Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Исполнительская деятельность на уроке музыки.rtf
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА УРОКЕ МУЗЫКИ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в
увлекательный мир музыки.
Звучит песня «Дружат дети всей земли» (муз. Д. Львова, сл. В. Викторова).
Как ваше настроение? Я желаю вам, чтобы это хорошее настроение
сохранилось у вас на протяжении всего сегодняшнего дня, и хочу задать
вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки?
Вы назвали все основные разделы урока музыки (слушание,
пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность). Но я
сегодня хочу остановиться подробнее на исполнительской
деятельности, а именно: пении.
На школьных занятиях музыкой умение или неумение слышать
музыку, музыкальность детей особенно ярко дают о себе знать в пении. Д. Б. Кабалевский подчеркивал необходимость творческого
развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте.
«Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться
каждый учитель музыки».
Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и
групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо
особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне
находится каждый ребенок, составить программу его вокального
развития, а также спланировать вокальнохоровую работу класса.
Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас
помощь одного конкурсанта (пригласить конкурсанта на сцену). Я
попрошу вас исполнить любую знакомую вам песню.
Попрошу рассказать о своих ощущениях. (Волнение, зажатость.)
Отчего появились зажатость, волнение у вас? (Неожиданное
выступление на публике.)
Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние
которое провоцирует
зажима –
Наиболее встречающаяся причина
застенчивости,
стеснительности,
страха,
зажатость.
психологическая.
Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть
активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных, но робких
детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением.
Поэтесса Л. Фадеева очень точно передала это эмоциональное
состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене. Зал затих.
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
которые ведет
Проанализировав проблемы,
за собой
психологическая зажатость, сделаем вывод: если от нее не избавляться,
то ребенок вряд ли научится петь. Чрезмерное волнение, зажатость не
позволяют и мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка,
уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы
этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно
для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед
выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и
доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта
проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И
каждый ищет свои пути ее решения.
Сегодня на свой мастеркласс я принесла черный ящик. В нем
находится то, что позволяет мне максимально быстро снять
психологическую зажатость в пении. То, что воссоздает реальные и
воображаемые предметы, образы. Помогает ребёнку познавать
окружающий мир и служит целям умственного, нравственного,
эстетического и физического его воспитания. Широко используется в
учебновоспитательной работе с детьми, в частности для развития
детского, технического и художественного творчества.
Предмет, предназначенный для игры. Что это может быть? Это
(Дать
театральная кукла. Давайте нашей кукле дадим имя.
возможность выбранному конкурсанту «пообщаться» с куклой.) В помощь учителю – множество разновидностей театральных кукол,
а также кукольного театра – от самого простого настольного до
сложного театра марионеток и ростовых кукол.
Вновь приглашаю конкурсанта на импровизированную сцену. А
теперь ту же песню нам исполнит кукла… (имя куклы).
В о п р о с к о н к у р с а н т у : Что изменилось по сравнению с первой
ситуацией в ваших ощущениях? Почему? (Появилась уверенность, так
как внимание публики было сконцентрировано на кукле.)
Перенос внимания публики на куклу. Ребенку это позволяет
«спрятаться» за нее. Наблюдения за детьми показали, что при таком
подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим
волнением при выходе на сцену.
В о п р о с з а л у : Уважаемые коллеги, отличалось ли это исполнение
от первого? Каким оно стало? (Более выразительным.)
Необходимость петь выразительно при использовании театральной
куклы становится более естественным и проявляется даже неосознанно. Я применяю кукольный театр и при работе над отдельными песнями,
а также вместе с детьми мы ставим небольшие музыкальные кукольные
спектакли.
Сегодня я хочу вместе с вами проследить все основные этапы работы
над кукольным спектаклем, составить постановочный план.
С чего, на ваш взгляд, начинается работа над спектаклем?
(Ответы.)
1. Подготовительный. На данном этапе осуществляется выбор материала, анализ. Обычно за основу берется программный материал.
Сегодня я предлагаю обратиться к детской музыкальной опере «Волк и
семеро козлят» М. Коваля. По программе с ней знакомятся дети во 2
классе. За основу сюжета взята одноименная народная сказка. Давайте
вспомним основных действующих лиц. В чем заключается сюжет
сказки? Сюжет и музыка доступны и интересны детям. Что дальше?
Какая работа проделывается, после того как выбран материал?
2. Репетиционный период – самый содержательный этап, включает
в себя множество видов работы – от знакомства с куклой до работы над
драматургией всего спектакля.
3. Заключительный – показ спектакля.
Я сегодня хочу остановиться на самом содержательном этапе. Он
включает и работу непосредственно с куклой, и работу над
драматургией всего спектакля. Остановимся подробнее на работе с
куклой. На что должна быть направлена работа на этом этапе прежде
всего? (Создание образов героев, в том числе и музыкального.)
Скажем так – что должна уметь делать кукла? (Двигаться и петь.)
При работе над движением куклы я сталкиваюсь с двумя
проблемами: либо ребенок очень вялый – и здесь требуется комплекс
упражнений на напряжение мышц, либо он чрезмерно напряжен, – и
здесь требуется комплекс театральных упражнений на напряжение мышц. Напомню, что данные проблемы (зажатость всего организма)
могут отрицательно сказаться и на пении. Все упражнения очень
просты, выполним некоторые из них (желательно под музыку):
џ Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки).
џ Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной).
џ Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к
плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»).
џ Гребет на веслах.
џ Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается
на две части).
Разработки упражнений.
После упражнений мы переходим к работе непосредственно с
куклой. Скажите, от чего зависит характер движений кукол в
музыкальном спектакле? (От музыки, от того, какой музыкальной
характеристикой наделил композитор каждого героя.) Здесь я
обращаюсь к методу импровизации. Ребята должны сами привести в
движение куклы. Вернемся к героям оперы. Помочь мне привести их в
движение я попрошу вас: послушав музыку, представьте характеры
героев, а при повторном исполнении попробуйте передать этот характер
в движениях.
Работа с группой. Задача: привести в движение кукол – героев
оперы «Волк и семеро козлят».
Куклу мы в движение привели. Но она еще должна петь, и озвучивают ее дети. Скажите, чем отличается пение в классе от пения
со сцены или изза кукольной ширмы?
Пение со сцены, а особенно изза ширмы отличается от обычного
следующим: необходимо хорошее дыхание и четкая дикция. С этой
целью ввожу разнообразные комплексы упражнений, положительно
сказывающихся на пении. Я уверена, что многие из вас используют
гимнастики на дыхание, дикцию, мне же они, как вы понимаете, просто
необходимы.
Формирование четкой дикции и правильного дыхания является
общей задачей музыкального и театрального развития детей.
Что такое дикция?
Дикция – это следствие хорошей работы органов речи
(артикуляции). С этой целью проводится артикуляционная гимнастика.
Проведение элементов вместе с участниками мастеркласса.
Какие еще приемы работы над дикцией вам знакомы? (Скороговорки,
чистоговорки.)
Важная неотъемлемая часть вокальной работы и работы над
постановкой кукольного спектакля – это работа над дыханием. В этом
нам поможет дыхательная гимнастика на основе методики А. Н.
Стрельниковой. Я открыла ряд преимуществ данной методики.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой
короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих
грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела
(руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.
д.) и имеют необыкновенно широкий спектр воздействия, что помогает
при массе различных заболеваний органов и систем. Гимнастика
адресована профессиональным актерам и певцам, также показана всем
детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики
проблем с дыханием и голосообразованием. Дыхательная гимнастика
снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает
настроение, память, что особенно важно для школьников. Вместе с тем
гимнастика очень хорошо позволяет снять напряжение мышц,
участвующих в пении. Я думаю, будет неплохо, если некоторые
упражнения сделаем и мы.
Проведение элементов вместе с участниками мастеркласса. После работы над дыханием, дикцией обычно идет работа над
выразительным исполнением.
Вспомним начало мастеркласса
(естественное выразительное пение при использовании театральной
куклы). Поэтому данный этап проходит быстрее, удачнее. Это еще один
плюс использования кукольного театра в исполнительской деятельности
на уроке музыки.
Скажите, представляется ли вам возможным использование
кукольного театра или основ театральной педагогики на своих уроках?
(Ответы участников мастеркласса.)
Я сегодня рассказала о положительном влиянии кукольного театра
на пение. И, конечно же, не могу закончить свой мастеркласс, не
пригласив вас поучаствовать в увлекательном действе – хоровом пении.
Исполнение песни «Дружат дети всей земли» (муз. Д. Львова,
сл. В. Викторова) всеми участниками мастеркласса.
Разработки упражнений.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и
петь – пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая
восстанавливает даже певческий голос, то есть самую сложную
функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более
простые, и прежде всего дыхание.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой
короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих
грудную клетку.
Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, она в
кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.
Стрельниковская дыхательная гимнастика показана всем детям и
подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики.
Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и
вечером по 1200 вдоховдвижений до еды или через часполтора после
еды.
Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой
гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.
Учителям в середине урока рекомендуется «пошмыгать» с
учениками «пострельниковски» в течение 5–6 минут. Сразу же повышается работоспособность и легче усваивается материал.
Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости,
формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и
пластичным.
При регулярных тренировках можно добиться великолепных
результатов у подростков, страдающих сколиозами. Очень хороший
эффект она дает при прогрессирующей близорукости: гимнастика либо
приостанавливает ухудшение зрения, либо улучшает его на 2–3
диоптрии.
Основной комплекс
«Ладошки».
Исходное положение (и. п.): станьте прямо, согните руки в локтях
(локти вниз) и «покажите ладони зрителю» – «поза экстрасенса».
Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно
сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4
резких ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки
опустите и отдохните 3–4 секунды – пауза. Сделайте еще 4 коротких
шумных вдоха – и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом – абсолютно пассивный. Неслышный
выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!
Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.
В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно
пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и
проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов
движений (отдыхать можно не 3–4 секунды, а от 5 до 10 секунд).
«Погончики».
И. п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к
животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к
полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые,
тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и. п. на уровень пояса.
Плечи расслаблены – выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не
поднимайте. Сделайте подряд 8 вдоховдвижений. Затем отдых 3–4
секунды и снова 8 вдохов движений.
Норма 12 раз по 8 вдоховдвижений. Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.
«Насос» («Накачивание шины»).
И. п.: станьте прямо, ноги чуть ýже ширины плеч, руки вдоль
туловища (основная стойка). Сделайте легкий поклон (руками тянуться
к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох
носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с
поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и
короткий шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или
палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны
делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в
пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага.
Норма 12 раз по 8 вдоховдвижений.
Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.
Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает
приступы: бронхиальной астмы, сердечный и печеночной колики.
«Кошка» («Приседание с поворотом»).
И. п.: станьте прямо, ноги чуть ýже ширины плеч (ступни ног в
упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное
приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий,
короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже
короткий шумный вдох носом. Вправо – влево, вдох справа – вдох
слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно.
Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое,
пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные
движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая,
поворот – только в талии.
Норма 12 раз по 8 вдоховдвижений.
Упражнение «Кошка» можно делать также сидя на стуле и лежа в
постели (в тяжелом состоянии).
«Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки).
И. п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.
Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за
плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест
накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука
сверху – правая или левая); широко в стороны не разводить и не
напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного
движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).
Норма 12 раз по 8 вдоховдвижений.
Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.
«Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»).
И. п.: станьте прямо, ноги чуть ýже ширины плеч. Наклон вперед,
руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись
в пояснице) наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох.
Кланяйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох с «пола» – вдох с
«потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не
задерживайте и не выталкивайте выдох!
Норма 12 раз по 8 вдоховдвижений.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МУЗЫКИ*
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.