Использование игровых приемов на занятии по математике в старшей группе.
ФИО педагога, должность - Клименко Наталья Николаевна, воспитатель.
Возрастная группа воспитанников - старшая
Тема развлечения – «Остров сокровищ»
Вид развлечения – совместное участие детей со взрослыми.
Форма организации развлечения – игра-путешествие.
Длительность развлечения – 30 мин.
Цель - Доставить детям радость и удовольствие от игр математического содержания. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
Задачи
Обучающие:
· закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10;
· формировать умение самостоятельно играть в игры-головоломки, выкладывать из комплекта геометрических фигур силуэты корабликов;
· активизировать навыки детей в решении арифметических задач.
Развивающие:
· развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
· совершенствовать скоростно-силовые качества, быстроту, ловкость, выносливость.
Воспитательные:
· воспитывать терпение и усидчивость;
· воспитывать умение действовать сообща, командой.
Материал и оборудование –пиратское послание, комплект карточек с пропущенными цифрами, магнитные цифры, 2 крупных комплекта игры «Танграм», желтые пластиковые стаканчики с написанными на донышках примерами, 8 обручей; 2отрезка голубой ткани, для моря; рыбки с цифрами (2 комплекта); 2 удочки с магнитами, 2 набора цифр, 2 «цветные полоски», электронная доска, проектор, музыкальный центр.
Действующие лица – Бармалей (взрослый).
Оформление помещения – в морском стиле.
Предварительная деятельность с воспитанниками – знакомство с игрой «Танграм», математические игры с числами и цифрами, игры-головоломки «Найди недостающий предмет».
Ход развлечения.
Орг. момент: музыкальная игра «Море волнуется раз…». Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова:
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»
Дети должны после этого замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Ведущий по очереди подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть».
После чего ребенок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные дети во главе с ведущим должны отгадать, назвав то, что они видят. Тот, чья фигура признана лучшей, становится ведущим.
Воспитатель «неожиданно» находит в центре зала бутылку обмотанную водорослями. Открыв находку, обнаруживаем записку.
Текст записки: Я, пират Билли Бонс,
Пишу это послание
12 июля 1647 года
На необитаемом острове,
Где мы зарыли клад Флинта.
Клад достанется тому,
Кто найдет остров.
Наши координаты: 2,3,…,5 6,7,…,9 4,…, 5,6
9, 8,…,6
Воспитатель помогает прочитать записку.
-Дети, а вы хотите отправиться в морское путешествие на поиски пиратского клада? Предлагаю разделиться на две команды, чтобы наши корабли были легче и быстроходнее. На 1,2 рассчитайсь.
Дети делятся на команды: «Бригантина» и «Наутилус». Выбирают капитана.
Воспитатель: «Смотрите, здесь попала морская вода и некоторые цифры размыты. Их невозможно прочитать».
Организовывается игра-эстафета.
В: «Нам нужно определить координаты острова. Команды готовы? Ваша задача расставить пропущенные цифры».
Играющие по очереди добегают до магнитных мольбертов. Вставляют пропущенную цифру.
Примеры рядов: 2,3,…,5 6,7,…,9 4,…, 5,6 9, 8,…,6
Последним бежит капитан команды, чтобы проверить работу товарищей.
В.: «Можно отправляться в путь. На чем мы будем путешествовать по морю?»
Дети: «На корабле».
В: «Нам в этом поможет игра-головоломка «Танграм».
Каждая команда получает конверт и схему построение корабля. Дети составляют изображение.
В.: «Корабли готовы к отплытию. Свистать всех наверх!»
Команды строятся возле своих построек.
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги по очереди сгибаем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (Руки на пояс и легким бегом)
Начался вдруг сильный шторм,
Прогремел на небе гром. (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся,
сейчас упадем)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
Остров! Причаливаем!
Звучит фонограмма их к/ф «Пираты Карибского моря». Неожиданно в зале появляется Бармалей. Дети убегают от Бармалея. Садятся на стульчики.
Бармалей:
«Я кровожадный, я беспощадный
Я, злой разбойник, Бармалей.
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, очень маленьких детей».
(Фонограмма минус «Не ходите, дети, в Африку гулять»)
Бармалей: «Ах, вы вредные детишки! Вот вы где! Сейчас я вас посажу всех в темницу».
Воспитатель: «Не надо нас, Бармалеюшка, в темницу, мы не вредные детишки, мы умные, хорошие и веселые. Правда, ребята?»
Д: «Да!»
Бармалей: «Умные говорите и веселые. Вот сейчас я и проверю, какие вы умные. Я люблю строить башни из песочных куличиков на берегу моря. Сыграйте со мной в игру « Кто построит башню выше».
Для игры понадобятся желтые пластиковые стаканчики с написанными на донышках примерами.
Ведущий показывает стаканчик.
Дети в командах решают примеры и составляют пирамиды. Кто правильно отвечает – забирает стаканчик к себе, и использует для создания башни. Побеждает тот, у кого башня выше.
Команда, победившая в соревновании, получают фишку.
Бармалей: «Ах, так! Ну, а в рыбалке мне нет равных! Вам со мной не справиться.
В море плавают рыбки, на каждой рыбке – цифра. Вам нужно, пробежав по лужам, добраться до моря и поймать рыбку с номером на 1меньше, чем у вас на карточке».
Звучит веселая фонограмма для проведения соревнований.
В команде по 8 человек. На рыбках цифры: 0,1,2,3,5,6,7,8. У детей карточки с цифрами: 1,2,3,4,6,7,8,9. Перепрыгивая из обруча в обруч, игрок останавливается перед цветной лентой, и удочкой вылавливает рыбку с номером на 1 меньше чем у него на карточке.
Бармалей: «Справились вы с моим заданием. Молодцы! И правда здесь детишки умные, веселые и дружные!»
Вдруг пират начинает рыдать.
В: «Что с тобой случилось?»
Бармалей: «Вспомнил про своего единственного друга на острове – кота. Угостил бы его сейчас рыбкою…. Вот уже прошло 5 дней, как он пропал».
В.: «А приметы у твоего кота есть?»
Дети рассматривают на экране ряды изображенных котов, анализируют, сравнивают, обобщают по признакам: форма туловища, головы, количества усов, направление хвоста. Сначала кто-нибудь из детей дает устное описание недостающего кота, затем выбирает её из шести предложенных изображений.
Фишка правильный ответ.
За первый - ответ медалька «Самому внимательному».
Бармалей: «Спасибо вам, ребята! Без кота и жизнь не та! Буду, буду я добрей! Буду я любить детей!»
Бармалей выносит сундук:
-Вот держите свой клад, а мне пора кормить своего котика. Нам и здесь неплохо живется. Советую вам уходить поскорее, пока я не передумал. Прощайте, ребята! В добрый путь!
Уходит, напевая песенку «Кота и пирата» из м/ф «Голубой щенок».
В.: «Занимайте свои места на кораблях».
Дети строятся в шеренги возле своих кораблей.
В: «Давайте откроем сундучок».
Зачитываю письмо: «Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад» .
Воспитатель: «Вот видите, оказывается, есть вещи, которые поважнее всяких сокровищ. Что это?»
Д: «Знания!»
В: «Пока мы плывём домой, давайте вспомним, что мы делали?
Что вам больше всего понравилось?»
Дети высказываются, делятся впечатлениями.
Награждение можно подвести по возвращении детей в группу. Подсчитывается количество набранных фишек. Команда, набравшая наибольшее количество - награждается медалями первой степени, а уступившая команда – второй степени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.