Михайлова Оюна Аюшиевна
Иркутская область
Ольхонский район МБОУ «Еланцынская средняя общеобразовательная школа»
Использование этнокультурного компонента в воспитательной работе с младшими школьниками.
Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Каждый человек кровно связан со своей малой родиной своим происхождением и своими повседневными делами. Тот, кто чувствует эту связь, никогда не сделает предосудительных поступков, не встанет на путь преступления. Вот почему изучение местной культуры и умелое вплетение её в учебно–воспитательный процесс имеет столь важное значение в формировании личности ребёнка.
Источниками формирования самых положительных нравственно – психологических качеств с точки зрения народных традиций воспитания детей, являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, конкретные трудовые дела, общение, этикет, быт, традиции, обычаи, народное искусство – словом, вся многогранная культура народа.
Народная педагогика представляет собой чистый неиссякаемый родник, откуда народы исчерпают знания о жизни, об окружающем мире, по неписаным законам которого из поколения в поколение воспитывали своих детей в духе сохранения, укрепления и развития добрых обычаев и традиций.
Поэтому цель этнокультурного образования – становление личности учащихся как субъектов этноса, способных к культурной интеграции в современном обществе.
Воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, способной ориентироваться в современном мире, - одна из первостепенных задач современного школьного образования.
Как добиться того, чтоб вырос человек с широким гуманитарным кругозором, способный через традиции и обычаи своего народа с уважением относиться ко всем народам и народностям? Как же сделать так, чтоб школьный предмет был не только учебным, но и помогал нравственному становлению учеников?
Содержание учебно-воспитательного процесса в школе, тесно связанное с внутренней жизнью ребёнка, с его запросами и потребностями, должно содействовать разрешению названных проблем.
Я работаю учителем начальных классов в Еланцынской средней школе 16 лет. Имею 2 выпуска начальной школы, сейчас работаю в 3 классе. В нашей школе учатся дети разных национальностей, в большинстве буряты и русские. К сожалению, растёт новое поколение детей, которое всё более отдаляется от лучших традиций многовековой культуры своего народа. Именно поэтому, в своей учебно-воспитательной работе с детьми я использую этнокультурный компонент.
Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка тематического планирования по окружающему миру, а также разработка и внедрение педагогических технологий, отражающих основные направления воспитательной работы. Формой реализации единой составляющей стала проектная деятельность.
Ребёнок младшего школьного возраста по своей природе исследователь, который с большим интересом исследует и знакомится с окружающим миром. Стремление ребёнка к исследованию окружающей действительности предопределено и генетически. Очень важна именно ранняя организация проектно – исследовательской деятельности. Умения и навыки исследования, самопостижения истины становятся особым стилем учебной деятельности, происходит трансформация обучения в самообучение. Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Практика показывает, что использование этнокультурного материала вызывает неподдельный интерес у младших школьников. Работая по учебнику «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой УМК «Гармония», я систематизировала материал по этнокультурному воспитанию детей:
1 класс. При изучении темы: Царство растений. Деревья моего двора выполнены учениками исследовательские проекты: «Цветы Байкала», «Моё дерево».
Когда проходили темы: Многообразие животных. Млекопитающие. Разнообразие животных водоёмов, обобщающей работой стала проектная деятельность детей: «Нерпа – млекопитающее Байкала», «Рыбы Байкала», мини – сообщения: «Конь в жизни бурят», «5 хушуу мал». На этих уроках с детьми проводили беседы о бурятских и русских природоохранительных традициях.
Материал свежий, близкий учащимся, затрагивающий их чувства, отражающий жизнь, и богатый в познавательном отношении, вызывает живой интерес, будит мысль, повышает внимание. Таковым является краеведческий материал. Достоинства его состоят в том, что это, во-первых, есть средство осуществления связи обучения с жизнью, во-вторых, он служит одним из приёмов пробуждения и развития интереса к урокам, в – третьих, способствует воспитанию любви к родному краю.
2 класс. При изучении темы: Твоя семья. Семейные традиции. Родина, родной край дети писали сочинения «Каким я вижу Байкал», «Родные места моей семьи», «Моя бабушка», «Традиции и праздники моей семьи», представляли свои проекты: «Моя родословная», «Что мы знаем о национальном празднике Сагаалган?».
Таким образом, это поможет детям более внимательно относиться к старшему поколению, узнавать много интересного у своих бабушек и дедушек, хранить и передавать свои семейные традиции.
При прохождении темы: Человек – строитель. Старинные и современные предметы быта людей с детьми сходили на экскурсию в краеведческий музей, посетили бурятскую юрту. В результате созданы исследовательские проекты: «Что такое юрта и почему она круглая?», «Бурятский национальный костюм».
При изучении следующей темы: Красота и симметрия в окружающем мире познакомились с бурятскими орнаментами и их значениями, была проведена практическая работа на уроках ИЗО и трудового обучения.
Поисково-исследовательское направление позволяет учащимся собирать различные орнаменты с предметов домашнего быта, с разных источников. Благодаря такой работе усилиями детей собран небольшой арсенал рисунков народного орнамента.
3 класс. Тема: Природные явления и погода.
Изучая эту тему, создали коллективный сборник: «Народные приметы». Народные приметы имеют большую ценность в деле воспитания, умственного развития учащихся, в формировании наблюдательности и способности анализировать окружающий мир.
При изучении темы: Человек и его здоровье учащиеся защищали свои проекты: «Как питались наши предки», «Как лечились наши предки» в сравнении с современной жизнью человека.
Дети, обратившись к опыту наших предков – как они сохраняли своё здоровье, как питались, как лечились, если заболевали – пришли к выводу, что всё было «природное», «натуральное», человек жил в гармонии с природой.
При изучении раздела: Как жили наши предки, провели цикл занятий: Какие умения наших предков сохранились в твоём родном крае, твоей семье; Чему поклонялись наши предки; Какими были жилища наших предков; Какой была старинная домашняя утварь; Какими ремёслами занимались в старину; Одежда наших предков.
4 класс. Тема: Россия на географической карте.
Провели занятие: Родной край на глобусе и на карте России. Итогом этого занятия стало создание картотеки «Топонимика Ольхонского района»
Создали рекламный плакат: «Родной край», экологический плакат: «Берегите озеро Байкал!»
Была организована ролевая игра «Я – экскурсовод по историческим местам родного края» (Манхаев Вова «Удивительная гора Ёрд»)
Таким образом, используя этнокультурный компонент на уроках окружающего мира, я добилась высоких результатов: при 100% успеваемости качество знаний 90%. Мои ученики с удовольствием принимают участия в различных конкурсах по краеведению, исследовательских проектах, фольклорных мероприятиях и праздниках.
Приняли активное участие в школьной краеведческой конференции «История моего села», посвящённой 70 – летию Ольхонского района. Лучшие работы детей были опубликованы в районной газете «Байкальские зори».
Манхаев Вова в районном конкурсе проектов «День Байкала» по теме «Удивительная гора Ёрд» в номинации «Исторические памятники Байкала» занял 2 место.
Михайлова Таня в этом же конкурсе в номинации «Природа Байкала» с исследовательским проектом «Цветы Байкала» заняла также 2 место.
Работа по этнокультурному направлению в моём классе ведётся не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках и во внеурочное время. В классе вместе с родителями проводим различные конкурсы в рамках национального праздника «Сагаалган», «Масленица»; семейные праздники «Традиции моей семьи», «Моя родословная», конкурсы исследовательских проектов по изучению родного края, обычаев и традиций своего народа. К тому же это замечательная возможность объединить детей и взрослых общей целью, почувствовать радость от общения и совместного творчества.
Сама являюсь руководителем фольклорного кружка «Обычаи и традиции бурятского народа», постоянной участницей художественной самодеятельности. С детьми разучиваем народные песни и танцы, знакомимся с обычаями, обрядами, традициями своего народа, участвуем во всех районных мероприятиях. Используя компьютерные технологии, ребята оформляют свой материал как мультимедийные слайды. Нами созданы мини-библиотека и небольшая медиатека.
Я вижу, что дети мои стали намного дружнее, общительнее, терпимее друг другу, с уважением стали относиться к культуре своего народа и других народов. С интересом и любовью относятся к памятникам природы и всему, что их окружает. Работа наша продолжается, и я думаю, что мы на правильном пути.
Источники:
1. Бурятский слог – пособие для самостоятельного изучения бурятского языка:/Сост. Бубнов Ю.Г., Михаленко И. А., Андреева И.Г., Булгатова А. Г.,2006. – 150 с.: ил.
2. Мантыков В. М., Маланов И. А. Обусинская средняя школа как модель бурятской национальной школы – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006 – 148 с.
3. Молодёжный взгляд на проблему сохранения лингво-культурной самобытности миноритарными этносами: тенденции и перспективы// Материалы городской научно-практической конференции 5 декабря 2006 г. – Иркутск:ИрГСХА, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.