Государственное учреждение образования
«Старобинская средняя школа Солигорского района»
Интернет-проект «Круг семьи»
Шухто Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
8 (029) 159-74-59;
e-mail: shukhto58@mail.ru
п.г.т. Старобин, 2020
Актуальность
Значение семьи для душевного и духовного развития человека, его становления как полноценной личности не подлежит сомнению. Каждый человек должен знать «кто он и откуда»: историю своей семьи, родного края, его героическое прошлое, помнить о людях, защищавших родную землю, интересоваться современным состоянием родного края, его трудовыми буднями и достижениями и обязательно делиться своими знаниями с теми, кто «ещё мало знает наш край». В поисках новых подходов в воспитании шесть лет назад мы начали реализацию интернет-проекта «Круг семьи».
В настоящее время его участники – коллективы ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района» и МОУ«Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка» г. Ярославля (Россия). Целевая аудитория проекта – учащиеся 1-11-х классов, родители, педагоги, представители социума. Проект имеет статус международного.
Технической площадкой для реализации проекта является веб-сайт «Круг семьи», расположенный по адресу http://sol-family.ucoz.org.
Цель проекта. Проект призван содействовать формированию у учащихся семейных ценностей, ответственного отношения к семье, материнству и отцовству, воспитанию гражданственности, патриотизма на основе духовно-нравственных традиций.
Основные задачи проекта:
1. Выявление, систематизация и популяризация эффективного педагогического опыта организации работы по формированию семейных, нравственных ценностей, гражданского воспитания.
2. Активизация проектной, творческой, исследовательской деятельности учащихся об укладе семьи, духовно-нравственных традициях, истории родного края.
3. Создание социально значимого продукта для разных слоев населения.
4. Пропаганда семейных ценностей на примере многодетных семей, семейных династий.
5. Пропаганда здорового образа жизни в семье.
6. Организация мероприятий, направленных на укрепление семьи в тандеме ученик – родители – учитель (семья и школа).
7. Просветительская деятельность с целью возрождения православных духовно-нравственных ценностей семьи, гражданско-патриотического воспитания.
Ведущая идея педагогического проекта заключается в том, что учащиеся, работая в режиме творческого диалога с педагогами и родителями (законными представителями), сами создают социально значимый продукт (Интернет-проект), осознавая собственную ответственность за качество представляемого контента, влияя тем самым на формирование общественного мнения, в результате чего запускается процесс самовоспитания, саморазвития, самоформирования семейных ценностей.
Почему Интернет-проект? Современная жизнь строится в двух информационных пространствах: в реальном и виртуальном. Дети много времени проводят в сети Интернет, они успешно освоили эту территорию. Именно поэтому мы, педагоги и родители, должны идти в Интернет, в социальные сети и разговаривать с детьми там. К тому же Интернет дает огромные возможности расширить круг людей, с которыми мы готовы поделиться нашими мыслями, идеями, образами, опытом.
У Интернет-проектов есть ряд преимуществ. Во-первых, информационные и аналитические материалы готовятся и публикуются в режиме максимальной актуальности, «по горячим следам» и быстро достигают адресата. При этом Интернет-сайт не имеет ограничений по объему и времени показа и может предоставить свежую информацию в полном объеме в любое время. Сетевое издание может обновлять статьи столько раз в день, сколько это необходимо. С другой стороны, Интернет позволяет накапливать и хранить информацию, создавать архивы любой глубины. Возможных технических решений у электронной продукции гораздо больше, нежели у печатной: функция поиска, предоставление информации в любом виде (текст, картинка, графика, аудиофайл, видеофайл). Ротатор баннеров позволяет осуществить быстрый переход на другие Интернет-проекты: официальный сайт школы, сайт газеты «Без назвы», веб-сайт «Православные святыни Солигорщины» и др. Все это стимулируют активность деятельности учащихся участников проекта и повышают их ответственность за подготовленный к публикации материал.
Во-вторых, интерактивные возможности Интернет-ресурса позволяют вступить в диалог с читателем, который всегда может обсудить новость на форуме или высказать свое мнение в комментариях к материалу.
В-третьих, интерактивное голосование дает возможность изучить мнение посетительской аудитории по какому-либо вопросу.
Кроме этого, можно собрать подробную статистику посещений сайта: сколько посетителей ходит на сервер, как часто, в какое время, с каких ресурсов и на какие страницы, то есть получить информацию, которая в случае с традиционными СМИ собирается методом длительных и трудоемких опросов. Изучение интересов посетителей, в свою очередь, дает возможность быстро обновлять контент.
В-четвертых, относительная дешевизна и общедоступность веб-сайта дает возможность охватить широкую аудиторию учащихся и педагогов, а, следовательно, влиять на общественное мнение. Все перечисленные преимущества интернет-проектов вызывают неподдельный интерес у учащихся, мотивируют их активную, продуктивную деятельность.
Содержание работы на этапах реализации проекта
I этап. Организационно-информационный
Изучение готовности учителей и учащихся к реализации педагогического проекта. Диагностика. Набор учащихся в активную группу проекта. Планирование деятельности активной группы, администраторов сайта и участников проекта.
II этап. Информационно-технологический.
Разработка структуры и техническое продвижение веб-сайта «Круг семьи», публикация плана проекта на сайте.
III этап. Реализационный. Подготовка и обновление материалов веб-сайта «Круг семьи». Подготовка и выпуск информационного бюллетеня «Круг семьи». Презентация выпуска. Проведение выставки детских работ «Моя семья». Проведение опросов по проблемам семейного воспитания участников образовательного проекта. Участие учащихся, участников активной группы в педагогических советах, на родительских собраниях, на классных и информационных часах. Подготовка и проведение онлайн-конференции «Семейные ценности: история и современность». Участие в районных, областных, республиканских конкурсах школьных средств массовой информации, конкурсах проектов данного проблемного поля. Распространение педагогического опыта организации работы по формированию семейных ценностей на страницах научно-методических журналов, на педагогических научно-практических конференциях. Диагностика актуальных компетенций учащихся, эффективности реализации педагогического проекта согласно представленным критериям и показателям. Подготовка промежуточных отчетов по реализации педагогического проекта
IV этап. Обобщающий этап. Анализ итогов реализации проекта. Анализ сформировавшегося опыта.Описание опыта и оформление материалов. Презентация опыта и результатов деятельности в своем коллективе, в регионе.
Содержание проекта составляют материалы по следующим направлениям:
Опросы по проблемам семейных ценностей и их результаты, проведенные и обработанные учащимися;
Святые покровители семьи;
История моей семьи в истории моей страны;
Семейные святыни и традиции, семейные иконы;
Спортивная семья (спортивные семейные мероприятия);
Животные – члены семьи;
OurFamily (работы детей на английском языке);
Эссеистика и исследования (эссе и результаты исследовательских работ учеников по данному направлению);
Рисунки «Моя семья»;
Семейные династии;
Многодетные, приемные и опекунские семьи;
Любимые (памятные) места моей семьи в Беларуси;
Семьи погибших и репрессированных священников Солигорского благочиния Минской епархии;
Поэзия и проза (художественные произведения учащихся);
Подумаем и поиграем (викторины, ребусы, кроссворды и т.д.);
Фотогалерея;
Видеотека.
Ожидаемый результат
1. У учащихся будут закладываться чувства любви и тепла к членам своей семьи, умение дорожить ею и защищать.
2. Способствовать воспитанию семейной культуры будет комплекс мероприятийна духовно-нравственные темы, проведение праздников и поездок.
3. Организация конкурсов фотографий, рисунков, литературного творчества на тему семьи.
5. Проведение заочных конференций для педагогов и учащихся на форуме сайта.
6. Планируется расширение сотрудничества организаторов проекта с учреждениями образования Солигорского района и т.д.
7. Рассматривается возможность интеграции проекта «Круг семьи» в крупные республиканские проекты и просветительские программы, направленные на возрождение семейных традиций на основе православных ценностей.
Выводы
Работу по осуществлению этого проекта мы считаем целесообразным и эффективным. Для духовно-патриотического воспитания учащихся было важным создание социально значимого медийного продукта, востребованного не только Беларуси, но и за рубежом. Веб-проект продолжает пополняться новыми материалами, рубриками.
Особой популярностью пользуются «Фоторепортажи из прошлого», интерактивная карта «Звездочка на карте района», интерактивная картапамятных мест п.г.т. Старобин, связанных с именем народной артистки СССР Макаровой Г.К., «Летопись военно-трудового подвига п.г.т. Старобин», летопись подвига и др. На страницах нашего сайта «Круг семьи» размещены материалы «ЭКО-эстафеты», проводимой группой «ВКонтакте» в рамках экологической акции «Сцяжынкамі Бацькаўшчыны» (Тропинками Родины). Эстафета была подхвачена школьниками из Ярославля.
С точки зрения обозначенной темы «Возможно, друзья ещё мало знают наш край» содержание материалов интернет-проекта, размещенных на сайте «Круг семьи» дает возможность для изучения нашего края не только для участников проекта, но и для других пользователей сети интернет. Несомненную помощь в этом может оказать облако тегов нашего сайта. Интервьюгородской вопросшкольная студияЭкскурсияЮморэссевовчастушкиколядкифольклорволонтерызагадкитеатрЛетопись подвигаочеркволшебные сказкиМой дом - мой мирСундучок сказокСказки о животныхисследованиеСтаробинкраеведениеДень материлесные историиредколлегиярепортажинтеллектуальный турнирстихизарисовкапейзажлеслетоОсеньлитератураотзывМоскваФоторепортажПутешествиеСанкт-Петербурграссказдомашние животныеярославльлитературное краеведениеБелорусская литературарепрессииЭКОэстафета37 lifenewsпритча
Был проведен опрос среди учащихся 8 – 11 классов (254 человек) и учителей нашей школы, в процессе которого выяснилось, что 38 учащихся являются активными участниками Интернет-проекта (15%), 109 – читателями, посетителями (43%), 46 из них – постоянными читателями (28%). 17 учителей (11%) не только являются участниками или посетителями проекта, но и используют материалы сайта в своей педагогической деятельности. Полученные данные позволяют сделать заключение, что Интернет-проект занимает достойное место в образовательном пространстве школы,
Эффективным оказалось расширение возможностей сайта через использование возможностей сетей «Одноклассники», «Facebook», «ВКонтакте», электронные газеты и сайты Солигорска, городской портал Солигорск. ИНФО и др., выход на другие школьные сайты.
Размещение анонсов новостей в указанных социальных сетях и блогингах позволяет повысить уровень нашего сайта, о чем свидетельствует проведенный эксперимент. За 9 дней эксперимента посещаемость сайта выросла примерно с 50 до 370 просмотров в сутки (в 7 раз), в среднем с 30 до 50 уникальных посетителей в сутки.
Самый высокий процент перехода с социальных сетей в целом был в феврале – 41,6%. С Vk.com в ноябре – 31,9%. С Twitter.com – 11,9%. С Fаcebook.com 8,9%.
Таким образом, использование Интернет-технологий поиска, обработки и распространения информации с учетом предпочтений пользователей, их активности в микроблогинге, блогинге, социальных сетях значительно повышает привлекательность и популярность сайта.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.