Использование формы КТД в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.
Оценка 4.9

Использование формы КТД в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа
Взрослым
24.06.2022
Использование формы КТД в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.
Современная педагогика предлагает множество средств формирования межличностных отношений, но наиболее успешной, на мой взгляд, является методика коллективных творческих дел, которая находит свое выражение в творческой форме.
Статья Использование КТД в формировании межличностных отношений.docx

Использование формы КТД в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной и внеклассной деятельности.

(Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» Орловой Н.В.)

 

     Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Межличностное общение детей начинается, развивается и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе. Неблагоприятное положение в системе межличностных отношений переживается ребенком, вызывая эмоциональное напряжение и дискомфорт. Такая ситуация является неблагоприятной для развития личности ребенка. Процесс формирования взаимоотношений младших школьников очень многогранен и достаточно сложен. Важную роль в управлении этим процессом играет деятельность детей и взрослых по реализации поставленных в рамках данной проблемы задач. Эта деятельность должна быть сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованной, творческой и социально – значимой.

       В настоящее время при работе с детьми больше времени и сил отдаётся учебному процессу, чем воспитательным аспектам педагогического процесса. Многие учителя не придают большого значения целенаправленной работе по формированию положительных межличностных отношений, считая, что они сложатся сами собой на учебных занятиях. Этого не происходит, так как эти отношения необходимо формировать и поддерживать не только на уроках, а и во внеурочной деятельности, через систему классных часов, кружков, экскурсий, различных походов. Современному учителю нужно стремиться к тому, чтобы сформировать ребенка как личность непохожую на других, имеющую свою точку зрения. Для этого необходимо формировать в детях позитивные межличностные отношения.

       Самый важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы.  В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, придать отношениям детей со взрослыми и другими детьми дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всего классного коллектива.

        Современная педагогика предлагает множество средств формирования межличностных отношений, но наиболее успешной, на мой взгляд, является методика коллективных творческих дел, которая находит свое выражение в творческой форме. Благодаря этой методике формируются отношения в классе и развивается интеллектуальная, творческая личность с высоким уровнем коммуникативных умений. У педагогов часто возникает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, умеющую адаптироваться к меняющимся условиям жизни, успешную и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. КТД содержит механизм обучения взрослых и детей сотрудничеству через организацию коллективной деятельности, сочетает индивидуальное и коллективное творчество.            

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем

Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта. При этом неважно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В основе КТД заложены три основные идеи:

  1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
  2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
  3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

 Главные принципы КТД:

Воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них.

 Обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

КТД - форма работы, которая направлена на:

  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  • Реализацию коммуникационных потребностей.
  • Обучение правилам и формам совместной работы.

Главной методической единицей коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело. Коллективное творческое дело - это общественно важное дело, общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, это сплав практических и организационных действий на общую радость и пользу. Все члены коллектива – и дети, и взрослые, выполняют выбранные роли.  От каждого ожидается активное участие в КТД. Педагог оказывает поддержку, поощряет творчество. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания.

Общая технология КТД включает следующие последовательные этапы взаимодействия:

 1.Коллективное целеполагание

2.Коллективное планирование

3. Коллективную подготовку

4.  Коллективное проведение

5. Коллективный анализ и последействие

Существует три основных типа КТД:
 Представление
 Малое творческое дело.
 Большое творческое дело.
БТД требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило организаторы дают задание участникам.
МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.
Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД только для его организаторов.
     В каждом КТД решается целый ряд педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

  Главная «рабочая единица» КТД- группа. Дети могут на разных этапах проведения и подготовки дела быть в разных группах. В группе ребенок вступает в новые отношения, выполняет разные роли, учится работать вместе, уважать мнение каждого участника, считаться с чужими мнениями и взглядами. Важно понимать, что детская группа влияет на развитие личности ребенка не самим фактом объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками.

       Первый опыт межличностных коллективных отношений, коллективистских  мотивов поведения младшие школьники получают на уроке. Учебная деятельность должна строиться таким образом, чтобы она своим содержанием, методами обучения способствовала формированию организованного детского коллектива в классе.

 В своей работе с первых шагов становления коллектива и формирования взаимоотношений детей я использую групповые формы взаимодействия. Первый этап приходится на начало обучения в 1-ом классе. Задача данного этапа – обучение совместной деятельности в малой группе, состоящей из двух-трёх человек. Очень важно научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Эта работа организуется в хорошо знакомой детям форме – игре, которая требует участия каждого члена группы.

На втором этапе происходит включение в групповую работу предметного материала, связанного с выполнением практических задач. Таким образом, удаётся решить две задачи: воспитательную, по формированию взаимоотношений, и учебную задачу. В качестве группового взаимодействия использую метод взаимопроверки в парах, организую взаимопомощь детей, что способствует формированию межличностных взаимоотношений в классе.

Следующий этап организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности достигается при выполнении задач несколькими группами, и итоговый результат зависит от качества работы каждой группы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. При этом дети чувствуют, что личные знания, успехи в учебе способствуют повышению уровня знаний всего класса. Коллективное добывание новых знаний оказывает положительное влияние на развитие коллективистских отношений в классе, создает в нем доброжелательную атмосферу.

 В процессе КТД ребята совершенствуют навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива, и формирование личности ребенка, развитие тех или иных качеств личности.

        В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей.  КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на мой взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Важно помнить о том, что конкретная форма любого КТД – это не готовый сценарий, а лишь игровая форма, которая каждый раз наполняется новым творческим содержанием.

Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое необходимо заметить. По ходу коллективной деятельности необходимо оказывать детям эмоциональную поддержку, подчеркивать значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.

 Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты. Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Для достижения педагогического успеха в работе необходимо соблюдать пять условий:

Первое условие - общая забота.

Надо научиться включать каждого ребёнка, как своего младшего товарища в совместные действия, в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.

Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие - единый коллектив.

Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое условие - творчество, а не шаблон.

Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма, однообразия.

   А заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом важно акцентировать внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, указать, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат, – родителями, учителями, учащимися других классов. Важно поддержать у детей и продлить переживание совместной радости от удачно выполненной деятельности.

 Ведь сейчас, в новых образовательных и воспитательных условиях, основными задачами КТД являются:

Формирование и развитие коллектива;

Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;

Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·

Обучение правилам и формам совместной работы.

Реализация коммуникационных потребностей детей.

          В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности: познавательные, художественные, экологические, спортивные, досуговые, социально-политические.

Приведу примеры использования видов КТД из своей практики:

Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, исследовательские умения, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

       Примером такого КТД может служить подготовка к муниципальному научно-исследовательскому конкурсу детских проектов «Первые открытия», в котором наш класс принял участие. Идея возникла, когда в конце 1 полугодия ребята заметили, что в классе расходуется и выбрасывается много использованных обычных и печатных ученических тетрадей. Они предложили взвесить эти тетради, затем решили узнать, сколько бумажного мусора накапливается дома. Возник вопрос, а сколько же деревьев вырубили, для производства такого количества бумаги? Было принято общее решение исследовать эту проблему. Был составлен коллективный план работы:

1.Измерить в течение месяца количество использованной бумаги в каждой семье.

2. Найти в разных источниках достоверную информацию об уничтожении лесов человеком.

3. Предложить альтернативные способы производства бумаги.

4.Донести эту информацию до окружающих с целью сбережения деревьев.

По каждому пункту плана работала определённая группа: одни искали информацию в библиотеке, в энциклопедиях, другие в Интернете, третьи рисовали листовки в защиту леса.

         В итоге весь материал был обобщён, была выполнена проектная исследовательская работа, которая была представлена на школьной конференции исследовательских работ и заняла 1 место. Выступление сопровождалось презентацией. Кроме этого, участница выступила с работой перед первоклассниками, её выступление подтолкнуло их к решению бережно обращаться с учебными тетрадями и всем школьным имуществом, беречь природу.  Работа участвовала в муниципальном конкурсе.

Художественные КТД.

Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

 В 2016 году проводился литературный интернет-конкурс, посвящённый творчеству И.А. Крылова. Я предложила детям принять в нём участие. Мы решили сначала провести этот конкурс в классе, а затем уже лучшие выступления отправить на сайт. Тут же образовались группы: у кого-то оказалась хорошая домашняя детская библиотека, и они решили подобрать басни для всех желающих; вторая группа решила подготовить рассказ о писателе; кто-то предложил изготовить элементы костюмов для чтения басен, чтобы было поинтереснее; а несколько ребят  решили  вместе  инсценировать одну из басен и выступить с нею  на школьном конкурсе.

Подготовка длилась 2 недели. В результате, при участии всего класса, одна из девочек заняла 1 место в общешкольном конкурсе, а группа нашего класса стала победителем коллективной постановки.  

Гражданско-патриотические  КТД (социально-политические)

Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни.

Одно из таких КТД, посвящённых Дню Победы мы провели накануне праздника 9 мая в 1 классе. Мы назвали его «Спасибо деду за Победу!»  Вместе с ребятами решили выяснить, какой вклад в дело победы внесла каждая семья. Привлекли к сбору информации родителей, старшее поколение. В семейных архивах отыскались такие редкие документы, что было решено рассказать о них как можно более широкому кругу людей. Ребята принесли фотографии и документы, с помощью родителей подготовили рассказы. Нам удалось пригласить на классный час бабушку, которая была ребёнком в годы войны. Её воспоминания никого не оставили равнодушным.  Эмоции, которые испытали дети при проведении встречи, и всей работы в целом, на мой взгляд, очень ценны. Портреты своих дедов- участников Великой Отечественной войны ребята несли в составе Бессмертного полка на общегородском митинге. Презентация по материалам семейных документов так и называется «Спасибо деду за Победу!» 

Экологические КТД.  Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы являются, пожалуй, самыми воспитывающими и влиятельными. Понимание того, что жизнь целой планеты зависит от твоих поступков делает ребёнка ответственным, серьёзным и рачительным хозяином Земли.

Примером такого КТД может служить внеурочное занятия в форме КТД с высокой воспитательной направленностью по экологическому воспитанию. Подготовка велась заранее, группы ребят для подготовки выбрали интересные для них задания: творческая группа писала стихи и делала рисунки, театральная- готовила инсценировку и песни, другие подбирали материал для оформления мероприятия. Результатом совместной деятельности стало открытое мероприятие с приглашёнными родителями и другими гостями. Самостоятельно выпущенные листовки в защиту природы, плакат, сделанный вместе с мамами были очень выразительными.

Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Результат: Применение КТД открыло широкие возможности для реализации  личностных  способностей  каждого  ребёнка, позволило установить позитивные межличностные отношения в классном коллективе.

 При этом изменилась позиция   детей – от прилежного исполнения заданий и поручений к активному творчеству. Развились их интеллектуальные возможности и творческие способности. Учащиеся научились самостоятельно действовать для достижения определенного результата, научились брать на себя ответственность. У детей повысился интерес к учебной деятельности, активизировалась познавательная деятельность и возникло стремление к саморазвитию.

В классном коллективе и на уроках созданы благоприятные условия для лучшего взаимопонимания и сотрудничества учителя и учащихся.

Дети вовлечены в творческую деятельность, активно участвуют в предметных конкурсах и международных дистанционных играх, в творческих конкурсах всех уровней.

Только в 3 классе ребята участвовали и занимали призовые места в   13  предметных  дистанционных олимпиадах международного и Всероссийского уровня, в соревнованиях по шашкам разных уровней (школьный, городской, районный, округ, зональный уровень), в спортивных соревнованиях по  самбо, бегу, футболу, в школьных конкурсах рисунков и чтецов, в 6 городских конкурсах, в 16 районных творческих конкурсах, в 3 областных  и 1 международного  уровня,  причём, родители принимали активное участие в семейных творческих конкурсах ( «Счастливого Рождества», «Пасхальный  фестиваль»-дипломы районного, областного, международного  уровня).

Наблюдается положительная динамика участия обучающихся в делах школы, класса, района и т.д. что свидетельствует о заинтересованности, активной жизненной позиции. То есть, каждый ребёнок чувствует себя уверенно, раскрыл в себе способности и с удовольствием представляет их в коллективе.

 

Вывод: Таким образом, современная педагогическая технология использования коллективных творческих дел позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга и приводит к формированию творческих и доброжелательных межличностных отношений в детском коллективе. В КТД каждый ребёнок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

 Коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования межличностных отношений, если соблюдаются основные принципы, такие как совместно-разделённая деятельность, личностная ориентированность, коллективный и творческий характер. КТД имеет огромное влияние на личность каждого обучающегося, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни.

 

Источники информации:

1.  Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 2003 с. — 192 с.

2. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

3. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М., 1992.sibac.info/archive/humanities/7.pdf

4. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. №2

Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml [Цукерман Галина Анатольевна]

4.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных дел. – М., 2007.

http://army.lv/ru/Pedagogika-sotrudnichestva/1620/3737

http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/492-ped-tech15


 

Использование формы КТД в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной и внеклассной деятельности

Использование формы КТД в формировании межличностных отношений младших школьников во внеурочной и внеклассной деятельности

Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта

Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта

Главная «рабочая единица» КТД- группа

Главная «рабочая единица» КТД- группа

Важно помнить о том, что конкретная форма любого

Важно помнить о том, что конкретная форма любого

Приведу примеры использования видов

Приведу примеры использования видов

Нам удалось пригласить на классный час бабушку, которая была ребёнком в годы войны

Нам удалось пригласить на классный час бабушку, которая была ребёнком в годы войны

Вывод: Таким образом, современная педагогическая технология использования коллективных творческих дел позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением…

Вывод: Таким образом, современная педагогическая технология использования коллективных творческих дел позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2022