Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью и проявлением ее сил в активной деятельности..
В.Сухомлинский
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования, это специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся, преподавание и учение. Отношение учащихся к обучению обычно характеризуется активностью. В структуре активности выделяются следующие компоненты:
· готовность выполнять учебные задания;
· стремление к самостоятельной деятельности;
· сознательность выполнения заданий;
· систематичность обучения;
· стремление повысить свой личный уровень и другие.
На уроках русского языка и литературы интерактивные методы могут и должны применяться.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока.
Вот некоторые из них:
1)Работа в парах
2)Ротационные (сменные) тройки
3) Карусель
4) Работа в малых группах
5) Аквариум
6) Незаконченное предложение
7) Мозговой штурм
8) Броуновское движение
9) Дерево решений
10) Суд от своего имени
11) Гражданские слушания
12) Ролевая (деловая) игра
13) Метод пресс
14) Займи позицию
15) Дискуссия
16) Дебаты
17) Микрофон
18) Синтез идей
19) Шкала мнений
20) Эстафеты
Можно рекомендовать несколько основных методов. Первый — работа в парах. Здесь варианты могут быть совершенно различными. Например, сначала ученики придумывают несколько орфографических слов на разные случаи написания, предположим, не с глаголами пишется раздельно — (не)бегать, ча- ща- пишется через «а» — рощ…, исключения при написании двойного «н» в –ян — деревян(н)ый и так далее. После этого, ученики за одной партой обмениваются заданиями, каждый должен не только написать, но и верно определить орфографическое правило. Получив результаты, они оглашаются педагогу.
Второй вариант — «эстафеты». Преподаватель, закрепляя полученные знания по теме, дает каждой последней парте по листку, где все ученики обязаны записать по одному примеру на правило. Предположим, при написании –ча, -ща, можно предложить примеры «туча», «сейчас», «дача» и так далее. Первый листок, дошедший до учителя, знаменует победу ряда. При этом важно, чтобы количество учеников за рядами было максимально одинаковое.
Третий формат — «займи позицию». Он наиболее подходит для уроков по литературе. Суть его заключается в том, что учитель пишет на доске слова «да» и «нет» или формулировки, являющиеся противопоставлением друг другу. Предположим, при изучении произведения «Юшка» Платонова, можно провести дискуссию в формате, должен ли человек поступать, как главный герой произведения. Ученики встают и распределяются на две группы. Далее все, кто желает, высказывают свою позицию, доказывая правоту. В случае, если аргумент убедил кого-либо, ребенок может перейти в другую группу.
Четвертая предлагаемая форма — «решение дилеммы». Здесь педагог тоже должен предложить распределиться на несколько групп, часто на две или три. Далее он дает ученикам определенную дилемму, например, должен ли был Гоголь сжигать второй том «Мертвых душ». С одной стороны, он лишил Россию возможно великого произведения, разочаровал читателей. С другой стороны, возможно, он осознавал, что произведения неудачное или не могу его закончить. Давая такие позиции, педагог предлагает ученикам выбрать наиболее подходящую к их мнению. Далее происходит аргументированная дискуссия. Метод схож с форматом «займи позицию», ключевое отличие состоит в преимущественном использовании «да/нет» в первом случае и предоставлении подробно описанных вариантов во втором.
«Мозговой штурм» — пятая рекомендуемая методика, позволяет творчески подойти ко многим вопросам. Ее сущность заключается в совместном формировании ответов на поставленный вопрос. Так, например, после изучения рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» на вопрос «Что такое настоящее мужество?» учащиеся отвечают: ответственность за свои поступки, способность защищать слабого, умение подавить в себе лень и зависть, способность сохранить до конца жизни собственную честь и достоинство, быть полезным Родине и миру вообще и т.д. Этот метод позволяет учащимся высказать свое мнение и толерантно принять точку зрения другого.
Таким образом, интерактивные методы являются инновационными формами обучения, которые повышают мотивацию, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развивают самостоятельность, повышают качество обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.