Интерактивный плакат "Герой своего времени"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 30.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный образовательный ресурс предназначен для работы на уроках литературы с 9 по 11 классы. Плакат можно применять как на этапе знакомства с новым материалом, так и при повторении, а также как дополнительное пособие для выполнения домашнего задания по обозначенной теме. Ресурс может быть использован как часть дистанционного курса для подготовки к ЕГЭи ОГЭ.
Иконка файла материала Герой своего времени.ppt
«Герой своего времени» Чацкий Онегин Печорин Обломов Базаров Герои 40­50 гг. Рудин, Бельтов Сильная  личность Раскольников «Лишние  люди» «Маленький  человек» «Скучные  люди» «Новые люди» + особенный  человек Образы «босяков»  и «детей  подземелья» Образы  ХХ века интеллигентов Социалистического  Герои  реализма
Онегин О Б Р А З Ы Л И Ш Н И Х Л Ю Д Е Й Чацкий •«Лишний»­по мнению окружающих, а не по самооценке     Термин «Лишний человек», получивший огромное распространение в  •Разлад с обществом литературоведении, принадлежит И.С.Тургеневу. В 1849 году он пишет  •Критицизм повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет тургеневский  •Одиночество •Активный и деятельный характер с романтическими  термин приобретает более исторический определенный смысл в статьях  порывами Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, в поэме Н.П.Огарева «Исповедь лишнего  •Скептицизм человека» •Социальная апатия и пессимизм •Склонность к самоанализу •Эгоизм •Одиночество •Цинизм и эгоизм •Крайний индивидуализм •Социальный пессимизм •Разочарованность и рефлексия •Одиночество Литературные и философские истоки явления: •Романтизм Романтический бунт против действительности •Байронизм (романтический уход от действительности) Печорин •Социальные и идейные корни явления: •Идеология декабризма •Отсутствие достойного поля деятельности в условиях аракчеевщины Герои 40­50­х гг. Рудин, Бельтов Обломов •Отказ от практической деятельности •Разочарованность и рефлексия •Пустословие •Одиночество •Уход от действительности •Апатия и лень •Разочарованность •Мечтательность и пассивность
Образ «нового человека» Социальные и идейные корни Герои Обострение социальных противоречий. Эпоха реформ 60­х годов. Возникновение нигилизма. Возрастание общественной активности разночинцев. Одновременно появляются антинигилистические  романы, показывающие «новых людей» как  отрицательных персонажей: Н.С.Лесков «Некуда», И.С.Тургенев «Новь», Ф.М.Достоевский «Бесы» Начало «хождения в народ» ­ 70­е гг. Формирование демократической интеллигенции. Обострение социальных противоречий в 90­х гг. Появление пролетариата на арене общественной  борьбы; распространение марксизма; революционная  ситуация Базаров: ­материализм ­демократизм ­атеизм ­рационализм ­социальная активность «Новые люди» Чернышевского ­теория разумного эгоизма ­социальная активность «Особенный человек» Рахметов ­профессиональный революционер ­максимализм ­идеализм Народническая литература Гриша Добросклонов (Н.А.Некрасов  «Кому на Руси жить хорошо») Герои рубежа веков Петя Трофимов (А.Чехов «Вишневый  сад») ­отсутствие программы действия ­Социальный оптимизм Герои социалистического реализма Павел Власов («Мать» А.Горький) ­марксистские взгляды ­социальная активность
Маленький человек Социальные корни М.Ю.Лермонтов «Княгиня Лиговская» Литературные истоки Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных  особенностей: •Стремление импирически описывать действительность, а не преобразовывать ее  ­Сентиментализм («И крестьянки  чувствовать умеют» Н.М.Карамзин) при помощи творческой фантазии ­Идеи Ж.Руссо о равенстве •Критическая направленность •Антиромантические настроения •Снятие всех тематических запретов А.С.Пушкин «Повести Белкина»,  •Установка на социальное обобщение «Капитанская дочка»,«Медный всадник» •Гуманизм и демократизм •Аналитические тенденции «Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы» ­Попытка привлечь внимание к проблеме униженных и оскорбленных                                                                                         В.Г.Белинский Обострение социальных противоречий в  России 20­30­х годов (аракчеевщина,  крепостное право, поражение декабристов,  реакция) ­Сочувствие и жалость ­Гуманизм ­Теория «сильной  личности» (все  дозволено) ­О.Бользак «Отец  Горио» ­Стендаль  «Красное и черное» Ф.М.Достоевский Раскольников Н.В.Гоголь «Шинель», «Записки   сумасшедшего», «Петербургские повести» Натуральная школа ­Духовная скудость ­Убожество «бедных людей» ­Способность «маленького человека» на бунт ­Использование элементов фантастики (как в «Медном всаднике») А.П.Чехов
Использованные материалы: Марина Мещерякова. Литература в таблицах. Теория. История.  Словарь. ООО «Издательство «АЙРИС – пресс». 2000 г. Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы,  МБОУ "СОШ № 18 имени А. М. Горького" города Воткинска Удмуртской Республики