

Департамент образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
МАСТЕР-КЛАСС
«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА»
 
![]()  | 
Новейшее, передовое образование ставит определённую задачу развития обучающихся с дефицитарным развитием слуха в новых информационно-коррекционных условиях.
В обновлённой миссии учителя-навигатора, учителя-наставника, помогающего учащимся ориентироваться в информационном море знаний, заключена определённая цель - развивать у каждого ребёнка уверенность в себе, формировать способность к саморазвитию, самовыражению через организацию познавательных мероприятий, увлекательных занятий, открытие необычного окружающего мира, а также введение в информационно-коммуникационное пространство.
Следуя призыву актрисы Московского областного ТЮЗа Татьяны Кононовой-Тесля: «Совершенствуюсь духом и телом, тороплюсь неизвестность познать, ритмы в руки беру я смело, чтоб во времени быстро бежать…», нахожусь в постоянном поиске современных методов и приёмов, коррекционных технологий, повышая при этом мастерство и педагогическую квалификацию.
Цель мастер-класса:
- передача коллегам, сотрудникам по педагогической деятельности личного профессионального опыта посредством расширения понятий о вовлекающих, взаимодействующих методах обучения.
Задачи мастер-класса:
- демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников мастер-класса;
- представление личного опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий.
Оборудование для организации мастер-класса:
компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть!.
К нам пришёл ОГОНЁК,
Он бежал со всех ног,
Чтоб согреть и порадовать вас!
Наш огонёк хочет поделиться своим теплом. Давайте передадим, друг другу этот ОГОНЁК, почувствуем его тепло, которое исходит от него. Передавая ОГОНЁК соседу-коллеге, посмотрите на него, улыбнитесь и скажите: «Мне приятно Вас видеть!»
2. 2. Основная часть
Уважаемые коллеги, начну с малой характеристики обучающихся, с которыми я работаю в течение 27-ми лет. Дети с частичной или полной потерей слуха – это особенные дети. При таких нарушениях речевое общение с окружающими затруднено, но возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Все дети, имеющие нарушения слуха, испытывают трудности в восприятии речи и в обучении, а также в социальной адаптации. У них наблюдаются особенности в развитии психики, умственной деятельности, восприятия, памяти, речи и моторики. У этих детей все по-другому и развитие, и восприятие мира, и поведение. Таких детей часто не принимает социум, их пытаются «оттолкнуть», «проигнорировать», «обидеть», да просто таких детей не замечают.
Весьма и весьма важно, что сейчас, давая характеристику детям с нарушениями слуха, в нашем обществе говорят: «особенные дети», «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Вся моя педагогическая деятельность направлена на формирование у учащихся знаний, умений и навыком с помощью которых дети легко будут преодолевать возникающие личные и социальные проблемы.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) существует несколько эффективных методов просвещения, направленных на их индивидуальное развитие и социальную адаптацию. Эти методы включают в себя как традиционные, так и инновационные подходы, учитывающие особенности каждой группы ОВЗ в частности нарушения слуха.
Прежде всего – это адаптированные образовательные программы (АОП), учитывающие конкретные потребности и возможности каждого ребёнка с ОВЗ. Далее – это индивидуально-дифференцированный подход с целью обеспечения максимальной эффективности обучения, зоны развития, чтобы обеспечить максимальную эффективность и получить качественный результат.
Конечно, нельзя обойти специальные образовательные условия: дополнительные ресурсы, тьюторская поддержка, специальные учебники, технические средства обучения, благоприятная и доступная среда.
В процессе обучения детей с нарушениями слуха важно применять наглядные методы (визуализацию) для лучшего усвоения информации, словесные методы, направленные на понимание речи окружающих и речевое развитие, практические методы, включающие: эксперименты, опыты, практические задания, ролевые игры, направленные на развитие навыков и умений.
Без игровых методов в работе сурдопедагога никак нельзя обойтись. Использование дидактических игр, игровых тренингов, в том числе и психогимнастики для снятия напряжения и развития коммуникативных навыков. Стоит особо остановиться на технологиях мультимедиа, а именно, на использовании компьютерных программ, интерактивных досок, обучающих игр для повышения интереса к обучению и лучшего усвоения материала.
Ну и без сенсорной интеграции, арт-терапии работа учителя-дефектолога не будет полноценной и качественной. Мною создаются условия для развития сенсорных систем (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) через различные виды деятельности, а также через различные виды творчества (рисование, лепка, музыка, танец) для развития эмоциональной сферы, снятия стресса и налаживания контакта с ребёнком. Всё выше означенное базируется на учёте медицинских потребностей, социального окружения и создания условий для полноценного обучения и взаимодействия со сверстниками, с социумом.
Крупотерапия.
Использую разные виды круп (рис, гречку, манку, пшено, фасоль, горох) для развития тактильных ощущений и интереса к игре. Использование круп в развивающих играх, приносит пользу детям, развивая мелкую моторику, сенсорное восприятие, творческие способности, а также речевые навыки и эмоционально-волевую сферу. Работа с крупой, пересыпание, сортировка, создание аппликаций и поделок, развивает координацию движений рук и пальцев, что важно для письма, рисования и выполнения других мелких задач, т.е. активно развивается мелкая моторика. Разнообразные текстуры круп (гладкая, шершавая, крупная, мелкая) позволяют детям знакомиться с разными видами материалов, развивая тактильные ощущения, т.е. сенсорику.
Игры с крупой развивают творческие способности, выступают основой для создания картин, поделок, различных конструкций, стимулируя воображение и творческое мышление обучающихся. В процессе игры дети называют крупы, их свойства, цвета, формы, что способствует расширению словарного запаса и формированию речевых навыков, т.е. напрямую организуется развитие речевой деятельности.
Эмоционально-волевая сфера: Крупотерапия может быть расслабляющей и успокаивающей, помогая детям справляться со стрессом и развивать усидчивость, а именно – происходит формирование эмоционально-волевой сферы.
Как я организую методику крупотерапии? Как выше было сказано, в процессе внеурочной деятельности, использую разные виды круп, а также ёмкости для пересыпания (чашки, миски, ложки), инструменты для создания поделок (клей, картон, бумага). Ребята с удовольствием создают картины из крупы, поделки, прячут мелкие предметы в крупе для поиска, сортировки и описания внешнего вида с закрытыми глазами, сугубо опираясь на мелкую моторику пальцев. Крупотерапия – это не только полезное, но и веселое занятие, которое приносит радость и пользу каждому ребёнку вне зависимости от диагноза.
Таким образом, методы просвещения и приёмы организации обучения стимулируют познавательную активность учащихся с нарушениями слуха.
«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В.А. Сухомлинский
Труд современного педагога должен сочетать в себе дополнительные профессиональные умения, хорошее знание основ психологии, понимание проблем ребёнка с особенностями в развитии и учёт его личностных ресурсов, индивидуальных особенностей.
Информационные источники:
1. Инфоурок. Медведева, Н.Н. Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm
2. Наконечная М. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.s367.zouo.ru/index.phpid=1422

Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.