История создания. Интересные факты.
Термин "витраж" происходит от французского слова "vitre" (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет.
То, что мы сейчас называем витражами, появилось лишь в эпоху христианства. Куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы.
Прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в Галлии, затем они появились в Германии и Англии.
Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму – цветные стекла скрепленные между собой с помощью металлического профиля.
В Средние века весь витраж или его фрагменты сначала рисовали в натуральную величину на матовой отражающей поверхности, например, выскобленной добела доске. Затем к полученному трафарету подбирали кусочки стекла.
Первые сохранившиеся витражи
Самым древним из уцелевших образов витража романского периода является поразительная и загадочная голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе.
Другой дошедший до нас работой является группа из четырех ветхозаветных пророков из Аугсбургского собора, созданная в конце XI начале XII века.
Готические витражи (XII-XV вв.)
К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах.
В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля - готики. Готическое направление в строительстве храмов и домов существенно отличалось от предыдущих технологий, ведь здания возводились на каркасной основе. Это позволило существенно увеличить и размеры сооружений, и площадь остекления. Окна стали заменять фрески и превратились в главный декоративный элемент.
Тематика и стилистические особенности готических витражей
Темы сюжетов для витражей в стиле готика в основном базируются на религиозных темах. Также, присутствуют сценки из жизни рыцарей, венценосных особ, популярны сказочные сюжеты, изображения мифологических существ.
По стилистике готические витражи условно делятся на несколько групп:
ранняя готика, в которой превалируют иллюстрации к Библии, а также, представления тех времен об устройстве мироздания;
зрелая готика — она подразделяется на французскую, английскую и немецкую.
Разнятся стили, в первую очередь, формой окон, например, если у немцев они угловатые и более грубые, то французская готика использует ажурные и лучистые конструкции, деление на мелкие элементы, окна-розетки и окна-розы. Были отличия и в манере изображения фигур, а тематика значительно расширена — на окнах зрелой готики можно найти практически всю мировую историю. Английская готика — это практически копирование французского стиля с добавлением обязательного растительного обрамления для каждой картины.
История витражей Тиффани.
Для многих название витражей Тиффани ассоциируется с известным ювелирным брендом
"Tiffany & Co". Самое интересное, что связь, действительно, существует. Луи Комфор Тиффани, легендарный стекольный дизайнер и художник, - сын Чарльза Льюиса Тиффани, "Короля Бриллиантов" - основателя одного из самых знаменитых ювелирных домов.
Осенний пейзаж. 1923-1924. Музей Метрополитен (Манхэттен, Нью-Йорк, США)
Настольная лампа "Нарциссы",
1910 - 1915 гг
Настольная лампа "Нарциссы", 1905 г.
Основные принципы и преимущества витражей Тиффани.
Появление этой техники стало настоящей революцией. Классические витражные композиции имеют большой вес, они довольно громоздки. В противоположность им, витражи Тиффани — легкие и изящные, они практически универсальны в применении.
Малый вес. Для соединения стекол используются легкие медные полоски, а само стекло имеет небольшую толщину. За счет этого композиции максимально облегчены. Это расширяет область их применения: изделия используют для оформления светильников, подвесных потолков, элементов мебели и т.п.
Выразительная линия пайки. Стекла соединяют между собой оловянным припоем. Его толщина не обязательно должна быть одинаковой по всей длине, и это позволяет совершенствовать витражный рисунок. Олово патинируют, за счет чего пайка приобретает медный или черный оттенок. Контуры элементов становятся важной частью композиции.
Использование стеклянных фрагментов любого размера и формы. Медная лента или фольга, которой обтягивают элементы витража Тиффани, тонка и пластична. Это позволяет мастерам использовать для композиции фрагменты любого размера — в том числе, и очень маленькие. Их форму подбирают индивидуально, и никаких технических ограничений здесь нет.
Искусство витража в России.
Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но все же достаточно широко представлены, по крайней мере, в обеих столицах. Они украшали как светские(витражи радовали глаз в гостиницах, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах), так и церковные здания (Исаакиевский собор, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге).
В Москве особенно известен витраж «Рыцарь» Михаила Врубеля в особняке Морозова.
Подведение итогов
Витражи - декор благородный, необычный и дорогой. Они сродни сказочным картинам и ожившим фантазиям; они вплетаются в интерьер легкой и изысканной аранжировкой. Сегодня их используют так же, как произведение высокого ювелирного искусства, как роскошный аксессуар.
За многовековую историю существования витража в этой технике было создано множество подлинных произведений искусства, которые завораживают, вызывают восхищение зрителей, не оставляя никого равнодушным. Вышедший из недр архитектуры, витраж занял самостоятельное достойное место наряду с другими видами изобразительного искусства. И в настоящее время это светоносное искусство востребовано, продолжает развиваться, радуя взгляд каждого, соприкасающегося с ним.
Работа над эскизом витража.
Для изготовления витража, необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, марин(морской пейзаж, изображение моря), растительных узоров, животных и т.д. Композицию лучше всего выбирать не слишком сложную и избегать мелких элементов.
Работая над эскизом вы должны обязательно помнить, что все контуры – линии изображения – должны соприкасаться друг с другом и конечно с самой рамкой. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которые в последствии вы вставите цветные стекла.
При составлении эскиза нужно не забывать, что в настоящем витраже мастер работает со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии делать необходимо по возможности прямыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.