Использование картографической информации при подготовке к ГИА по истории
МКОУ Ордынская СОШ №2
Мальсагова Л.И. 
Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности»
2
Как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории?
3
Подготовка обучающихся ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, но типовые задачи начинаем решать уже с 5-го класса.
4
Задания (9 – 12) позволяют проверить умение работать с картографической информацией, а также устанавливать контекстные связи в рамках эпохи, события которой отражает историческая карта (схема).
5
Перечень умений
узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;
определять последовательность и время, отображенных на карте событий;
правильно читать отраженную на карте действительность;
сопоставлять обозначенные на карте явления;
сравнивать размеры территорий;
находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;
выделять изменения в территории;
применять карту при анализе исторической информации.
6
Типы исторических карт
общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их 
положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. – I тыс. н.э.)», «Российская империя в первой четверти ХVIII в.». Общая историческая карта дает «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична;
обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени: «Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала ХIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не вычерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;
тематические, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического 
процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905–1907 гг.» и т.д.
7
Правила показа на карте
1) границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой;
2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте;
3) реки показываются по течению от истока к устью;
4) направления военных походов и передвижений – по имеющимся на карте стрелкам.
8
Правила использования исторической карты в обучении
ни одного урока истории без карты или других картографических средств; 
использование карты целесообразно и необходимо на всех этапах обучения: в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного, при проверке знаний и умений школьников; 
параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приемам учебной работы с различными типами картографических пособий; 
при переходе от одной карты к другой преемственность между ними обеспечивается либо соотнесением с общей картой, либо характеристикой их временных отношений; 
работа с настенной и настольными картами по возможности ведется параллельно и скоординированно;  
постоянным компонентом домашних заданий по истории является работа школьников с контурной картой. 
9
Задания на локализацию исторических фактов
покажите на карте и назовите остров продолговатой формы, которого мы непременно достигнем, если из дельты Нила отправимся на северо-запад.
10
Творческие образные задания
   Информацию картосхемы «Куликовская битва» разделите на три самостоятельных картографических сюжета: 
Начало битвы; 2. Кульминация боя; 
3. Конец сражения – и прокомментируйте их соответствующими фрагментами «Задонщины»
11
Проблемные задачи на картографическом материале
   
Покажите на карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему именно они стали древнейшими очагами новой культуры? 
12
Тесты с выбором ответа
   Какой город был присоединен к Москве в 1514 г.? 
        а) Рязань; 
        б) Смоленск; 
        в) Новгород; 
(вариант задания – отметьте этот город на карте) 
13
«Исключения лишнего»
  А. Страны, входившие на рубеже ХIХ–ХХ вв. в первый эшелон развития капитализма: 
   Россия, США, Великобритания, Франция, Германия (что лишнее?). 
14
С ограничениями на ответ
   Галицкое княжество было расположено в ... углу всех тогдашних русских земель, у самых ... гор. Столицей его был город … на реке ... . Южная граница княжества доходила до... . На севере Галицкое княжество граничило с ..., на востоке его соседом было ... . 
15
В играх по картографии
   
  Подумайте, египтяне или шумеры назвали Персидский залив морем Восхода, а Средиземное море – морем Заката? 
16
На атрибуцию документов и событий
     Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К.Рокоссовского и укажите, об итогах битвы за какой город рассказывает маршал (атрибуция факта-события).
         
       «В кольце … оказалось двадцать две дивизии... По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги теперь стояли перед нами безоружные, подавленные. В глазах одних – отрешенность и страх, у других уже проблески надежды» (ключевые слова выделены нами). 
17
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: базовый уровень
	В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен уметь: 
       проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта…); 
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
18
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.