ГКУ «Детский дом (смешанный) № 32»
Гайдашова Юлия Николаевна, воспитатель
Ставропольский край, г. Пятигорск
Подходы к проблеме трудового воспитания и профессионального самоопределения воспитанников детского дома.
Труд рассматривается как самая большая нравственная ценность, как способ самореализации. Много написано и сказано о пользе и необходимости трудового воспитания в становлении личности. Для нашего детского дома эта тема актуальна тем, что задача звучит как формирование трудовых навыков и профориентация с целью успешной социализации воспитанника детского дома в общество. Мы должны решать проблемы социально-трудовой адаптации, профессиональной ориентации, начального профессионального образования воспитанников своего учреждения. Чтобы правильно использовать терминологию нашей темы нужно определиться с понятиями.
Трудовое воспитание — процесс организации и стимулирования трудовой деятельности воспитанников, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов.
Трудовое обучение — специально организованный процесс, направленный на овладение практических умений и навыков в той или иной сфере труда и профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация — процесс ознакомления воспитанников с различными видами профессиональной деятельности и труда, оказание им помощи в выборе предстоящей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Трудолюбие — результат трудового воспитания, трудового обучения и профориентации и выступает как важнейшее нравственно-личностное качество.
Я буду говорить о двух понятиях вышеперечисленных, которые необходимы ребенку для его дальнейшей самостоятельной жизни: трудовое воспитание и профессиональная ориентация.
У тысячи ребят, оканчивающих школу, не за горами экзамены, выпускные балы, жизнь полная ожиданий и впечатлений, родители начинают искать своим чадам престижные учебные заведения. Радуются подопечные и детских домов, скоро на свободу! Но детскую радость омрачают уже взрослые мысли. А что ждет впереди? Какие «университеты» и «академии» ждут их? Лишь немногие учреждения и педагоги в частности могут повседневно держать во внимании своих выпускников. Дети, оставшиеся один на один с самостоятельной жизнью, испытывают большие трудности с замедленным самоопределением, незнанием себя как личности. Выпускникам свойственно иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, где требуются умение строить деловые отношения, готовность к трудностям, связанным с вопросом социализации. Насколько выпускник имеет представление о своем будущем, связанным с получением профессии, насколько он владеет трудовыми навыками, необходимыми ему при организации быта в постинтернатный период настолько в будущем ему будет легче социализироваться, стать полноценным членом общества. Ориентация человека на получение профессии реализуется в ходе его собственного развития, поэтому нужно заранее, задолго до выпускного возраста начинать думать о будущем детей, приглядываясь к тому, что ему интересно, что у них лучше получается. Исходя из того, что основной проблемой ранней юности является не только профессиональное самоопределение, но и стремление личности осознанно найти смысл своей жизнедеятельности, нашей основной задачей становится формирование у выпускников потребности и готовности к полноценному, свободному профессиональному самоопределению, создание условий для освоения ими веера социальных ролей, полноценной реализации их задатков и способностей.
Я расскажу о трудовом воспитании и профессиональной работе, проводимых в нашем детском доме. Наши воспитанники стараются все сделать своими руками. С одной стороны, они становятся уже достаточно сильными и умелыми, чтоб пользоваться простыми инструментами и понимать порядок действий. С другой стороны, у них еще не угасла детская любознательность и энергия. У детей закладывается отношение человека к своему делу, воспитывается чувство ответственности и умение работать, формируются первые, пока еще детские, интересы и привычки. Игра перестает быть их основным видом деятельности и уступает место чисто конструктивным и творческим занятиям.
Все сотрудники нашего детского дома дают детям максимум возможностей для реализации их конструктивных и художественных идей, поощряют творческий труд, творчески принимают участие в их играх и делах, учат их основам ручного труда, основам организации работы. Это не столько помогает их будущей профессиональной деятельности, сколько способствует формированию у них деятельного, активного отношения к жизни, развитию моторики, общего интеллекта, познанию окружающего мира.
На основе своего опыта я могу сказать, что воспитанники-мальчики под присмотром воспитателя вполне способны управляться с простыми столярными инструментами: молотками, плоскогубцами и другими, и создавать с их помощью поделки того качества, которое их устраивает. Работа со взрослым, тяжелым (по детским меркам) инструментом воспитывает в мальчиках и подростках уверенность в себе, чувство собственного достоинства; помогает им осознать доверие взрослых и чувство ответственности; а также физическую силу и координацию движений.
Наши воспитанницы также способны на гораздо большее, чем склеивание поделок из картона. Простое шитье, вязание, плетение, готовка, куклы, простая одежда для кукол и для себя, украшения — все это им по силам.
Ключевым делом является развитие трудовых навыков: дежурство по уборке спален, групповых комнат, столовой, трудовые десанты по уборке территории детского дома и прилегающих к нему улиц, работа отряда по озеленению и ремонтной бригады.
Детдомовские дети пришли уже с большим отрицательным опытом, у каждого за спиной своя трагедия. Воспитанники учатся зарабатывать и делают это с большим желанием. Дети понимают, что перед тем как выйти из детского дома, нужно уметь что-то делать, и надеяться им не на кого, только на собственные силы.
Важной частью трудового воспитания является профориентационная работа. Дети знакомятся с различными видами доступных им профессий, трудовыми требованиями, условиями работы, нормативно-правовой базой. Важным является то, что ребята постигают смысл профессиональной деятельности через практическое участие (мастер по ремонту одежды, парикмахер, продавец, водитель, повар, программист, военный и так далее). Но в профориентационной работе не хватает завершенности, логического результата. С основами профессии дети знакомятся в узком круге. Хотелось бы чтобы работа по профориентации заканчивалась производительным практическим трудом, дающим воспитанникам почувствовать себя в роли настоящего работника.
Деятельность персонала учреждений внесемейного воспитания нацелена на то, чтобы их выпускники были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на жизненном пути, социально приемлемым способом. Но как показывает практика, большинство выпускников детских домов не умеют планировать свою самостоятельную жизнь, не доводят начатое дело до конца, живут одним днем, болезненно переживают свою ненужность, сталкиваясь с трудностями и проблемами в своей жизнедеятельности, впадают в панику или ищут более легкие пути, иногда незаконные.
Одним из путей становления гражданской позиции подростка является включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в трудовую и проектную деятельность.
Главным результатом нашей работы является воспитание у детей и молодежи трудолюбия — личностного качества, характеризующегося: потребностью в созидательно-трудовой деятельности, здоровыми социальными и личностными мотивами; пониманием пользы труда для общества и для себя и убеждением в его нравственной благотворности; наличием трудовых умений и навыков и их постоянным совершенствованием; проявлением волевых усилий в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
Благодаря этому наши воспитанники получают возможность пройти путь от простого приобщения к реализуемым трудовым инициативам до социального творчества и организации практических дел и мероприятий, самостоятельной разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.