Интерактивный словарь «Неорганические вещества в стихах и загадках»
Оценка 5

Интерактивный словарь «Неорганические вещества в стихах и загадках»

Оценка 5
Занимательные материалы +1
pptx
химия
7 кл—11 кл
15.06.2023
Интерактивный словарь   «Неорганические вещества в стихах и загадках»
Словарь содержит стихи и загадки о классах неорганических веществ. Используются нестандартные формулировки, стихи для осмысленного запоминания определений и идентификации формул, загадки. Иллюстративный материал суворовец Лисовец Иван подобрал в интернете (ссылки в списке источников информации), а также использовал фото архива кабинета химии МсСВУ. Гиперссылки по двум направлениям: классы и отдельные «буквенные» страницы.
словарь-стихи.pptx

Химический словарь В СТИХАХ И ЗАГАДКАХ

Химический словарь В СТИХАХ И ЗАГАДКАХ

Химический словарь

В СТИХАХ И ЗАГАДКАХ

Выполнил: суворовец Лисовец Иван 3 взвод 3 рота
ФГКОУ «Московское Суворовское военное училище Министерства Обороны Российской Федерации».
Преподаватель химии: Литухина М.И.

Учить легко! Оксиды

Учить легко! Оксиды

Учить
легко!


Оксиды

Переход к слайду – нажать букву

Переход к слайду – нажать букву

Переход к слайду – нажать букву
Возврат при нажатии на туже букву на соответствующем слайде
Переход к классам – нажать название соответствующего класса на слайде - «дом»
Возврат на слайд – классов в левом углу

Их получают путем горения Или сложных веществ разложения

Их получают путем горения Или сложных веществ разложения

«Их получают путем горения Или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь, и лед». Какие это вещества?
(ОКСИДЫ)

С кислородом ходит парой, То металл, то неметалл он, Дружбу связями скрепит Всем известный класс - ОКСИД

Широка натура у оксидов, Камнем вниз, а то рекой течет, А захочет - газ различных видов, И веществ создаст круговорот.
Может черным быть, и белым, Может с запахом и без, Не оставит вас без дела: "Изучайте - мир чудес!"

H2O

SiO2

CaO

CuO

CO2

R2On

О

Неметаллы, знай, мой друг, Строго все себя ведут:

Неметаллы, знай, мой друг, Строго все себя ведут:

Неметаллы, знай, мой друг, Строго все себя ведут: Коль в оксиды он подался - Так "кислотным" и назвался!
Металл хотел запутать нас, Но я найду опору: Валентность меньше четырех - Оксид зову "основным".
Ну а уж если повезло, Валентность пять и выше - Я буду помнить, всем назло, Оксид "кислотным" кличут.

С кислотой и щелочами
Прореагирую в момент я,
Я оксид необычайный,
Переходных элементов
Узнали вы меня наверно,
Так какой я?…(амфотерный)

Состав оксидов. Помнить важно
Определенные слова:
«Есть кислород в оксиде каждом,
А элементов только два».

Cr2O3

NO2

Al2O3

CrO3

Mn3O4

Л

Найди меня. Я газ. Я прост. Я рыжий, словно лисий хвост. Я образуюсь из нитрата, А в воздухе - из газа-брата. А если встречусь я с водой, То стану сильной кислотой.

R2On

Кислота, когда здорова, Угостить друзей готова

Кислота, когда здорова, Угостить друзей готова

Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа,
Катионом водорода!

С водорода всегда начинаюсь,
С основанием в соль превращаюсь,
Крашу лакмус в красный цвет,
А металла во мне нет

Мы состоим из двух частей:
Во-первых, водород, о’кей!
Во-вторых, остаток наш.
Ну, вот и весь наш экипаж!
Окрасим лакмус в красный цвет,
Без нас и удобрений нет.

H2SO4

HCl

HBO3

H2CO3

Н(остаток)

«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород».

К

Реакции кислот: Кислота, кроме азотной,

Реакции кислот: Кислота, кроме азотной,

Реакции кислот:
Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода,
Образуют соль охотно
И, конечно, водород.

Кислота и синий лакмус —
Лакмус сразу станет красным.
Обнаружим так кислоты
В день хороший и ненастный

Кислота и основания Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.

  В кислоту внесешь оксид ты
Настоящего металла,
Без сомненья, соль и воду
Ты получишь, если надо.

Всем знаком я, Но не прост. Береги глаза и нос! Зол я как изжога, - Берегись ожога!
(ХЛОРОВОДОРОД)

ТБ кислот
Этих веществ очень много на свете,
Их опасаются взрослые, дети.
Если не так их смешаешь с водой,
Может все обернуться бедой.
Их наливаем после воды,
Чтобы не было беды.
Вещества мы непростые,
Растворяемся в воде.
Нас неправильно применишь,
То бесспорно быть беде!

Н(остаток)

Р

Т

Дифференциация кислот: Давайте вдумаемся вместе

Дифференциация кислот: Давайте вдумаемся вместе

Дифференциация кислот:

Давайте вдумаемся вместе
Каков состав любых кислот:
В их формулах на первом месте
-Одновалентный водород!
 
Бескислородные кислоты
(HF, HCl, HBr, HJ)
Аш-фтор, аш-хлор аш-бром,
аш-йод.
Останется от формул что-то,
Отбросим только водород.
 
Видны кислотные остатки
У перечисленных кислот.
Их называем по порядку:
«Вот - фтор, вот – хлор,
вот – бром, вот – йод!»

Какие есть еще кислоты?
Те, что содержат кислород.
И в их составе скажет кто-то,
На первом месте водород.
 
Аш-эн-о-три – состав азотной (HNO3)
Азотистой аш-эн-о-два (HNO2)
Остаток в каждой свой, кислотный,
Два разных все же вещества.

Д

Очень слабая надежда, Что цела твоя одежда: Вместо пятен - дырки После первой стирки

Н(остаток)

Гидроксиды основные – основания

Гидроксиды основные – основания

Гидроксиды основные – основания

Изучим свойства оснований поскорей.
Начнем эксперимент со щелочей.
Сольем сначала щелочь с кислотой,
Из них получим только соль с водой.
А если с солью щелочь взять,
Получаться другая соль и основание опять.
Но правилу сему не стоит доверять,
Коль два условия не будешь соблюдать!
Теперь возьмем оксид кислотный
И растворимый гидроксид,
И под водой на дне стакана –
Очередная соль лежит.
Возьмем любой нерастворимый гидроксид,
Который с кислотой любезничать спешит,
А в результате – соль с водою.

Мы – жители непростые,
Нас очень много на Земле!

Особым даром обладая,
Мы растворяемся в воде.
А как на кожу попадём,
Мы тут же сильно обожжем.


Окрасим лакмус в синий цвет,
Без нас нейтрализации нет.
Без нас не обойдётесь тут!
Скажите, как же нас зовут?

Ме+n(ОН)n

Г

Из меня не сваришь супа, Содержу гидроксогруппу,

Из меня не сваришь супа, Содержу гидроксогруппу,

Из меня не сваришь супа,
Содержу гидроксогруппу,
И активного металла
В моей формуле немало.
Крашу лакмус в синий цвет,
Я опасна, спору нет. (щелочь)

«В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина?»

«Основательный», как все другие основания,
Гидроксидный анион ношу в кармане я.
А когда в раствор я попадаю,
Этим анионом всех пугаю
Н + + ОН - = Н2О
Я гидроксид. Я кислоту
В растворе вижу за версту.
И все на свете я отдам,
Чтоб только съесть протоны. Ам!..

Определим класс «оснований»
Классическим обоснованием
Ведем научный репортаж:
«Металлы связаны с «ОН»!

Ме+n(ОН)n

Щ

Хоть мы разные на цвет, Но важней нас в мире нет!

Хоть мы разные на цвет, Но важней нас в мире нет!

Хоть мы разные на цвет,
Но важней нас в мире нет!
И нитраты, и сульфаты,
Карбонаты и фосфаты!
Все важны и все нужны!
Догадались, кто же мы?

Знают люди во всем мире
КМnO4.
Приключится вдруг беда
Может с тобой иногда.
Ты промоешь рану им,
Будешь цел и невредим

Состав солей уже известен
Пример используешь любой –
Металл стоит на первом месте,
Остаток от кислот - второй.

Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс...
СОЛИ

Ме(остаток)

С

П

Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин,

Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин,

Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не заправишь холодца. Но не только лишь в еде - Я живу в морской воде. Если льет слеза из глаза, Вкус припомнишь мой ты сразу. Кто догадлив, говорит: Это – НАТРИЯ ХЛОРИД

Сообщаю: я спешу! Я живу, пока пишу. Исчертил всю доску белым… Исчезаю. Был я ...(мелом)
КАРБОНАТ КАЛЬЦИЯ

В огне я воду испаряю, В воде я камнем застываю; Врачу и скульптору я брат. Но чей, скажите, я сульфат?
СУЛЬФАТ КАЛЬЦИЯ

Сульфит не путайте с сульфидом, Чтоб места не было обидам: Сульфиды - сероводорода Родня. И нет в них кислорода! А вот сульфит. Скорей смотри: В нем кислорода сразу три! Добавим кислорода атом - И познакомимся с сульфатом!

Виды солей

S-2 ид

SO3-2ит

SO4-2ат

В

Живу в подъезде номер шесть, На третьем этаже

Живу в подъезде номер шесть, На третьем этаже


Живу в подъезде номер шесть, На третьем этаже. Повыше - братец старший есть, Известный Вам уже. На младших мало он похож. Живёт пониже молодёжь. Среди них лишь я сестрица - Девица - мастерица. Дружу я с медью и свинцом, Пирит считаю я отцом, Я от него рождаюсь И к жизни пробуждаюсь. Со старшим братом, я - оксид - Пахуч сей газ и ядовит, А коль смешаемся с водой, То мигом станем кислотой. Добавить к ней металл изволь, Я сразу превращаюсь в соль.

Я жёлтая, красивая, Почти неотразимая, Но если говорить всерьёз - Со мной случается курьёз:
Коль в пару к водороду Я вырвусь на свободу, Со мной такой, признаться,
Никто не хочет знаться. Сей газ печально знаменит - Вонюч и очень ядовит, Такого аромату Не вынести и брату. Скажите побыстрей, друзья, Зовется как моя семья?

Ш

Неметаллы

Подобно солнечной системе В пространстве атом твой парит,

Подобно солнечной системе В пространстве атом твой парит,

Подобно солнечной системе В пространстве атом твой парит, Там маленьких планеток семьи На перекрестиях орбит.
Уравновешивая строго Их отрицательный заряд, Там, в ядерных твоих чертогах, Десяток карликов сидят.
А чтоб они сидели рядом, Не разлетелись все подряд, Их оградил своим отрядом Десяток нейтро-негритят.
Твоих орбит объятья крепки, Полна их дружная семья, И ни одной отнять планетки Другому атому нельзя!

Ни Фтор - заносчивый воитель, Ни Натрий - щедрый и шальной, Не ворвались в твою обитель, Твой не нарушили покой!
А ты совсем не зазнавался, В огнях ночных реклам светил, И даже рыбке, постарался, Своё названье подарил…
Перед таблицей элементов Стою, чуть сдерживая стон, А в голове - вопросов ленты: Где ж он?    Не он…        Не он…           Не он…

Н

Отгадаем без проблем Элемент, известный всем!

Отгадаем без проблем Элемент, известный всем!

Отгадаем без проблем Элемент, известный всем! Входит он в состав оксидов И в кислоты разных видов, И в поваренную соль, - вот какая это роль. Газ, - зелёный, ядовитый, Очень - очень знаменитый

Я в периодической системе
Живу на третьем этаже.
Хоть группа у меня седьмая,
Но применяюсь я везде.
Кислоты, соли есть повсюду,
Даже в воде встречаюсь я.
Я очень-очень счастлив буду,
Коль назовёте вы меня.

.Брат один сердитый,
Другой брат ядовитый.
Первый брат в воде горел,
Брат другой позеленел.
Первый брат – металл у нас,
Брат другой – конечно газ.
Если их объединить,
Можно чудо совершить.
Попадутся братцы эти,
Вам в супу или в котлете!

Х

Кислород себя хвалил,
Своей силой всех дивил.
Я любого, говорит,
Захвачу себе в оксид.
Похвалялся, похвалялся,
Сам на удочку попался
К элементу силачу.
Имя знать его хочу

Ф

Иод красой своей гордился, Твердым был, но испарился

Иод красой своей гордился, Твердым был, но испарился

Иод красой своей гордился, Твердым был, но испарился. Фиолетовый, как ночь, Далеко умчался прочь.

Бром разлился океаном, Хоть зловонным, но - румяным. Бил себя он грозно в грудь: "Я ведь бром! Не кто-нибудь!.."

Хлор хвалился: "Нет мне равных! Галоген я самый главный. Зря болтать я не люблю: Всё на свете отбелю!"

Х

Фтор молчал и думал: "Эх!.. Ведь приду - окислю всех…"

Ф

й

Б

ГАЛОГЕНЫ

Горжусь своим я блеском И тем, что очень твёрд

Горжусь своим я блеском И тем, что очень твёрд

Горжусь своим я блеском
И тем, что очень твёрд.
Разрежу я железку
На тысячи кусков.
Я – камень драгоценный,
Чужих боюсь я глаз!
Надеюсь, догадались:
Меня зовут...

У

Я на бумаге оставляю,
Конечно, очень жирный след.
И рисовать вам помогаю
Уже я много-много лет!
Не прочен я, не как гранит!
А называюсь я ...

Г

Элемент я очень важный
На земле меня не счесть:
Мрамор, мел, карбид возьмите,
В соде пищевой я есть.
Знает весь меня народ
Ведь зовусь я …

А

Я - серый порошок, Пока мой дом - мешок. Воды напьюсь, и в этот же момент Я затвердею сразу.
Я…

Ц

А Быть символом не каждому дано,

А Быть символом не каждому дано,

А

Быть символом не каждому дано, Но именем моим не без причины Назвали руки, дождь, тельца, руно, Сечение и мнений середину.

И в честь меня был назван даже век, Когда был очень счастлив человек. Что нынче в имени моем? А встарь Считали все, что я - металлов царь

З

Из глины я обыкновенной, Но я на редкость современный. Я не боюсь электротока, Бесстрашно в воздухе лечу; Служу на кухне я без срока - Мне все задачи по плечу. Горжусь своим я именем: Зовусь я ...

Мы живём в соседях дружно,
Что нам в жизни очень нужно.
Алюминий – мой сосед,
А вот литий, калий – нет.
Натрий тоже мне сосед,
Хоть реакций сходных нет.
А всё только потому,
Что в одном мы с ним ряду.
Я – металл, меня ты знаешь,
И, конечно, угадаешь?!

М

О Сей металл давно известный,

О Сей металл давно известный,

О

Сей металл давно известный, Очень даже интересный. Рентгенолог им доволен, И тот, кто рыбалкой с детства болен. У охотника он в почёте. И для кабеля сгодится в работе. Несмотря на скромный вид, Он довольно ядовит. Может действовать на ген,
Так как он канцероген

Меня найдешь ты в старой сказке - Я стойко на посту стоял, И за любовь к прекрасной деве Невзгод немало испытал. Ну а теперь - служу я в банке. Не в той, где прячут миллион, А в той, которая вам кстати, Чтоб не испортился бульон. Пред техникой мне страх неведом, Там электроны бережем Мы на паях с моим соседом, Ну тем, что ниже этажом. Ах, мой сосед… Угрюмый малый, Он сер душою и лицом, И "мокрых дел" на нем немало, Он называется… О нём Еще мне как-то говорили, Что он изрядно ядовит, Хотя уже и в древнем Риме Известен был и знаменит. А вот во мне - ни капли яда, Готово помогать во всем! Но не морозь меня, не надо - Рассыплюсь серым порошком

Крепко с медью он сдружился, Ценный сплав у них родился. И это событие века Продвинуло вперёд человека. Но страшная болезнь его сражает, Когда он очень сильно замерзает. Эта болезнь металла Погубила людей немало.

С

Ч

Информационные источники: Аликберова

Информационные источники: Аликберова

Информационные источники:
Аликберова П.Ю., Рукк Н.С.Полезная химия: задачи и история. М.: Дрофа. 2006г
Андреева Л.С. Независимое расследование по теме «Концентрированная серная кислота». Химия в школе, 2007, № 3, с. 43.
Васильева Т. К. О воде — только в стихах! Химия в школе, 2006, № 10, с. 52.
Цобкало Ж. А. Химия в стихах. О химических элементах и веществах. Химия в школе, 2005, № 2, с. 37
Шакурова Н. В. О химических элементах и веществах. Химия в школе, 2004, № 1, с. 48; № 2, с. 45, № 8, с. 22
Шакурова Н.В. Химия в стихах. С-Пб.; Изд-во А. Карданова, 2005г.
Конкурс стихов-загадок от сайта Алхимик. http://www.alhimik.ru/fun/fun34.html
Алхимики шутят. Загадки-перевертыши. Стихи и загадки Прасолова Юрия Александровича
Загадки от сайта "Контрен"
Химия в стихах. Суд над кислотой.
https://him.1september.ru/article.php?ID=200301012
http://festival.1september.ru/articles/212312/ Стихи как средство активизации мышления учащихся при изучении химии. Двоенко О.В.
Мосина Ю.Н. Стихи и загадки по химии.http://www.openclass.ru/node/251354
Медиаурок–исследование по химии для 8-го класса по теме "Оксиды" Москаленко Н.Н. http://festival.1september.ru/articles/531133/
Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. 8 класс-Урок обобщения и систематизации знаний и умений https://him.1september.ru/view_article.php?ID=200901807
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%F1%EB%EE%F2%E0
http://images.yandex.ru/yandsearch

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023