Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
Инклюзивное образование является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования РФ. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Иногда случается, что дети с ОВЗ и дети- инвалиды проживают в труднодоступных местах и по разным причинам не могут посещать школу ( в моём случае- ребёнок с нарушениями ОДА (опорно- двигательного аппарата)
Получение образования для детей- инвалидов (и моей ученицы в частности) является неотъемлемым условием дальнейшей полноценной жизни , для получения профессионального образования и самореализации.
Министерством образования и науки РФ была поставлена задача - в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий помогает решить поставленную задачу. В связи с тем, что дети-инвалиды не всегда могут посещать уроки в школе, на помощь приходит организация дистанционного обучения. И использование ИКТ на уроках.
Информационные и коммуникационные технологии могут использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала,
· при контроле знаний,
· при закреплении,
· при обобщении и систематизации материала.
Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ и детей- инвалидов помогает в следующем:
· индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
· осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
· осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
· формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
· формировать культуру познавательной деятельности и др.
Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных ( тренажеры, электронные приложения (к учебникам, сборникам), поисковые системы, инетернет, образовательные порталы, электронные словари и книги).
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет обеспечить режим занятий для ребёнка с учётом особенностей его здоровья, корректировать по мере необходимости продолжительность занятий, делать небольшие перерывы в течение урока, которые бывают просто необходимы для ребёнка- инвалида с нарушениями ОДА ( опорно- двигательного аппарата). Уроки в подобных случаях можно проводить в разных режимах ( в зависимости от состояния ребёнка) : давать уроки в записи (исключительный вариант, когда ребёнку физически трудно в прямом эфире общаться с учителем из- за плохого самочувствия) или проводить уроки , напрямую общаясь с ребёнком через Skype. Такой способ организации учебного процесса позволяет педагогу организовать свою деятельность так, чтобы не причинить вреда здоровью обучающегося и не нарушить Закон «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о праве каждого ребёнка на образование. Обратная связь с обучающимся происходит через Skype, электронную почту, куда обучающийся присылает отсканированные выполненные работы. Всё это позволяет осуществлять необходимый контроль и , по необходимости, скорректировать работу над сложными темами.
Но этим использование ИКТ не ограничивается, в своей работе я часто использую тесты с самопроверкой, тренажеры, электронные приложения (к учебникам, сборникам), поисковые системы, инетернет, образовательные порталы, электронные словари и книги. Это позволяет отработать полученные в ходе урока навыки, расширить круг знаний по изученным темам. Использование компьютерных средств обучения позволяет получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, из разных источников информации, осуществлять различные формы самоконтроля.
Одним из главных преимуществ использования ИКТ в образовании детей с ОВЗ является организация учебной деятельности с учётом возможностей здоровья обучающегося, обеспечение доступности образования, обеспечение возможности для личностного развития и расширения круга знаний обучающимся, а также выбор обучающимся оптимальных темпов работы, которые не вредят здоровью и обеспечивают возможность успешной сдачи ЕГЭ и поступления в образовательное учреждение для получения дальнейшего образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.