Какие значительные события российской истории вы можете назвать?
В чём принципиальное различие описаний исторических событий в трудах историков и в произведениях художественной литературы?
Какие исторические события описаны в следующих произведениях русской литературы:
«Сын полка» В. П. Катаева,
«Бородино» М. Ю. Лермонтова,
«Тарас Бульба» Н. В. Гоголя,
«Русские женщины» Н. А. Некрасова,
«Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского?
Литература может изображать многие образы. И с сегодняшнего урока мы поговорим ещё об образе исторического события в литературе. Образ исторического события в художественном произведении- это всегда в той или иной степени условное изображение исторических фактов из жизни людей.
Писателю в передаче той или иной эпохи важно понять характеры и поступки людей прошлого.
Иван Шмелев – великий русский писатель, чье имя долгое время было под запретом. Он писал удивительные тексты, в которых размышлял о судьбе страны. Большевики не принимали его взглядов. Но время показало: Иван Шмелев – один из немногих писателей, которого заслуженно можно назвать самым русским. Всё что его интересовало – простое и тихое счастье ближнего и мир на Земле. Иван Шмелев прожил нелегкую жизнь. Его судьба трагична. В ней было место подвигу, а потому он заслуживает уважения.
Иван Сергеевич Шмелев
(21 сентября 1873 – 24 июня 1950)
Писатель родился в Кадашёвской слободе Замоскворечья. Семейный уклад отличался патриархальностью и своеобразным демократизмом. Хозяева и работники жили вместе: строго соблюдали посты, церковные обычаи, вместе встречали праздники, ходили на богомолье. И такое единство духовных принципов и действительного образа жизни, когда ближний является таковым не только по названию, оказалось для Ивана Шмелева доброй «прививкой» искренности на всю жизнь.
Кадашевская слобода
Кадашёвская слобода́, Кадаши́ — историческая местность в московском районе Якиманка, впервые упомянутая как село Кадашёво в духовной грамоте Ивана III (1504 год) и достигшая расцвета в середине XVII века, при Алексее Михайловиче. Крупнейшая из слобод Замоскворечья. На территории бывшей слободы, в Лаврушинском переулке, находится Государственная Третьяковская галерея; c 2004 года действует музей «Кадашёвская слобода» при храме Воскресения Христова.
Традиционная московская топонимика возводит название слободы к кадь (бочка): кадаши — бондари, мастера по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари. Однако роль слободы в жизни города была существенно выше, чем могло бы обеспечить единственное ремесло: жители слободы промышляли торговлей, а с 1613 года здесь появилось значительное ткацкое производство.
Генеалогическое древо Ивана Шмелева рассказывает об его довольно высоком происхождении. Мать – Евлампия Гавриловна Савинова – была купеческой дочерью. Родители дали ей образование и подыскали обеспеченного супруга.
Отец Сергей Иванович владел плотничьей артелью, в которой трудилось около 3 тысяч рабочих. Они также брали на себя строительные подряды, благодаря которым стали известными.
Так, артель Шмелева выстроила помосты и леса храма Христа Спасителя. За добросовестный и ответственный труд бригаду представили Александру II.
Огромное влияние на его духовное становление оказал именно его отец. Он был открытым и честным человеком, старался следовать заповедям Божьим.
О матери Иван практически не вспоминал. Известно, то это была властная и жесткая женщина, держащая домочадцев в строгости. Мама отличалась холодным и строгим характером, Иван ее даже побаивался. Шмелев в своих мемуарах писал о близком знакомстве с розгами. Мать бралась за веник и использовала его в качестве орудия воспитания. Веник рассыпался в лохмотья. Евлампия Гавриловне в гневе не помнила себя.
Она в свое время окончила институт благородных девиц, получила хорошее образование. Именно мама занималась обучением сына, приучила его читать русскую классику. Но отца мальчик любил сильнее, и старался провести с ним как можно больше времени. Любил Ваня общаться и с мастерами, нанятыми отцом, особенно с Михаилом Горкиным. Мужчина был истинно верующим пожилым человеком, физически работать уже не мог, поэтому Сергей Шмелев попросил его заниматься с маленьким сыном. Именно он сформировал интерес будущего писателя к религии.
ВАНЕ ТОЛЬКО ИСПОЛНИЛОСЬ СЕМЬ ЛЕТ, КОГДА В ИХ ДВЕРЬ ПОСТУЧАЛА БЕДА. ОТЕЦ СИЛЬНО ТРАВМИРОВАЛСЯ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ С ЛОШАДИ, И БОЛЬШЕ НЕ ВСТАЛ. МАМЕ ПРИШЛОСЬ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ШЕСТЕРЫХ ДЕТЕЙ.
Небольшой доход давали бани, сдача в аренду третьего этажа и подвала их дома. Счастливое детство мальчика закончилось в одиннадцать лет, когда не стало денег оплачивать частный пансион, расположенный недалеко от их дома.
Он продолжил учебу в Московской гимназии, и эти годы считал самым тяжелым воспоминанием тех лет. Ему не понравились преподаватели, сухие и холодные люди – именно так он отзывался о них всю жизнь.
Шмелев часто конфликтовал с учителями, не успевал по многим предметам, поэтому спустя два года ему пришлось искать другое место учебы. В 1894 году он вышел из стен шестой Московской гимназии, имея на руках отличный аттестат. Иван мог бы получить золотую медаль, однако не «дотянул» до нее полбалла.
Шмелев стал студентом
факультета юриспруденции Московского университета и начал писать свои первые произведения. Буквально через год на страницах журнала состоялся дебют его творческой биографии – издание напечатало его зарисовку «У мельницы».
Императорский Московский университет 1755
Ольга Охтерлони жена Ивана Шмелева
Иван Сергеевич Шмелев
В 1891-м году он повстречался с юной девушкой – Ольгой Охтерлони. На тот момент ей было всего 16 лет, тогда как Иван уже был вполне взрослым и самостоятельным. Ему исполнилось 18 лет.
Отношения между девушкой и юношей развивались, как и полагается. Влюбленные старались проводить время вместе. Но бракосочетание состоялось только спустя 3 года.
Молодая жена была набожной и чувствительной особой. Она попросила супруга отвести ее на остров Валаам. Здесь состоялась судьбоносная встреча будущего писателя со старцем Варнава.
Монах сделал пророческое предсказание. Взяв молодого человека за руку, старец произнес: «Своим талантом превознесешься». Так оно и случилось.
Иван Шмелев с женой и сыном
По приезду Иван Шмелев взялся писать очерк о необычном свадебном путешествии. Он подробно описал монаха, рассказал читателю о беседах с ним. Этот очерк стал своего рода дебютом, он открыл писательские способности в молодом человеке.
В 1896-м году у пары родился единственный наследник – Сергей. Больше детей у Шмелевых не было. Но супруги прожили счастливо вместе 41 год.
Успех вдохновил молодого автора, и через 2 года он отдает в печать сборник небольших рассказов под названием «На скалах Валаама». В поисках материала писатель специально ездил в прославленный монастырь. И тут Шмелеву впервые пришлось столкнуться с царской цензурой, которая не пропустила его детище в печать. От Шмелева требовалось внести коррективы в свои очерки, избавиться от критических отрывков.
Автор учел замечания, предъявленные цензорами, но в таком виде его произведения не понравились читателям. Шмелев разочаровался в себе, он уже не уверен в своих способностях, и бросает писать. Вынужденная пауза длилась девять лет.
За это время он успел получить образование, год отслужить в армии, жениться и стать отцом. Вместе с семьей Иван поселяется во Владимире, устраивается на работу во Владимирскую казенную палату МВД на должность чиновника по особым поручениям. В 1905-м он снова начинает писать, отправляет Максиму Горькому несколько своих произведений с просьбой дать им свою оценку. Героем повестей и рассказов Ивана Шмелева становится «маленький человек», с его проблемами и переживаниями.
В 1909-м Шмелев возвращается в Москву, вступает в литературный кружок под названием «Среда». Там же он знакомится с Александром Куприным, Иваном Буниным, Федором Шаляпиным. Бунин и Шмелев становятся соучредителями «Книгоиздательства писателей в Москве».
В 1911-м Шмелев публикует повесть «Человек из ресторана». В 1927 году режиссер Яков Протазанов экранизировал это произведение о падении нравов. К своему сорокалетию Шмелев уже приобрел некоторую популярность, его повести и очерки охотно печатают многие издания. В своих произведениях он описывает нелегкую жизнь обычных людей. Когда наступил февраль 1917-го, Шмелев восторженно встретил эти события. Но вслед за этим пришло полное разочарование, он увидел, что новая власть сеет разруху и неразбериху. Писатель полностью раздавлен.
Шмелев видел, что рушится государственность, мораль, нарастает хаос и жестокость. Он забирает жену и сына, офицера царской армии, прошедшего Первую мировую войну, и отправляется с ними в Крым. Они купили дом с участком, Шмелев продолжает работать. В это время из-под его пера выходит повесть «Как это было», потом рассказ под названием «Чужая кровь».
Однако вскоре Шмелевы снова оказываются в центре трагических событий. Войска Красной армии оккупируют Крым, сына писателя арестовывают и вскоре казнят. Сергею Шмелеву на тот момент было всего 25 лет.
Через некоторое время Шмелев представил свое новое произведение – роман «Солнце мертвых», отображающий бесчеловечную российскую революцию.
Писатель Томас Манн сказал об этом романе: «Прочтите, если у вас хватит смелости».
По мнению Александра Солженицына, роман стал настоящим свидетельством против большевизма, передающим боль и отчаяние людей.
Шмелев видел, как разрушается сформированная веками русская культура и духовные ценности. Он не мог оставаться равнодушным и выражал свое отношение к происходящему в рассказах-памфлетах. К 30-м годам писатель затосковал по старинному укладу, сменил свою критику на ностальгию и написал рассказы «Русская песня», «Обед для разных». В них описаны русские православные обычаи, традиции, быт, праздники.
Владимир Егорович Маковский – «Обед»
Этот этап жизни писателя завершился написанием романа «Лето Господне» и повести «Богомолье». Он писал их одновременно, и оба эти произведения пришлись по душе российским эмигрантам.
Искренне и тепло он вспоминает о детстве, а заодно и об утраченной навсегда дореволюционной России. Роман «Лето Господне» увидел свет в 1933-м, «Богомолье» напечатали спустя два года. Они вышли в Белграде, а вот соотечественники писателя смогли познакомиться с его произведениями только в конце 80-х годов. До этого его книги были запрещены в СССР.
С годами тоска по родине все больше усиливалась, и это очень заметно из произведений прозаика в последнем периоде его творчества. Он снова вспоминает свою поездку в Валаамский монастырь в 1896 году, и пишет очерк под названием «Старый Валаам».
В 1936-м Шмелев стал автором романа «Няня из Москвы», о пожилой женщине, которой пришлось отправиться в эмиграцию.
Писатель был ярым противником большевизма, поэтому, когда Гитлер развязал войну с СССР, посчитал это божьим провидением. В переписке с философом Иваном Ильиным он называет вторжение Германии не иначе, как подвиг Рыцаря, который поднял меч
на Дьявола. Шмелев
очень надеялся, что
коммунистическая
власть будет свергнута,
и в стране начнется
духовно-нравственное
возрождение.
Два раза Ивана Шмелева номинировали на Нобелевскую премию, как и других русских писателей – Ивана Бунина и Дмитрия Мережковского. Однако он ее так и не получил. С годами материальное положение писателя становилось все хуже, конец жизни он встретил практически в нищете.
24 июня 1950-го года писатель решил переехать в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, который находится в 140 километрах от столицы Франции. Местечко известно под названием Бюси-ан-От.
В этот же день писатель умер вовремя сердечного приступа. При жизни Иван Сергеевич писал, что мечтает умереть на Родине, в Москве и быть захороненным на Донском кладбище. Он призывал друзей и близких продать всё, что можно, но вывезти его тело в Россию.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Захоронение русского писателя находилось в Сент-Женевьев-де-Буа вплоть до 2000-го года.
Но в 2000-м году останки писателя перевезли в Россию и предали земле в Донском монастыре Москвы. Рядом с ним покоятся его супруга и сын.
В СССР Ивана Шмелева записали в ярые антисоветчики, его произведения начали появляться в печати только в годы перестройки. В алуштинском доме писателя, где он жил с семьей до отъезда за границу, в 1993-м открылся музей. Вскоре после этого Шмелев получил признание в России.
Сохранение памяти о великих предках – долг современников и потомков. Важно рассказывать о судьбах людей, страдавших о будущем России. Благодаря их смелости и мужественности мы можем сейчас реально оценивать события прошлых лет.
Какое историческое событие положено в основу сюжета рассказа «Страх»?
Для Ивана Шмелева было важно понимать ситуацию. При этом стоит отметить важный момент. Заключается он в том, что Шмелев сам переживал многие события, которые происходили в стране. Среди них стоит отметить революционные настроения. Да и саму революцию он не мог воспринимать.
Рассказ «Страх» был создан Шмелёвым в Париже в 1937 году. Тоска по родине, воспоминание о прошлом подводят писателя к написанию рассказа, освещающего историческую эпоху. И содержание рассказа переносит нас в далёкий 1881 год.
Воцарение Александра II отмечено «оттепелью» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации (12 сентября 1856 г.) он объявил амнистию декабристам. Несмотря на о, что Александр II по своим взглядам не являлся либералом, он глубоко осознавал необходимость перемен и стал одним из великих реформаторов в истории России.
Его первым важным решением стало заключение Парижского мира
(30 марта 1856 г.), который положил конец Крымской войне.
Подписание парижского мира 1856
Парижский Мирный конгресс
3 марта 1861 г. издал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В годы правления Александра II осуществлялись ключевые государственные реформы. Административная реформа вводила губернские и уездные земские учреждения. Судебная — публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства. После преобразования военного ведомства рекрутская повинность сменилась срочной службой. Реформа народного образования расширила права университетов.
Чтение манифеста об отмене крепостного права в деревне
При Александре к России были присоединены Кавказ, Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова (в обмен на южную часть Сахалина).
Русско-турецкая война 1877-1878 Плевна
Взятие Плевны
Стремясь усилить своё влияние на Балканах и помочь национально-освободительному движению славянских народов, страна воевала с Турцией
(1877—1878 гг.).
Во второй половине 1860 – начале 70 годов зарождаются народнические организации, главной целью которых было организовать крестьянскую революцию в России.
Покушение Дмитрия Каракозова на Александра II
Александр Соловьев покушение на Александра II
Однако положение крестьянства существенно не улучшилось. Несмотря на либеральные реформы, в России нарастало революционное движение. На жизнь императора неоднократно покушались (1866, 1867, 1879 и 1880 гг.).
Исполнительный комитет «Народной воли» начал настоящую охоту на императора. Тщательно проследив маршруты царских выездов, народовольцы следовали по возможному пути самодержца.
Одной из народнических организаций была организация «Народная воля». В июле 1878 года её членами был вынесен смертный приговор Александру II. Они были убеждены, что гибель царя послужит сигналом для крестьянской революции.
1 марта 1881 года царь поехал по набережной. Взрывом первой бомбы была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел.
Тогда другой метальщик, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги, от взрыва которой оба получили смертельные ранения.
Александр II скончался через несколько часов.
Смерть императора Александра 2
Найдите в тексте слова Антипушки, который даёт оценку царствованию Александра II.
Да, преставился наш царь-батюшка, царство ему небесное, вечный покой. Не простой он был царь, а отец родной, царь — Освободитель… нас, крестьянский народ на волю выписал, выкупил у господ… и крепостных теперь нету, и меня выкупил… годов двадцать как выкупил… царь благой, наш Ослободитель…, а его лихие губители вчера в Питере убили, лиходеи…, что нас вот ослободил…
В рассказе мы встречаемся с упоминанием о НИГИЛИСТАХ. Как называют их простые люди?
(ЭНТИ, МИГИЛИСТЫ)
- Кто же такие были эти новые люди?
Нигилизмом (от nihil – ничто) называется такое направление или учение, которое утверждает, что ничего нет выше чувственного, что вся жизнь и действительность ограничивается только явлениями. Это – нигилизм как бы теоретический. В нравственном отношении нигилизм отрицает существенное и вечное значение добра, правды и доблести и колеблет высшие основы общежития. Нигилизм, как прямая доктрина, развивался преимущественно в XIX веке.
У нас нигилисты явились в первой половине XIX века вследствие наплыва к нам с Запада атеистических и материалистических идей. Эти люди стояли на точке зрения всеобщего безусловного отрицания; для них не было ничего святого, ничего внушающего уважение; все, пред чем люди привыкли преклоняться, за чем утверждена вековая давность, – все это они считали пустяками, все без разбора стремились ломать и отрицать, над всем ругаться и глумиться. Сами себя нигилисты считали такими людьми, которые относятся ко всему с критической точки зрения, которые не склоняются ни пред какими авторитетами, которые не принимают ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Не признавая никаких авторитетов, нигилисты считали необходимым развенчивать существовавшие авторитеты, ломать их, бросать в них грязью и глумиться над ними, чтобы через это «избавить людей от умственного раболепства».
«Люди,– проповедовали нигилисты,– те же лягушки», «кроме мяса и мозга», ни в ком другого ничего нет. Началом деятельности нигилистов служило чувство самосохранения или эгоизм в его грубом, пошлом виде,– эгоизм животный, не знающий чувства любви духовной. Искусство, поэзия, художники, поэты – все это, по воззрению нигилистов, «ерунда», все это «гроша медного не стоит»; эстетическое чувство, или чувство красоты, по их понятиям, есть нечто напускное.
Нечего и говорить, что нигилисты враждебно относились и к религии. Отрицая бытие Бога и бессмертие души, они считали религию вещью, «годною только для детского воображения», и не могли говорить о ней без иронии.
Предрассудком они считали и родственные связи; к проявлениям сердечных родственных чувств относились с насмешкой и презрением и в отношении к своим родным проявляли плотскую бесчувственность. Как результат распущенности и понижения духовной природы, отличительную черту внешнего обращения нигилистов с людьми
составлял цинизм. Этот
цинизм выражался не
в однихсловах, но при всяком
удобном случае тотчас
переходил и в дело.
Нигилисты преднамеренно всегда старались выставить себя сторонниками бесстыдного пренебрежения всякими приличиями в своих разговорах, обращении, поступках и даже в одежде. Вообще, отрицание составляет характеристическую черту русского нигилизма.
«Ни за что серьезно не приниматься, а только ругаться» – так определяли нигилизм сами его представители.
Почему простые люди боятся нигилистов? Найдите в рассказе отрывки, в которых показан страх перед ними.
Какая тональность преобладает в начале рассказа?
Как постепенно меняется настроение его главных героев?
Мы видим в центре повествования мальчика. Его страх связан с тем, что придут плохие люди и его убьют, как и семью. Всё началось с того, что мальчик узнал об убийстве Александра II.
Страх перед неизвестностью мучает население. Вдох облегчения раздаётся только тогда, когда «Присягу» успели поцеловать. На смену умершему императору пришёл новый.
Спокойствие приходит только тогда, когда государство обретает нового императора.
Этим новым императором становится сын Александра II. АЛЕКСАНДР III.
Он вступил на престол 2 марта (14 марта) 1881 года, после убийства отца, которое повергло правящий класс империи в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства. К присяге императору и Наследнику впервые в истории приводились «и крестьяне наравне со всеми верными подданными российского государства.
Можно ли сказать, что народ возлагает надежды на спасителя? Как это показывается портретом?
У нас опять царь, и враги не придут нас резать. Прежнего царя перенесли на боковую стенку, рядом с бисерной барыней, а над столом повесили нового царя. Все у нас говорят, что этот царь очень сильный, может даже сломать подкову. Это хорошо: враги будут его бояться. Новый царь весело глядит, глаза у него синие, большие, лицо большое, как у Василь Василича, и борода такая же, широкая, золотая. А лоб высокий, с залысиной, «мудреющий».
Почему в рассказе «Страх» так много просторечных слов, восклицательных предложений, вопросительных предложений и многоточий?
— Какие слова и почему выделены в тексте рассказа особым шрифтом- курсивом?
— Почему автор обращает внимание читателя на эти слова?
В рассказе люди напуганы. Боится не только маленький герой рассказа, который не понимает, что произошло, но и взрослые люди, оказавшиеся между двух огней. С одной стороны, им угрожают страшные «энти», готовые «резать» людей, с другой — за любое неосторожное слово в адрес убитого царя каждый сам рискует оказаться причисленным к «энтим».
В рассказе И. С. Шмелёва «Страх» нет описания собственно самих исторических событий (убийства народовольцами императора Александра II и приведения к присяге Александра III), но переданы атмосфера тревожного времени, состояние смятения и ожидания.
Революционный терроризм в России
Удалось ли И. С. Шмелёву создать образ исторической эпохи в своём произведении?
И.С. Шмелёв, рисуя картину жизни, обращается к исторической эпохе и через вымышленных героев, чьи судьбы он показывает на фоне исторического времени, раскрывает образ исторического события.
Автор, отбирая исторический материал, преобразует его при помощи творческого воображения, создавая мир художественного произведения.
Шмелёв глазами главного героя- ребёнка показывает конкретную историческую эпоху. Страх- движущая сила рассказа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.