Использование картографической информации при подготовке к ГИА по истории

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 26.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Типы исторических карт. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией
Иконка файла материала использование крты при подготовке к ГИА.ppt

Использование картографической информации при подготовке к ГИА по истории

МКОУ Ордынская СОШ №2
Мальсагова Л.И.
учитель истории и обществознания

Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности»

2

Как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории?

3

Подготовка обучающихся ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, но типовые задачи начинаем решать уже с 5-го класса.

4

Задания (9 – 12) позволяют проверить умение работать с картографической информацией, а также устанавливать контекстные связи в рамках эпохи, события которой отражает историческая карта (схема).

5

Перечень умений

узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;
определять последовательность и время, отображенных на карте событий;
правильно читать отраженную на карте действительность;
сопоставлять обозначенные на карте явления;
сравнивать размеры территорий;
находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;
выделять изменения в территории;
применять карту при анализе исторической информации.

6

Типы исторических карт

общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их
положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. – I тыс. н.э.)», «Российская империя в первой четверти ХVIII в.». Общая историческая карта дает «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична;
обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени: «Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала ХIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не вычерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;
тематические, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического
процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905–1907 гг.» и т.д.

7

Правила показа на карте

1) границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой;
2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте;
3) реки показываются по течению от истока к устью;
4) направления военных походов и передвижений – по имеющимся на карте стрелкам.

8

Правила использования исторической карты в обучении

ни одного урока истории без карты или других картографических средств;
использование карты целесообразно и необходимо на всех этапах обучения: в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного, при проверке знаний и умений школьников;
параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приемам учебной работы с различными типами картографических пособий;
при переходе от одной карты к другой преемственность между ними обеспечивается либо соотнесением с общей картой, либо характеристикой их временных отношений;
работа с настенной и настольными картами по возможности ведется параллельно и скоординированно;
постоянным компонентом домашних заданий по истории является работа школьников с контурной картой.

9

Задания на локализацию исторических фактов

покажите на карте и назовите остров продолговатой формы, которого мы непременно достигнем, если из дельты Нила отправимся на северо-запад.

10

Творческие образные задания

Информацию картосхемы «Куликовская битва» разделите на три самостоятельных картографических сюжета:
Начало битвы; 2. Кульминация боя;
3. Конец сражения – и прокомментируйте их соответствующими фрагментами «Задонщины»

11

Проблемные задачи на картографическом материале


Покажите на карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему именно они стали древнейшими очагами новой культуры?

12

Тесты с выбором ответа

Какой город был присоединен к Москве в 1514 г.?
а) Рязань;
б) Смоленск;
в) Новгород;
(вариант задания – отметьте этот город на карте)

13

«Исключения лишнего»

А. Страны, входившие на рубеже ХIХ–ХХ вв. в первый эшелон развития капитализма:
Россия, США, Великобритания, Франция, Германия (что лишнее?).

14

С ограничениями на ответ

Галицкое княжество было расположено в ... углу всех тогдашних русских земель, у самых ... гор. Столицей его был город … на реке ... . Южная граница княжества доходила до... . На севере Галицкое княжество граничило с ..., на востоке его соседом было ... .

15

В играх по картографии


Подумайте, египтяне или шумеры назвали Персидский залив морем Восхода, а Средиземное море – морем Заката?

16

На атрибуцию документов и событий

Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К.Рокоссовского и укажите, об итогах битвы за какой город рассказывает маршал (атрибуция факта-события).

«В кольце … оказалось двадцать две дивизии... По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги теперь стояли перед нами безоружные, подавленные. В глазах одних – отрешенность и страх, у других уже проблески надежды» (ключевые слова выделены нами).

17

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: базовый уровень

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта…);
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.

18

Спасибо за внимание!

19