Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева
считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы».
Своеобразие тютчевских пейзажей отчетливо видно в стихотворении, созданном в родовом имении Овстуг в 1846 г.:
Тихой ночью, поздним летом,Как на небе звезды рдеют,Как под сумрачным их светомНивы дремлющие зреют...Усыпительно-безмолвны,Как блестят в тиши ночнойЗолотистые их волны,Убеленные луной...
Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветер ночной?» - вопрошает поэт. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Самым знаменитым произведением поэта считается «Весенняя гроза». Мелодичное, динамичное и живое стихотворение, восхваляющее божественную сущность самой природы. Здесь яркие образы природных явлений гармонируют с внутренним миром лирического героя.
Поэт, живописуя мгновение в жизни природы, всегда представляет его как звено, связующее прошлое и будущее. Отчетливо эта особенность тютчевских пейзажей видна в стихотворении «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят -Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:«Весна идет, весна идет!Мы молодой Весны гонцы,Она нас выслала вперед!»
В этом стихотворении дана вся картина весны - от раннего, мартовского ледохода - до теплого, веселого мая.
Утверждая свое представление о природе, Тютчев говорит и о «голосе» природы, и о неотделимости человека от этого мира.
Лучи к ним в душу не сходили,Весна в груди их не цвела,При них леса не говорили,И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,Волнуя реки и леса,В ночи не совещалась с нимиВ беседе дружеской гроза!
По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык …
В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»).
Явления природы почти всегда очеловечены в стихотворениях Тютчева. Солнце глядит исподлобья («Неохотно и несмело», 1849), вечер обрывает венок («Под дыханьем непогоды...», 1850), «в кисти винограда / Сверкает кровь сквозь зелени густой».
Один из тютчевских мотивов - разговор, беседа явлений природы между собой или с человеком
(«Там, где горы, убегая...», 1835;
«Не то, что мните вы, природа...», 1836;
«Как весел грохот летних бурь...», 1851).
Среди постоянных эпитетов в пейзажных стихотворениях Тютчева - слова «волшебный» («Дым», 1867, и др.) и «таинственный» («Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и др.). И почти всегда природные явления наделены колдовской силой - Чародейка Зима («Чародейкою Зимою...», 1852) и др.
Так, в одном из самых известных стихотворений поэта Чародейка Зима наделяет лес сказочной красотой, погружает его в «сон волшебный»:
Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит -И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.
Колдовством объясняет поэт и красоту солнечных летних дней («Лето 1854»):
Какое лето, что за лето!Да это просто колдовство -И как, прошу, далось нам этоТак ни с того и ни с сего?..
Тютчев главными элементами бытия почитает Вражду и Любовь. Высшие силы чаще всего враждебны человеку. Враждуют между собой Зима и Весна («Зима недаром злится...»), запад и восток. Но в то же время они - неразделимы, они - части единого целого:
Смотри, как запад разгорелсяВечерним заревом лучей,Восток померкнувший оделсяХолодной, сизой чешуей!В вражде ль они между собою?
Среди постоянных образов, используемых поэтом в его описании природных явлений, можно назвать «улыбку». Улыбка для поэта становится воплощением наибольшей интенсивности жизни - и человека, и природы.
В этом ласковом сиянье,В этом небе голубомЕсть улыбка, есть сознанье,Есть сочувственный прием.
Интересно отметить, что Тютчев стремится показать мир, как правило, в два высшие момента его жизни.
Тютчев был мастером метафор и эпитетов, что хорошо просматривается в данном стихотворении: «день хрустальный», «паутины лёгкий волос», «праздной борозде», «чистая и тёплая лазурь», «отдыхающее поле». Поэт ставил мир выше людского бытия. Проблемы и суета человеческой жизни несоизмеримы с масштабами вселенной. Человек как песчинка перед лицом вселенной – ещё один важный мотив поэзии Тютчева.
Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом. В творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом.
Вывод:
Одной из основных тем поэзии Тютчева можно назвать тему взаимоотношения человека и природы. Природа у Тютчева – живой, одухотворенный, мыслящий и чувствующий организм. Произведения Ф. И. Тютчева, написанные в жанре пейзажной лирики, стали классикой отечественной литературы. Поэт видел в произведениях природы такие черты, которые не всегда заметны читателю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.