания   оказал крестьянин д. Починок Ф.Ф. Трапезников. Открыто оно было в 1846 году  и названо было так в честь благодетельницы графини А.А. Орловой Чесменской.  Вот так выглядела школа в то время. Какой юбилей отметила в 2016  году школа? (170 лет) Презентация Слайд Отправимся  и мы на 100­150  лет назад. А  поможет  нам отрывок из  исторического рассказа Василия Григорьевича Яна «Никита и Микитка "Учитель медленно стал поворачивать строгое лицо с жесткой прямой  бородой и уставился на ребят. Опершись на стол кулаками, он также  медленно, не спуская глаз, начал подниматься и вдруг гаркнул: ­ Снять шапку, когда входишь к своему учителю! В его руке мелькнула длинная гибкая трость и быстро ударила по головам и  плечам ребят. Все торопливо сдернули шапки и поклонились в пояс. Потом отчетливо нараспев, учитель стал говорить: ­ В школу с молитвой входи и тако же из нее, молясь, выходи. Совершите  крестное знамение трижды и поклонитесь до земли. Да поживее! – восклицал  он, ударяя тростью и наблюдая, как все мальчики опустились на колени  трижды коснулись лбом пола. …Учитель сел на свое место в красном углу, в конце стола, раскрыл  большую рукописную книгу и подождал, пока Павлуша положил перед собой  тоже рукописную книжицу и рядом с ней указку. Учитель сейчас же ударил  его концом трости по уху. ­ Книжицы наши добре храните и указательное деревцо (указательное  деревцо ­ указка) в них отнюдь не кладите. Книги свои не очень разгибайте и  листов в них напрасно не перебирайте. Книгу аше кто не бережет, таковой  души своей не стережет. Мальчики сидели неподвижно, с опаской посматривая на учителя. Все в нем  казалось необычно, и всегда суровое, спокойное лицо, и гибкая трость в руке, и слова, которые он говорил по­особенному, как в церкви." В старину  каждый учебный год начинается с совместной трапезы учеников –  все вместе из одного котла, ели кашу. Оттуда и пошло слово однокашник. Существует много пословиц об учебе, уме, грамоте. Задание Составить из слов пословицу. Скажите,  а  какие  еще вы знаете пословицы и поговорки об учебе, уме,  грамоте. • В знании – сила. • Лучше много знать, чем много уметь. • За ученого двух неученых дают. • Сперва аз да буки, а потом науки. • Кончил курс науки, а знает аз да буки. • Аз, буки, веди страшат. • Ученье лучше богатства. • Грамота – второй язык. • Один ум хорошо, а два лучше. • Не помучишься – не научишься. • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. В старину грамоте учили по церковным книгам.  Ребята, а кто из вас знает что означает АЗБУКА?  (Звенит колокольчик) Ученица: В старину учились дети – их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете и твердили буквы так: А да Б – как АЗ и БУКИ, В как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ, И учитель для «науки» по субботам их порол. Вот какой чудной в начале наша грамота была Вот каким пером писали –из гусиного пера.(слайд №5) Ученик: Трудно грамота давалась нашим предкам в старину, А девицам полагалось не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке На распев читал им книжки на славянском языке. (слайд №6) Слайд В церковнославянской азбуке буквы назывались иначе, чем теперь. А – аз, б –  буки, в – веди, г – глаголь, д – добро, и – иже, к – како, л – люди, , н – наш и  т.д. По названию первых букв «аз, «буки», ­ весь порядок букв стали называть  азбукой. Азбука – то самое, что и буквенный алфавит. Названия букв заучивались наизусть. При обучению чтению сначала  назывались названия букв первого слога, затем буквы первого слога и  только потом произносился первый слог. Затем назывались буквы второго слога и  произносился второй слог, и т.д. И только после этого слоги складывались в  целое слово.  Слайд Например, слово баба читалось так: буки . аз –б­а  ба ,  : буки . аз –б­а  ба      баба. Попробуйте прочитать  слово книга : како, наш, иже – кни, глаголь, аз­га,  книга.  ЗАДАНИЕ Прочитать слова. Слайд   Учитель: Внимательно рассмотрите, какие предметы были в старорусской школе.  ­   В каждом классе были свечи. Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей. В каждой парте было небольшое углубление для чернильницы.  Слайд Чернильница   —   небольшой   сосуд   для   хранения   жидких   чернил, использующийся при письме. Особой разновидностью чернильницы является чернильница­непроливайка   особого   устройства чернильница,   которую   используют   при   работе   с   пером   для   письма   или   с перьевой ручкой. Слайд (непроливашка)­   ­ Гусиное перо.. Именно такими перьями писали в старину. Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении   более   тысячи   лет   многими   цивилизациями.   Лучшие   образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать.  Ведущий: Всего 5 лет проучился Павел в школе. Он любил музыку и песни.  ПЕСНЯ «Ромашковое поле»   ­исполняет ученик Учитель  Федор Суходольский хотел устроить Павла бесплатно в учительскую  семинарию. Но ничего не получилось, и Павел, как и другие дети, пошел в  люди.  Павел: Когда в нашу избу пришел высокий в годах мужчина, с окладистой  бородой – я понял, что наступила и моя очередь. Я знал что Иван Голубенцев (так звали этого мужчину) подыскивал для мальчиков10­12 лет рабочие  места в Петербурге. Делал он это небескорыстно, а за деньги, которые брал  с родителей. Мать: служи, Павлуша, честно и исправно, не хитри и не ленись. Чужого не  бери, другим помогай. Возьми с собой защитницу­Подорожницу, она всегда  напомнит тебе о Родном доме и защитит в трудную минуту. (дарит куклу) Ведущий: Уезжал Павел из родной деревни без особого сожаления. Уж  больно ему хотелось посмотреть столицу.  Отрочество. Работа в Петербурге Место: кабинет русского языка  ( интерьер  ремесленной мастерской) (Видео хроника город начала 20 века, ремесленные мастерские) Ведущий. Сначала Павел служил у Черепанова, хозяина большого магазина  «Вина­фрукты» Инсценировка  Приказчик: Вроде бы подходящий, да вот росточком не вышел. Голубенцев: Что же нам делать. Так тебя никуда не пристрою. А положи – ка в сапоги под пятки специальные подкладочки ­ «коски» Управляющий: Нужен мне работник. Да смущает твой рост. А ну подними  куль с мукой. А как с грамотой? Читать, считать умеешь? Павел: Умею. Управляющий: Ладно берем. Ведущий. Купец, взявший Павла на работу, имел необычные методы  обучения.  В первый же день он посадил его на три дня в шоколадный подвал, разрешил есть, сколько хочешь шоколада и больше ничего. С тех пор Павел  Иванович никогда не ел шоколад, только сахар с чаем. Ведущий.Со временем Павел привык таскать тяжелые ящики, мешки с мукой и сахаром. В  год у него было всего три выходные: Рождество, Пасха и  Троица.  Магазин в эти дни не работал, и мальчики ходили в цирк. После работы Павел сам учился и экстерном  сдал экзамен за 6 классов.  Хотел еще учиться, но …. Денег не хватало. А тут и военная служба  подошла. Ведущий. Осенью 1915 года Павел Батов получил долгожданную повестку в  армию. По документам брата  Павлу было 18 лет. В царскую армию брали с   19 лет, он упросил, чтобы его взяли. Никто не знал, что ему вообще 17 лет.  Тогда еще фельдфебель Урбаняк, зачисляя его в армию, сказал: «Служить  тебе как медному котелку». Слова эти оказались пророческими.  Вот тут­то Павлуше опять пригодилась кукла­оберег. Мастер­класс «Изготовление куклы­оберега Подорожница» Что все это значит? Дочка, а не плачет; Спать уложишь ­ Будет спать  Маму будет охранять День, и два, и даже пять... (кукла) В наш век куклы ­ это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В  древности к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными  оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности»: защищала,  помогала, отвечала за хороший урожай, за достаток в семье, за здоровье,  притягивала хозяину что­то хорошее, отводила беды.  За каждое дело отвечала отдельная кукла: зернушка – за урожай, богатька –  за достаток. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины  делались, и из соломы, даже из золы. Они были человеку защитой от  болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли:  оберег. Самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц.  Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось,  оставалось белым. ­какую куклу в каждом селе изготавливают весной? (масленицу) Вместе с  сжиганием чучела масленицы уходит все старое и ветхое. Мы изготовим куклу­оберег Подорожницу, т.к. вам предстоит дальняя  дорога. Эта маленькая кукла, которая называется Подорожница ­ верный хранитель в  дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5­6  сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге  или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко,  чтобы путник был сыт.  (изготовление куклы) 5. Служба в армии. Военизированная эстафета «Первое дело — воевать умело» Место: спортивная площадка. Ведущий. – Павел Иванович Батов прошел славный путь от простого солдата до генерала. В начале 1918 года Батов был назначен помощником командира взвода в1­й  Рыбинский полк, где обучал новобранцев. Ученик в роли генерала Батова П.И.  ­ Мне было поручено обучить будущих бойцов. Они приходили на плац  усталыми, сразу после рабочих смен. Одеты были кое­как. А о еде и говорить нечего: в те дни выдавали на человека 50 граммов хлеба, стакан семечек и  одну соленую воблу. И как­то неловко было в таких условиях  требовать от  молодых бойцов  энергичных перебежек, быстрого самоокапывания, четкого  выполнения ружейных приемов. Я невольно делал красноармейцам некоторую скидку. Они заметили это и  однажды сказали «не жалейте нас, товарищ командир.  Мы идем  добровольцами защищать нашу рабоче­ крестьянскую власть. Вы уж как  следует учите нас военному делу.» Ведущий. И Батов помнил этот урок. Не в мелочной опеке должна  выражаться забота  командира о подчиненных. Прежде всего надо заботиться о том, чтобы не оставить их необученными перед лицом врага.  Генерал: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное  происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша  задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения  цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы? Дети: Готовы! Генерал : Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности.   Инструкция по  выполнению заданий Заключительный этап  После выполнения заданий всеми бойцами отряда  вы должны достать  конверт с текстом зашифрованного донесения.. Вам надо найти ключ к шифру, дешифровать пароль, довести его до главнокомандующего. ЭТАП 1 – «Новобранец». Вы  новобранцы, молодые. Смелые, ловкие. От Вас зависит судьба главного  наступления наших войск. Поэтому мы должны быть уверены в каждом из вас. Мы должны знать, что вы готовы к этим испытаниям. Я буду начинать пословицу или крылатую фразу, а вы должны её  продолжить. ­Один в поле... (не воин) ­Тяжело в учении ­ легко.. .(в бою) ­Для Родины своей ни сил, ни жизни... (не жалей) ­Родина­мать, умей за неё... (постоять) 2 ­Смелость города ... (берёт) ­Смелого пуля боится, смелого штык… (не берёт) ­Не бойся врага умного, бойся друга... (глупого) ­Мир строит, а война... (разрушает) ­Сам погибай, а товарища … (выручай). ­Плох тот солдат, который не мечтает стать … (генералом) ЭТАП 2 Преодоление полосы препятствий. ЭТАП 3. Переправа через болото. ЭТАП 4. Разведка (преодоление участка по пластунски) ЭТАП 5. Снайпер (стрельба из винтовки). ЭТАП 8. Взятие высоты (метание гранаты) ЭТАП 9 Найдите  ключ к шифру, дешифруйте пароль, доложите его   главнокомандующему.  Задание.  Шифровка 21 14 6 13 29 11  2 16 6 24  3 6 9 5 6   14 16 13 16 5 6 24 (Умелый боец везде молодец)  Шифровка 20 33 8 6 13 16   3   21 25 6 15 10 10  13 6 4 12 16  3  2 16 32 (Тяжело в учении –легко в бою) Ключ к шифровке А Б В Г Д Е Ё Ж З И  Й  К  Л   М Н  О  П   Р  С  Т 1 2  3  4 5  6  7 8  9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 У  Ф   Х  Ц  Ч  Ш Щ Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Подведение итогов, награждение победителей. Разработала заместитель директора по воспитательной работе  Менухова Татьяна Алексеевна

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова

Интерактивная экскурсия на родину П.И.Батова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018