Интерактивные методы обучения иностранного языка
Оценка 4.9

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Оценка 4.9
Интерактивная доска
docx
английский язык +1
Взрослым
22.04.2019
Интерактивные методы обучения иностранного языка
Интерактивность (interaction) применительно к обучению иностранному языку понимается как речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения. На современном этапе развития отечественной методической мысли основная структурная единица образовательного процесса по иностранному языку - урок / занятие рассматривается как «сложный акт общения, главной целью и содержанием которого является практика в решении задач взаимодействия между субъектами педагогического процесса, а основным способом достижения цели и овладения содержанием служат мотивированные коммуникативные задачи разной степени сложности».
интерактивные методы обучения иностранному языку.docx
ДОКЛАД Тема: «Интерактивные методы обучения иностранному языку»   Составила: учитель английского языка Роговая Наталия Анатольевна                                                                          Сочи                2019 г. 2 Интерактивность (interaction)  применительно к обучению иностранному языку понимается как речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения. На   современном   этапе   развития   отечественной   методической   мысли   основная структурная единица образовательного процесса по иностранному языку ­ урок / занятие рассматривается как «сложный акт общения, главной целью и содержанием которого является практика в решении задач взаимодействия между субъектами педагогического процесса,   а   основным   способом   достижения   цели   и   овладения   содержанием   служат мотивированные коммуникативные задачи разной степени сложности». Принято считать, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть   «односторонним»   и   «многосторонним».   В   первом   случае   имеется   в   виду организация   учебного   процесса   с   преобладанием   фронтальных   форм   работы,   когда преподаватель   спрашивает   /   побуждает   обучающегося   к   речевой   деятельности   – обучающийся отвечает. Что касается «многостороннего» общения, для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый обучающийся имеет   возможность   проявить   себя   как   самостоятельный   и   полноправный   участник определенной деятельности. Именно   при   организации   «многостороннего»   общения   на   занятии   иностранного языка   происходит   взаимодействие   всех   участников   образовательного   процесса, создаются возможности для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося. В практической методике сегодня накоплен значительный опыт организации речевого взаимодействия на занятии иностранного языка. По мнению Р.П. Мильруда, взаимные экспресс­опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие   групповых   решений,   координация   совместных   действий,   дискуссия   «по правилам» и другие задания позволяют научить обучающихся практически пользоваться иностранным языком.  Как   показывает   собственный   опыт   преподавания   иностранного   языка   и   опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие на занятии не   всегда   удается,   используя   традиционные   методы   и   формы   работы.   Основные методические инновации сегодня связаны с применением  интерактивных методов  и приемов   обучения   иностранному   языку.  Интерактивные   методы  –   это   методы, позволяющие учиться взаимодействовать  между собой; а  интерактивное обучение  – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых. Как отмечают в своих трудах Т.А. Мясоед, Н. Суворова, С.Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса,   когда   все   учащиеся   оказываются   вовлеченными   в   процесс   познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, 3   способами   деятельности.   происходит   это   в   атмосфере идеями, доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания,   но   и   переводит   познавательную   деятельность   на   более   высокие   формы кооперации и сотрудничества.    Причем, Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей  особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.  Обобщая передовой методический опыт (публикации ведущих ученых в журнале «Иностранные языки в школе», статьи и методические разработки уроков иностранного языка   на   сайте   «Фестиваль   педагогический   идей»   учителей   практиков)   и   изучая литературу   по   выбранной   проблеме   я   пришла   к   выводу,   что   в   рамках   занятия иностранного языка учителя / преподаватели используют  следующие интерактивные методы и приемы: ­ работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»; ­ метод карусели / «идейная» карусель; ­ аквариум; ­ мозговой штурм / мозговая атака / «брейнсторминг»; ­ «ажурная пила»; ­ Броуновское движение; ­ «дерево решений»; ­ прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; ­ конференции / дискуссии;  ­   ролевые   /   деловые   игры;  ­   дебаты.  Этот   список   можно   пополнять,  т.к. каждый   преподаватель   способен   придумать   и   внедрить   в   образовательный   процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия обучающихся на занятии   иностранного   языка.   Существует   множество   классификаций   интерактивных методов и приемов. Одни и те же приемы в разных источниках могут называться по­ разному. Раскрою   сущность   некоторых   интерактивных   методов,   которые   являются инновационным в практике преподавания иностранных языков. Условием   эффективного   обучения   иностранному   языку   в   условиях   научно­ технического   и   информационного   взрыва   является,   по   нашему   мнению,   сочетание традиционных   интенсивных   методик   обучения   с   разработкой   и   использованием   в практике обучения ряда современных интерактивных методов, которые ориентированы на   личность   студента,   более   широкое   взаимодействие   обучающихся   не   только   с преподавателем, но и друг с другом, а также на повышение активности студентов в процессе   обучения.   Необходимо   создать   такие   педагогические   условия,   которые способствовали бы оптимальному использованию резервных возможностей личности и приводили бы к эффективному ускоренному обучению.  Эффективное   обучение   иностранному   языку   возможно,   если   преподаватель, организующий   обучение,   владеет   современной   технологией   преподавания.   Любая современная   педагогическая   технология   представляет   собой   синтез   достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того,   что   создано   общественным   прогрессом.   Современная   педагогика   и   методика предлагают большое разнообразие интерактивных технологий, которые целесообразно использовать   при   ускоренном   обучении   учащихся   иностранным   языкам.   В   основе 4 интерактивных технологий лежит взаимодействие преподавателя и студентов, которое проявляется   через   диалоговое,   полилоговое   общение,   реализуемое   посредством интерактивных упражнений и заданий.  На занятиях по иностранному языку в учебном процессе применяются следующие интерактивные методы обучения:  – игровые технологии;  – Интернет­технологии и средства мультимедиа. Как показала практика, только интерактивные формы обучения могут обеспечить высокую   мотивацию,   прочность   знаний,   творчество   и   фантазию   обучаемых, коммуникабельность,   активную   жизненную   позицию,   командный   дух,   свободу самовыражения, желание совершенствоваться. Использование интерактивных методов в период обучения иностранному языку соответствует современной концепции обучения, в основе   которой   лежит   принцип   активной   деятельности   обучающихся.   Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить их сознательно овладевать языковым материалом   в   процессе   коллективной   деятельности   и   широкого   использования ситуативного и коммуникативного подходов в обучении иностранному языку.  Примером некоторых интерактивных подходов, применяемых мною на занятиях, являются:  1. Ролевая игра. Анализ   опыта   педагогической   деятельности   показывает,   что   продуктивной технологией   изучения   иностранного   языка   учащимися,   средством   повышением мотивации  обучения является ролевая игра. Основными этапами обучающей ролевой игры   являются:   выдвижение   и   обсуждение   идеи   относительно   коммуникативной ситуации   (обязательным   элементом   ролевой   игры   является   разрешение   проблемной ситуации), набора ролей и примерного хода и правил предстоящей игры; распределение ролей   и   определение   содержания   (сценария)   ролевой   игры;   подготовка   комплекта игровой   документации   (опознавательные   знаки,   эмблемы,   плакаты);   индивидуальная подготовка   каждого   обучающегося   к   предстоящей   игре;   проведение   ролевой   игры; подведение   итогов.   Следует   отметить,   что   каждый   этап   в   алгоритме   осуществления ролевой игры важен, но особенно необходимо отметить заключительный этап, который складывается из оценок и самооценок индивидуального вклада каждого обучающегося в подготовку и проведения игры, адекватности иноязычных высказываний исполняемой роли и наличной коммуникативной ситуации, а также правдивости и выразительности ролевого поведения.  Детально   продуманная   и   методически   грамотно   организованная   ролевая   игра способствует активному включению студентов (даже самых робких и застенчивых) в процесс   обучения,   их   самоутверждению   и   повышению   самооценки,   качественному усвоению дидактического материала; вызывает потребность в общении; ориентирует на умение планировать собственное речевое поведение и поведение собеседника; развивает творческие   способности,   внимание,   память,   мышление,   умение   контролировать   свои поступки;   улучшает   взаимоотношения   с   однокурсниками   и   преподавателями.   Более того, профессиональные игры позволяют задать в обучении предметные и социальные 5 роли   будущей   профессиональной   деятельности,   развивать   профессиональное, творческое мышление. Ролевая игра ­ это обучение в действии. Ситуация ролевого общения повышает качество обучения и является стимулом к развитию спонтанной речи. Ролевая игра дает студентам   возможность   выходить   за   рамки   своего   контекста   деятельности   за   счет разнообразных   социальных   и   межличностных   ролей;   позволяет   предвосхищать   свой будущий личный опыт путем проигрывания ролей людей различных профессий; создает благоприятный   психологический   климат   на   занятии.   При   правильной   организации ролевая   игра   создает   атмосферу   общения,   которая   должна   вызвать   у   обучающихся внутреннюю   потребность   в   выражении   мысли   на   иностранном   языке.   Одновременно, ролевая игра служит средством закрепления полученных речевых навыков и умений.  Задача   игры:   выработка   для   исполнителя   каждой   роли   оптимальной   стратегии поведения.   Основными   параметрами,   определяющими   характер   ролевой   ситуации, является   наличие   единого   сюжета,   соответствующего   избранной   коммуникативной ситуации,   и   ролевых   отношений   между   участниками   общения.   Когда   обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого­либо персонажа в специфической ситуации.   Поэтому   в   ролевой   игре   нет   зрителей   и   каждый   из   участников   может представить себя в предложенной ситуации. Кроме того, формируются надпредметные компетенции:   исследовательские,   коммуникативные,   организационно­управленческие, умения и навыки работы в команде.  В   процессе   обучения   данная   форма   работы   применяется   для   моделирования поведения и эмоциональных реакций учеников при изучении тем: «В аптеке», «У врача», «Достопримечательности  города» и др. Пример ролевой игры можно рассмотреть на занятии  Тема: «Путешествия. Отдых. На пляже». Название игры: «Оказание первой медицинской помощи при солнечном ударе». Эта   игра   способствует   развитию   навыка   вести   беседу.   При   ее   проведении желательно, чтобы студенты видели друг друга и внимательно следили за репликами участников игры. Группа делится на две части: одна группа, кто оказывает помощь – другая группа, кому необходимо оказать первую медицинскую помощь. Каждой группе выдаются карточки с активной лексикой, чтобы они могли ее использовать при создании диалога. На интерактивной доске демонстрируется  видеоролик (или серия картинок, которые необходимо разыграть), студентам необходимо озвучить главных героев ролика. Преподаватель   (от   лица   прохожего)   начинает   игру   по   теме   «Оказание   первой медицинской   помощи»,   предлагая   реплику­стимул:   «You   look   pale   and   upset   today». Один из учеников (гость) дает свою реакцию на данную реплику: «No wonder. He has a sunstroke».   Следующий   ученик   реагирует   на   эту   фразу,   согласно   заданной   теме, используя активную лексику. Действие продолжается пока все участники диалога не используют   всю   необходимую   активную   лексику   по   теме   и   не   закончат   описание картинки или озвучивание видеоролика. Пример диалога: “In the country”. Pete: Mother: Pete: Mother: Ma, where are you? I’m in the kitchen, Pete. What’s the matter? My friend Nick feels bad. He has a bad headache and his skin is very hot. Where is he? 6 Pete: Mother: Pete: Mother: He is on the bank of the river. He was lying in the sun for a long time. He probably has a sunstroke. Is anybody with him? Yes, Boris is there. Don’t waste time. Run back quickly and take Nick to a shady place. Raise his head a little. Put a wet cloth on his head. I’ll take some medicine and come in a minute. При проведении игры одновременно закрепляются разговорные фразы по темам «Оказание   первой   медицинской   помощи»,   «Болезни».   Целесообразно   предварительно раздать игровые карточки, которые могут быть оформлены по­разному.  Например:   одна   сторона   карточки   дает   информацию   о   ролевой   ситуации   и одинакова для всех участников (Theн need your help.  Every person must have enough knowledge of giving first aid. And must help a person at any hour of the day and night. That’s why you should know how to help a person in different situations.) Оборотные стороны карточек для разных участников различны, т.к. они содержат информацию о данном действующем лице и указывают возможную линию поведения: Situation 4. If you help a person who has a sunstroke: Notes: 1) sunstroke [‘sAnstrouk]   – солнечный удар; 2) to cool [kHl]   – охлаждать, (здесь) прохладный; 3) shady [SeIdI]   – тенистое; 4) sponge [spAnG]   – губка; 5) to keep up   – поддерживать; 6) blood circulation [‘sWkjuleISn]   – кровообращение. 7 Во время игры преподаватель может взять на себя роль ведущего или одну из второстепенных   ролей,   чтобы   иметь   право   вмешиваться   в   процесс   общения, стимулировать пассивных участников к беседе, направить ход игры в нужное русло. Ролевая организация учебного материала способствует эффективной организации учебной   деятельности   студентов,   создает   психологическую   готовность   обучаемых   к речевому общению, готовит к ситуативной спонтанности речи. Таким образом, учащиеся систематизируют знания по изученной грамматической теме   и   тренируют   лексический   материал.   Также   на   заключительном   этапе   можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно также при работе с лексикой или с учебным текстом. 2. Мультимедийные технологии. Вопрос   о   применении   новых   информационных   технологий   при   обучении английскому   языку   становится   все   более   актуальным.   Совершенно   очевидно,   что использование компьютера  и мультимедийных  средств  для  интенсификации  процесса обучения   помогает   не   только   осуществить   личностно­ориентированный   подход   в обучении,   но   и   обеспечить   индивидуализацию   и   дифференциацию   с   учетом   уровня знаний учащихся. Для   достижения   нового   качества   образования,   действительно   адекватного современности,   преподаватель   английского   языка   не   только   должен   овладеть информационно­компьютерными   технологиям,   но   и   осознать,   насколько   изменяется подход   к   процессу   обучения,   когда   традиционно   руководящая   и   контролирующая функции   постепенно   замещаются   ориентирующей   и   систематизирующей.   Только   при этих   условиях   может   полноценно   осуществляться   целенаправленная   совместная деятельность учителя и учеников в информационно­образовательной среде (ИОС). Если   в   традиционном   обучении   главной   задачей   являлись   передача   студентам определенной суммы знаний, формирование ряда умений, то цель обучения в ИОС – научить обучающихся ставить и решать познавательные проблемы, а для этого находить, перерабатывать,   ориентироваться   в информационном пространстве.   использовать   и   создавать   информацию, В последние годы наиболее универсальным техническим средством обучения стали электронные интерактивные доски. Интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения, обеспечивающий мотивацию обучаемого на активную плодотворную деятельность.   Заранее   подготовленные   тексты,   таблицы,   картинки,   музыка,   карты, тематические   видеофрагменты   позволяют   эффективно   подать   материал,   проводить занятие   динамично,   используя   различные   стили   обучения,   развивают   творческую активность, увлечение предметом, что, в конечном счете, обеспечивает эффективность усвоения иностранного языка.  Интерактивная доска позволяет осуществлять: –   активное   комментирование   материала:   выделение,   уточнение,   добавление информации   посредством   электронных   маркеров   с   возможностью   изменить   цвет   и толщину линии; 8 –   набор   посредством   виртуальной   клавиатуры   любого   текста   задания   и   его демонстрацию в режиме реального времени;  – сохранение результатов в отдельном файле;  –   одновременную   работу   с   текстом,   графическим   изображением,   видео­   и аудиоматериалами;  – стимулирование развития мыслительной и творческой активности студентов и работу всей группы при значительной экономии времени.  Поскольку   основная   задача   преподавателя   в   процессе   обучения   иностранному языку   заключается   в   формировании   языковых   компетенций   я   успешно   использую интерактивную доску как прием коммуникативной методики.  Заранее   подготовленные   тематические   тексты,   обучающие   и   проверочные упражнения, иллюстрации, аудио­ и видеоматериалы по темам «Моя семья», «Мой дом», «Осмотр   достопримечательностей»,   «Соединенное   Королевство   Великобритании   и Северной  Ирландии», «Лондон» и  др. служат  опорой   для  введения  или  активизации материала   урока,   повторения   и   закрепления   речевых   моделей,   совершенствования навыков говорения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.  Значительную помощь преподавателям иностранного языка в процессе подготовки интерактивных заданий оказывают учебные материалы, имеющиеся на сайтах: 1. http://www.youtube.com – видео­ и аудио­архив. 2. http://www.britannica.co.uk  ­   Энциклопедия   Британника,   либо   Британская   энциклопедия   — наиболее   полная   и   старейшая   универсальная   энциклопедия   на   английском   языке,   а   также название издательства.  3. http://www.bbc.co.uk/learningenglish  ­   БиБиСи.   Английский язык:   учебные курсы.   В   разделе Learning English ­ бесплатные аудио­, видеоуроки английского и тесты, истории о культуре и традициях англоязычных стран. 4. http://en.wikipedia.org – многоязычная онлайн энциклопедия. 5. http://www.study.ru – онлайн ресурс по изучению английского языка. 6. http://www.easyenglish.com ­ онлайн ресурс по изучению английского языка Опыт   работы   с   интерактивной   доской   позволяет   эффективно   сочетать   ее возможности   и   реализацию   дидактических   принципов   новизны,   наглядности, коммуникативной   активности,   сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.    обратной   связи,   интерактивности, К интерактивным методам, используемым в процессе обучения, можно отнести также   метод   проектов,   дискуссии,   соревнования,   использование   Интернет­ресурсов, работу   с   видеофильмами.   Использование   интерактивных   методов   позволяет   создать аутентичную   виртуальную   языковую   среду   на   любом   этапе   обучения   иностранным языкам,   включить   студентов   в   реальные   ситуации   межкультурной   коммуникации, приобрести индивидуальный опыт общения с иной культурой, что, в конечном счете, влияет   на   эффективность   формирования   иноязычной   коммуникативной   культуры будущего специалиста.  Эффективность   обучения   иностранному   языку   зависит   во   многом   от   того, насколько преподаватель владеет современной технологией преподавания. 9 Во   многих   исследованиях   приводятся   данные,   свидетельствующие   о преимуществах организации процесса обучения иностранным языкам с использованием компьютерных технологий, причём авторы предлагают свои подходы к вопросу о роли компьютера   в   системе   обучения   иностранным   языкам.   Представляет   интерес классификация   основных   функций   компьютера   в   преподавании   иностранных   языков, предлагаемая в работе американских авторов К.Эвелин и У.Оливер. Они считают, что наиболее эффективное использование компьютера при обучении иностранным языкам в функции   репетитора,   «редактора   текста»,   консультанта,   партнёра.   Кроме   того,   что компьютер может обеспечить максимальную поддержку в процессе обучения, он также помогает   преподавателю   анализировать,   контролировать   и   оценивать   выполняемую работу. Среди наиболее актуальных вопросов научного поиска выделяются следующие: применение   программ   банка   данных,   компьютерные   программы   по   расширению словарного   запаса   и   совершенствованию   навыков   письменной   речи,   симулятивно­ имитационное моделирование, использование спутниковых и телевизионных технологий обучения, редактирование машинного перевода. Симулятивно­имитационное моделирование в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам открывает широкие возможности для создания ситуаций, способствующих   повышению   мотивации   обучения   иностранным   языкам,   создаёт имитацию языковой атмосферы. Компьютер выступает в роли консультанта, выдавая информацию   справочного   характера,   а   также   партнёра,   осуществляя   работу   над программой   в   диалоговом   режиме.  Одним   из   видов   таких   программ   являются   игры, которые   могут   быть   познавательного,   социального,   лингвистического   характера.   По мнению   американских   специалистов,   программы   симулятивно­имитационного моделирования обеспечивают интегрирующую деятельность обучающихся при изучении иностранных   языков,   сочетая   процессы   чтения,   интерпретации   прочитанного, формирования и фиксирования вводимой/выводимой информации.  Качественно   новая   подготовка   выпускников,   формирование   их   творческих способностей   и   творческого   мышления,   готовность   к   рационализаторской   и изобретательской   деятельности   является   основным   ориентиром   и   индикатором профессиональной пригодности современных форм обучения. Поиск путей активизации познавательной деятельности обучающихся через использование интерактивных методов обучения, через приобщение к самостоятельному исследованию научных источников с опорой   на   потенциальное   использование   собственного   практического   опыта продолжается. В   заключении   необходимо   отметить,   что   все   интерактивные   методы   и   приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих   товарищей,   устанавливают   более   тесный   контакт   между   обучающимися   и преподавателем.   Практика   показывает,   что   использование   интерактивных   методов   и приемов на занятии иностранного языка снимает нервное напряжение у обучающихся, даёт   возможность   менять   формы   деятельности,   переключать   внимание   на   узловые вопросы   темы   занятия.   В   конечном   итоге,   значительно   повышается   качество   подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны обучающихся. 10 Литература: 1. Колесникова И.Л. «Англо­русский справочник по методике преподавания  иностранных языков: справочное пособие». М.: Дрофа, 2011. 2. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования: Учебное пос. для студентов педагогических вузов». ­ М.: Издат.  центр «Академия», 2000. ­ С. 272. 3. Хильченко Т.В., Оларь Ю.В. «Использование интерактивных методов и  приемов на современном уроке английского языка», статья. 4. Калабухова Г.Н. «Способы реализации интерактивных технологий в условиях  ускоренного обучения студентов иностранному языку», статья. 5. Карпова Т.А. «ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ В  КОНТЕКСТЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ», статья.

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка

Интерактивные методы обучения иностранного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019