Использование медиатекстов на уроках литературы

  • Видеоуроки
  • pptx
  • 07.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Использование медиатекстов на уроках закрепления знаний, выработки умений и навыков по предмету « Литература» в 8 классе». Автор: Дмитриева Оксана Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Новоазовск – 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение……………………………………………… 3- 4 2. Описание работы……………………………………..5 - 20 3. Вывод…………………………………………………….21 4. Список использованных источников…………………..22 5. Приложение (электронная презентация)   Введение На современном этапе модернизируется образовательный процесс не только в высших учебных заведениях, но и в муниципальных общеобразовательных организациях. Как показала практика обучения перспективным является именно интерактивное взаимодействие с учащимся по средствам информационных коммуникационных сетей. Учитель выступает как организатор и консультант, обучающийся – исследователь и творческая личность. Он должен уметь самостоятельно работать над решением поставленной задачи и использовать информационные технологии для получения необходимой информации. Одним из основных принципов изучения литературы как учебного предмета является принцип коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла. Она позволяет учитывать реальные потребности обучающихся, их интересы, обусловленные контекстом деятельности.[4] Актуальность предложенной темы «Использование медиатекстов на уроках закрепления знаний, выработки умений и навыков по предмету «Литература» в 8 классе» заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется технологическим платформам дистанционного обучения. Учитель и обучающиеся входят в новую эру обучения - медиаобразование. Это новое направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации. В последнее время на уроках гуманитарного цикла широко используется медиатекст как новый прием обучения, который объединяет материалы всего современного медиапространства.[1] В данной работе рассматривается применение медиаткстов на примере уроков закрепления знаний, выработки коммуникационных умений и навыков на уроках литературы в 8 классе. Цель работы — доказать, что использование медиатекстов на уроках являются неотъемлемой частью медиаобразования, они помогают развивать критическое мышление, интерес к чтению, понимать художественные произведения различного уровня сложности, являются формой организации виртуальной коммуникации и воспитывают интерес к литературе и русскому слову. Целевая аудитория - обучающиеся 8 класса. Приложение: электронная презентация   Основная часть Дидактическое пособие для уроков литературы в 8 классе Данная работа может стать основой при подготовке к урокам закрепления знаний, выработки умений и навыков литературы в 8 классе. Презентация соответствует темам, целям, задачам Примерной программы по учебному предмету «Литература», включает в себя задания поискового и творческого характера. Работа позволяет учитывать объём ознакомления с биографией и творчеством писателя, обеспечивает личностно-ориентированный подход. Творческие и поисковые задания способствует лучшему закреплению и усвоению знаний по теме, повышают мотивацию обучающихся к предмету, способствуют планировать проекты в старших классах. Тема «Использование медиатекстов на уроках закрепления знаний, выработки умений и навыков по предмету «Литература» в 8 классе (Примерная программа по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.) Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации.[3] Медиатекст — это медиапродукт или продукт коммуникации, который может быть включен в разные медийные структуры и обстоятельства.[3] Реализация медиатекста позволит: - развить критическое мышление; -развить интерес к чтению, сформировать духовную и интеллектуальную потребность; - обеспечить глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности; - развить функциональную грамотность; - планировать долгосрочные проекты; - воспитывать эстетическое отношение и любовь к литературе Тема №1 УНТ. Мир русской народной песни (лирические, исторические песни) «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...» Песня – душа народа. Загубишь песню – убьешь душу А. Островский Задание 1.Прослушать песни и написать мини – сочинение «Значение народной песни для современного поколения» https://ok.ru/video/486314873222 https://youtu.be/w9eS5Sm_n-U https://youtu.be/m5Qrpw1uzLg https://youtu.be/LA_UnuVeeYE https://youtu.be/_Ig8GvwKSXk Тема №2 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Предание — жанр фольклорной не сказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке.[6] Задание 1.Просмотреть видео по ссылке https://youtu.be/htQ8bqY2hGI https://youtu.be/WEPWVZKMGzI https://youtu.be/9Dn4NCJbsQ0 2.Создать фоторобот Пугачева и Ермака, опираясь на Интернет – ресурсы. 3.Сочинить исповедь Пугачева (письменно или устно) Тема № 3 Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Задание 1.Просмотреть видео по ссылке https://youtu.be/PnwZtu1gbQQ 2.Прочитать статью « Современные российские дискуссии о князе Александре Невском» https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-rossiyskie-diskussii-o-knyaze-aleksandre-nevskom/viewer 3.Написать отзыв (учитывать свое мнение) о подвиге Александра Невского. 4.Составить список документальных фильмов о жизни Александра Невского ( указать сайты) Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века Задание 1.Просмотреть видео по ссылке https://youtu.be/wUdS4NZjpZ0 2.Что вы видите на иллюстрациях? Какая главная идея скрывается? Что их объединяет? 3.Что обозначает «Шемякин суд»? (Найти в Энциклопедическом словаре крылатых выражений). Тема №4 Д. И. Фонвизин. Слово о писателе Он — один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель.[6] Г.П. Макогоненко Задание 1.Совершить виртуальное путешествие по ссылке https://youtu.be/BV-dw_RWFJs 2.Подготовить вопросы для интервью с писателем в местную газету с предварительными ответами. 3.Найти иллюстрации к произведениям писателя (не менее 8 ) и объяснить как оформление художественного произведения помогает понять замысел автора. 4.Ознакомиться со статьей Макогоненко Г.П.: Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина. http://fonvizin.lit-info.ru/fonvizin/articles/makogonenko-zhizn-i-tvorchestvo.htm 5.Составить хронологическую таблицу, опираясь на статью Г. П. Макогоненко Д. И. Фонвизин. Пьеса « Недоросль» Задание 1.Просмотреть фильм - спектакль "Недоросль" 1987 г. (Д. Фонвизин) https://youtu.be/mM329XR-fWU 2.Обсуждение фильма. Как бы я снял(а) фильм "Недоросль" в современной интерпретации. 3.Тест на знание текста пьесы «Недоросль» https://empiremam.com/psikhologic-testy/test-na-znanie-teksta-nedoroslya-fonvizina.html Тема №5 И.А. Крылов. Поэт и мудрец. Басня «Обоз» «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык..».[6] П. А. Вяземский Задание 1.Совершить виртуальную экскурсию по творчеству И. А. Крылова https://youtu.be/4wouCvvPdiA 2.Создать коллаж к басне «Обоз». Тема № 6 А.С. Пушкин. Великий гений поэтического слова Для меня Пушкин ― великое произведение природы вроде грозы, бури, метели, летучей гряды облаков, лунной ночи. В. П. Катаев Задание 1. Совершить виртуальную экскурсию по биографическим страницам поэта в Пушкинский музей https://youtu.be/zxG4Y4S1B64 в Государственный музей А. С. Пушкина 'Здесь чудеса' https://youtu.be/2P5R9iUSMZI 2.Подготовить рассказ о жизни и творчестве поэта в форме буклета или презентации. Стихотворения: «Туча» «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года», К*** («Я помню чудное мгновенье...») 1.Подобрать видеоряд, музыку к стихотворениям. 2.Создать собственную аудиозапись стихотворения ( по выбору) А. С. Пушкин «История Пугачева» (отрывки.) Задание 1.Прослушать историю создания произведения https://youtu.be/elZF5_foNds 2.Рассмотреть взгляд современных литераторов на произведения: «История Пугачева», «Капитанская дочка» в статьях: Дилогия А. С. Пушкина «История пугачевского бунта" и «Капитанская дочка" (образ Емельяна Пугачева) https://cyberleninka.ru/article/n/dilogiya-a-s-pushkina-istoriya-pugachevskogo-bunta-i-kapitanskaya-dochka-obraz-emelyana-pugacheva Ю.Г. Оксман «Пушкин в работе над "Историей Пугачева"» https://rvb.ru/pushkin/03articles/07pugachev.htm Как Пушкин писал историю Пугачёвского бунта https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-pushkin-pisal-istoriiu-pughachiovskogho-bunta 3.Написать мини - сочинение « Подвиги Пугачева моими глазами» А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» Задание 1.Просмотреть фильм https://youtu.be/aK7LP2ipWQY 2.Разработать особенности построения фильма по сюжету. 3.Пройти тест: А. С. Пушкин "Капитанская дочка". https://testedu.ru/test/literatura/8-klass/pushkin-kapitanskaya-dochka-test-3.html А. С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама». Викторина по повести «Пиковая дама». Тест онлайн - игра https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-povesti-pikovaja-dama Тема №7 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Поэма «Мцыри» Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры. Д.Л. Андреев Задание 1.Составить список сайтов, посвященных поэту (не менее 6) 2.Создать литературный портрет поэта, используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу ( фотоматериалы предоставить на защите). Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Поэма «Мцыри». 1.Просмотреть буктрейлер к поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри" https://vk.com/video-187368356_456239052 2.Подобрать пейзаж к каждой главе поэмы в соответствии с настроением главного героя. Тема №8 Н. В. Гоголь. Великий русский писатель Давно уже не было в мире писателя, который был важен для своего народа, как Гоголь для России.[6] И.Г. Чернышевский Задание 1. Совершить виртуальное путешествие в Дом - музей писателя. https://youtu.be/MHr-WTvnad4 2. Ознакомиться со статьей «Н. В. Гоголь и современная культура. Гоголевские чтения» http://www.domgogolya.ru/readings/165/ 3.Составить список географических мест, в которых находятся памятники Н.В. Гоголю. Назвать учебные заведения, которые носят имя великого писателя. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» Задание 1. Просмотреть пьесу по ссылке https://youtu.be/UZpfgJlUkaE 2.Составить таблицу или схему «Взаимоотношение героев комедии» (нарисовать в графическом редакторе). Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» 1. Просмотреть фильм «Шинель» https://youtu.be/ie7-LJdG2lE 2. Создать коллаж к повести «Шинель». 3. Подобрать иллюстрации к повести. Описать одну из них. Тема №9 Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала» «Толстой для нас больше, чем великий писатель. Он - как бы живой, облеченный в плоть и кровь, символ достоинства печатного слова». Н. К. Михайловский Задание 1.Просмотреть фильм о жизни и творчестве писателя https://ok.ru/video/255980472865 2.Найти 10 интересных фактов из жизни и творчества писателя, поделиться с одноклассниками Рассказ «После бала» 1. Выполнить онлайн-тест: Л.Н. Толстой "После бала https://testedu.ru/test/literatura/8-klass/tolstoj-posle-bala.html Тема №10 Н.С. Лесков. «Самый русский из наших писателей» Л. Толстой Задание 1.Написать отзыв о виртуальном путешествии по жизненному и творческому пути писателя https://youtu.be/FTylkN5bc8A 2.Посетить виртуальную книжную выставку "Художественный мир Лескова» https://youtu.be/x8bj9a7EUzY Рассказ «Старый гений» 1. Прослушать аудиозапись в исполнении советского народного артиста С. Ландграфа https://youtu.be/jLoGwPFIwhk 2.Составить 15 вопросов к рассказу «Старый гений». Тема №11 Картины родной природы в творчестве поэтов XIX века. А. С. Пушкин «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш» «Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы» Д.И. Писарев Задание 1.Создать рекламную афишу или буклет по теме «Картины родной природы в творчестве поэтов XIX века» 2.К каждому стихотворению подобрать иллюстрацию с природой и объяснить свой выбор. Тема №12 А.П. Чехов. Великий драматург. Рассказ «О любви» «Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость» А. М. Горький Задание 1.Просмотреть презентацию «По страницам биографии писателя». https://youtu.be/UQ8KNOD1dY4 2.Создать галерею портретов писателя в разные периоды жизни, памятных мест в городе Таганроге. Рассказ «О любви» 1.Составить кластер «Характеристика героев» по рассказу «О любви» (возможно в графическом редакторе) Тема №13 И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ» «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души». М. Горький Задание 1.Ознакомиться с биографией писателя в Википедии и составить хронологическую таблицу. Рассказ «Кавказ» 1.Подобрать стихи современных поэтов о величии Кавказа (не менее 2). 2.Составить сравнительную характеристику – анализ поэтического произведения о Кавказе современного автора и произведения И.А. Бунина «Кавказ». Тема №14 А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени» "Творчество Александра Ивановича Куприна — одна из ярких страниц в истории русской литературы» А. Белов Задание 1.Совершить виртуальное путешествие в Дом - музей писателя https://youtu.be/Fg-dusITgwU 2.Подготовить вопросы для интервью с писателем. Рассказ «Куст сирени» Викторина по рассказу Куприна «Куст сирени» https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-rasskazu-kuprina-kust-sireni Тема №15 А.А. Блок. Великий русский поэт «Блоку верьте, это настоящий – волею божией – поэт и человек»[6] М. Горький Задание 1.Совершить путешествие по блоковским местам https://youtu.be/Y5bx0f-Zyqc 2.Составить список литературных статей о биографии и творчестве поэта (не менее 5). Указать сайты. Стихотворение «Россия» 1.Прослушать аудиозапись https://youtu.be/7_PAORGrQoo 2.Создать собственную аудиозапись стихотворения. Тема №16 С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэма « Пугачев» «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью Родине». С. Есенин Задание 1.Записать высказывания зарубежных писателей о великом поэте 2.Составить домашнее задание для одноклассника по биографии поэта. Поэма «Пугачев» 1. Прослушать радиоспектакль «Пугачев» https://my.mail.ru/mail/lutaks/video/13154/13369.html 2.Составить сравнительную характеристику образа и характера Пугачева в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Тема №17.А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» «Всем болям и радостям мира было открыто его сердце так же, как его поэзия. Мне кажется, что это есть идеал современного поэта» Расул Гамзатов Задание 1.Создать репортаж с фронта о военном корреспонденте и писателе А. Т. Твардовском (военный период) Поэма «Василий Теркин» 1.Ознакомиться со статьей « Современники о поэме Твардовского» http://russkay-literatura.ru/tvardovskij-at/866-sovremenniki-o-poeme-a-tvardovskogo.html 2. Найти 11 ключевых слов в статье и объяснить что их объединяет. 3.Записать в форме тезисов историю создания поэмы. Тема №17 Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны: М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов «Соловьи»; Л. Ошанин «Дороги» и другие Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В. И. Лебедев–Кумач Задание 1.Прослушать песни по ссылке https://youtu.be/cqds1qp-im4 https://youtu.be/n5k-3PhdAkw https://youtu.be/pMy2hXzwkAs https://youtu.be/bMnHUJrXxxQ 2.Написать благодарное письмо к поэтам – фронтовикам, цитируя строки с песен М. Исаковского, Б. Окуджава. 3.Создать образ героя – победителя, опираясь на героические песни в годы Великой Отечественной войны. Тема №18 В.П. Астафьев. Рассказ ««Фотография, на которой меня нет». Охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он [В. П. Астафьев] от природы наделен наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру. [6] Н. Яновский Задание 1.Просмотреть интервью с писателем « По следам биографии» https://youtu.be/FxvVv4y0S_Q 2.Подготовить 10 вопросов к писателю по виртуальному путешествию «По следам биографии». «Фотография, на которой меня нет» 1. Найти иллюстрации к произведению «Фотография, на которой меня нет» и поделиться с одноклассниками. 2.Ознакомиться с аннотацией к произведению «Фотография, на которой меня нет» и написать отзыв на прочитанное произведение. https://royallib.com/book/astafev_viktor/fotografiya_na_kotoroy_menya_net.html Тема №19 Поэты русского зарубежья о Родине. Н. Оцуп «Мне трудно без России...» З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть». И. Бунин «У птицы есть гнездо...». «Родина. Мы ей обязаны нашими силами, и вдохновением, и радостями А. Блок Задание 1.Подготовить информацию о поэтах-эмигрантах, используя дополнительный материал и ресурсы Интернета. Тема №20 Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе И. Анненский «Снег». Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...». Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча». Задание 1.Прослушать видеоурок https://youtu.be/I8y34SgrapE 2. Подготовить сопоставительный лирический анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. (возможно в графическом редакторе) Тема №21 С. В. Лукьяненко. Слово о писателе - фантасте Добро не навязывают. Надо чтоб люди изменились сами и захотели изменить свою жизнь.[6] С. В. Лукьяненко Задание 1.Сделать обзор биографии и творчества писателя в форме плана по предложенным источникам: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1011868 https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=11 https://encyclopaedia.bid/википедия/С._В._Лукьяненко 2. Сергей Лукьяненко Сегодня. Назвать известные кинематографические фильмы писателя. Рассказ «Чужая боль» 1.Со словаря С. Ожегова выписать значение « Фантастика». 2.Провести ряд ассоциаций к словам: игра, сострадание, чужая боль, убийство (подтвердить иллюстрациями) Тема №22 Зарубежные писатели. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое. Б. Пастернак Задание 1.Совершить виртуальное путешествие в дом Уильяма Шекспира https://youtu.be/ZJD0nJLIVWw Трагедия «Ромео и Джульетта» 1.Сделать исторический и культурологический комментарий к незнакомым словам. 2.Создать в контакте сообщество « Герои Шекспира» , пригласить друзей и составить диалог со слов: « Давай поговорим о герое…» Вальтер Скотт. Слово о писателе. Роман «Айвенго» Вальтер Скотт – великий талант, не имеющий себе равных, и, право же, неудивительно, что он производит такое впечатление на читающий мир Иоганн Гете Задание 1.Ознакомиться с биографией и творчеством писателя в Википедии. 2.Составить хронологическую таблицу по биографии писателя. «Айвенго» 1.Просмотреть фильм https://ok.ru/video/277422738018 2.Создать кластер или кроссворд по роману «Айвенго». Жан Батист Мольер. Великий драматург. Пьеса «Мещанин во дворянстве» «Вот он – король французской драматургии!» М.А. Булгаков Задание 1.Найти и записать высказывания знаменитых людей о творчестве Ж.Б. Мольера (не менее 5) Пьеса «Мещанин во дворянстве» 1.Просмотреть спектакль https://my.mail.ru/mail/starikova_50/video/ 2.Создать рекламную афишу пьесы «Мещанин во дворянстве» в современной интерпретации. Вывод 1.Применение продукта медиабразования составляет основу современной образовательной культуры. 2. Медиатексты как форма организации виртуальной коммуникации на уроках литературы соответствуют целям и задачам литературного образования. 3.Использование медиатекстов на уроках литературы помогают развивать критическое мышление, интерес к чтению, понимать художественные произведения различного уровня сложности и воспитывают интерес к литературе и русскому слову. 4.Они могут основываться на таких признаках, как обратная связь (учитель – ученик), создание и распространение информации.   Литература 1.Использование медиатекстов и медиатехнологий на уроках adu.by›…glavnaya…mediatekstov…urokakh-literatury 2.Медиатексты на уроках литературы rosuchebnik.ru›material/mediateksty-na…literatury/ 3. Национальная педагогическая энциклопедия didacts.ru›Термины›mediaobrazovanie.html 4. Примерная программа по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.; 5.Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Книга для учителя. Курган, 1999. 6.Интернет – ресурсы (указаны в презентации)
Иконка файла материала Использование медиатекстов на уроках литературы.pptx

Использование медиатекстов на уроках закрепления знаний, выработке умений и навыков
по предмету « Литература»
в 8 классе
(Примерная программа по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.)

Разработала учитель русского языка
и литературы Дмитриева О.В.
ГБОУ «Новоазовская школа № 2»
администрации Новоазовского района

Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации.[ 3]


Медиатекст — это медиапродукт или продукт коммуникации, который может быть включен в разные медийные структуры и обстоятельства.[3]

Реализация медиатекста позволит:
развить критическое мышление;
развить интерес к чтению, сформировать духовную и интеллектуальную потребность;
- обеспечить глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
- развить функциональную грамотность;
- планировать долгосрочные проекты;
воспитывать эстетическое отношение и любовь
к литературе и русскому слову

Реализация медиатекстов на уроках литературы по программе 8 класса

Тема №1 УНТ. Мир русской народной песни (лирические,
исторические песни) «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька
темная...», «Вдоль по улице метелица метет...»
ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА. ЗАГУБИШЬ ПЕСНЮ – УБЬЕШЬ ДУШУ.
АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ

Задание
1.Прослушать песни и написать мини – сочинение «Значение народной песни для современного поколения»
https://ok.ru/video/486314873222 https://youtu.be/w9eS5Sm_n-U
https://youtu.be/m5Qrpw1uzLg https://youtu.be/LA_UnuVeeYE
https://youtu.be/_Ig8GvwKSXk

Тема №2 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке.
Задание
1.Просмотреть видео по ссылке
https://youtu.be/htQ8bqY2hGI
https://youtu.be/WEPWVZKMGzI
 https://youtu.be/9Dn4NCJbsQ0
2.Создать фоторобот Пугачева и Ермака, опираясь на Интернет – ресурсы.
3.Сочинить исповедь Пугачева (письменно или устно)

Тема № 3 Из древнерусской литературы.
Из «Жития Александра Невского».
Задание
1.Просмотреть видео по ссылке
https://youtu.be/PnwZtu1gbQQ
2.Прочитать статью « Современные российские дискуссии о князе Александре Невском»
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-rossiyskie-diskussii-o-knyaze-aleksandre-nevskom/viewer
3.Написать отзыв (учитывать свое мнение) о подвиге Александра Невского.
4.Составить список документальных фильмов о жизни Александра Невского ( указать сайты)

«Шемякин суд» как сатирическое
произведение XVII века
Задание
1.Просмотреть видео по ссылке
https://youtu.be/wUdS4NZjpZ0
2.Что вы видите на иллюстрациях? Какая главная идея скрывается? Что их объединяет ?






3.Что обозначает «Шемякин суд»?
(Найти в Энциклопедическом словаре крылатых выражений).

Тема №4 Д. И. Фонвизин. Слово о писателе
Он — один из основоположников русской прозы, замечательный
политический писатель, воистину великий русский просветитель.
Г.П. Макогоненко
Задание
1.Совершить виртуальное путешествие по ссылке
https://youtu.be/BV-dw_RWFJs
2.Подготовить вопросы для интервью с писателем в местную газету с предварительными ответами.
3.Найти иллюстрации к произведениям писателя (не менее 8 ) и объяснить как оформление художественного произведения помогает понять замысел автора.
3.Ознакомиться со статьей Макогоненко Г.П.: Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина.
http://fonvizin.lit-info.ru/fonvizin/articles/makogonenko-zhizn-i-tvorchestvo.htm
4.Составить хронологическую таблицу, опираясь на статью
Г. П. Макогоненко

Д. И. Фонвизин. Пьеса « Недоросль»
Задание

Просмотреть фильм - спектакль "Недоросль" 1987 г.
(Д. Фонвизин)
https://youtu.be/mM329XR-fWU
2.Обсуждение фильма. Как бы я снял(а) фильм "Недоросль" в современной интерпретации.
3.Тест на знание текста пьесы «Недоросль» 
https://empiremam.com/psikhologic-testy/test-na-znanie-teksta-nedoroslya-fonvizina.html








Тема №5 И.А. Крылов. Поэт и мудрец. Басня «Обоз»
«Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык..».
П. А. Вяземский
Задание
1.Совершить виртуальную экскурсию по творчеству И.А.Крылова
https://youtu.be/4wouCvvPdiA
2.Создать коллаж к басне «Обоз».




Тема № 6 А.С. Пушкин. Великий гений поэтического слова
Для меня Пушкин ― великое произведение природы вроде грозы, бури, метели, летучей гряды облаков, лунной ночи.
В. П. Катаев
Задание
1. Совершить виртуальную экскурсию по биографическим страницам поэта в Пушкинский музей
https://youtu.be/zxG4Y4S1B64
в Государственный музей А. С. Пушкина 'Здесь чудеса' 
https://youtu.be/2P5R9iUSMZI
2.Подготовить рассказ о жизни и творчестве поэта в форме буклета или презентации.
Стихотворения: «Туча» «Во глубине сибирских руд…»,
«19 октября 1825 года», К*** («Я помню чудное мгновенье...»)
1.Подобрать видеоряд, музыку к стихотворениям.
2.Создать собственную аудиозапись стихотворения ( по выбору)





А. С. Пушкин «История Пугачева» (отрывки.)
Задание
Прослушать историю создания произведения https://youtu.be/elZF5_foNds
Рассмотреть взгляд современных литераторов на произведения: «История Пугачева», «Капитанская дочка» в статьях:
Дилогия А. С. Пушкина «История пугачевского бунта" и «Капитанская дочка" (образ Емельяна Пугачева)
https://cyberleninka.ru/article/n/dilogiya-a-s-pushkina-istoriya-pugachevskogo-bunta-i-kapitanskaya-dochka-obraz-emelyana-pugacheva
Ю.Г. Оксман «Пушкин в работе над "Историей Пугачева"»
https://rvb.ru/pushkin/03articles/07pugachev.htm
Как Пушкин писал историю Пугачёвского бунта
https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-pushkin-pisal-istoriiu-pughachiovskogho-bunta
3.Написать мини - сочинение « Подвиги Пугачева моими глазами»

А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
Задание
1.Просмотреть фильм https://youtu.be/aK7LP2ipWQY
2.Разработать особенности построения фильма по сюжету. 3.Пройти тест: А. С. Пушкин "Капитанская дочка".
https://testedu.ru/test/literatura/8-klass/pushkin-kapitanskaya-dochka-test-3.html
А. С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама».
Викторина по повести «Пиковая дама». Тест онлайн - игра
https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-povesti-pikovaja-dama










Тема №7 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Поэма «Мцыри»
Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры.
Д.Л. Андреев
Задание 
1.Составить список сайтов, посвященных поэту ( не менее 6)
2.Создать литературный портрет поэта, используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу( фотоматериалы предоставить на защите).
Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Поэма «Мцыри».
Просмотреть буктрейлер к поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
https://vk.com/video-187368356_456239052
2.Подобрать пейзаж к каждой главе поэмы в соответствии с настроением главного героя.








Тема №8 Н. В. Гоголь. Великий русский писатель
 Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России.
И. Г. Чернышевский
Задание
1. Совершить виртуальное путешествие в Дом - музей писателя.
https://youtu.be/MHr-WTvnad4
 2.. Ознакомиться со статьей «Н. В. Гоголь и современная культура. Гоголевские чтения»
http://www.domgogolya.ru/readings/165/
3.Составить список географических мест, в которых находятся памятники Н.В. Гоголю. Назвать учебные заведения, которые носят имя великого писателя.











 

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
Задание
1.Просмотреть пьесу по ссылке
https://youtu.be/UZpfgJlUkaE
2.Составить таблицу или схему «Взаимоотношение героев комедии».((нарисовать в графическом редакторе).
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»
1.Просмотреть фильм «Шинель»
https://youtu.be/ie7-LJdG2lE
2.Создать коллаж к повести «Шинель».
3.Подобрать иллюстрации к повести. Описать одну из них .













Тема №9 Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала»
«Толстой для нас больше, чем великий писатель. Он - как бы живой, облеченный в плоть и кровь, символ достоинства печатного слова».
Н. К. Михайловский
Задание
1.Просмотреть фильм о жизни и творчестве писателя
https://ok.ru/video/255980472865
 2.Составить сообщение о писателе для младших братьев и сестер.
3.Найти 10 интересных фактов из жизни и творчества писателя, поделиться с одноклассниками
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».
1. Выполнить онлайн-тест: Л.Н.Толстой "После бала
 https://testedu.ru/test/literatura/8-klass/tolstoj-posle-bala.html










Тема №10 Н.С. Лесков.
«Самый русский из наших писателей»
Л. Толстой
Задание
1.Написать отзыв о виртуальном путешествии по жизненному и творческому пути писателя
https://youtu.be/FTylkN5bc8A
2.Посетить виртуальную книжную выставку "Художественный мир Лескова»
https://youtu.be/x8bj9a7EUzY
 Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений»
1 Прослушать аудиозапись в исполнении советского народного артиста С. Ландграфа https://youtu.be/jLoGwPFIwhk
2.Составить 15 вопросов к рассказу «Старый гений».








Тема №11 Картины родной природы в творчестве поэтов XIX века. А. С. Пушкин «Цветы последние милей...»,
М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш»
«Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы»
Писарев Дмитрий Иванович
Задание
1.Создать рекламную афишу или буклет по теме «Картины родной природы в творчестве поэтов XIX века»
2.К каждому стихотворению подобрать иллюстрацию природы и объяснить свой выбор.












Тема №12 А.П. Чехов. Великий драматург. Рассказ «О любви»
«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл». А. М. Горький
Задание
1.Просмотреть презентацию «По страницам биографии писателя».
https://youtu.be/UQ8KNOD1dY4
2.Создать галерею портретов писателя в разные периоды жизни, памятных мест в городе Таганроге.
А.П. Чехов. Рассказ «О любви».
1.Составить кластер «Характеристика героев» по рассказу «О любви»(возможно в графическом редакторе)













Тема №13 И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ»
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».
М. Горький
Задание
1.Ознакомиться с биографией писателя в Википедии и составить хронологическую таблицу.
И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ».
1.Подобрать стихи современных поэтов о величии Кавказа
( не менее 2).
2.Составить сравнительную характеристику – анализ поэтического произведения о Кавказе современного автора и произведения И.А. Бунина «Кавказ».








Тема №14 А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени» "Творчество Александра Ивановича Куприна — одна из ярких страниц в истории русской литературы.»
А. Белов
Задание
1. Совершить виртуальное путешествие в Дом - музей писателя
https://youtu.be/Fg-dusITgwU
2.Подготовить вопросы для интервью с писателем.
А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени».
Викторина по рассказу Куприна «Куст сирени»
 https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-rasskazu-kuprina-kust-sireni













Тема №15 А.А. Блок. Великий русский поэт
«Блоку верьте, это настоящий – волею божией – поэт и человек бесстрашной искренности»                     М. Горький
Задание
1.Совершить путешествие по блоковским местам
https://youtu.be/Y5bx0f-Zyqc
2.Составить список литературных статей о биографии и творчестве поэта (не менее 5). Указать сайты.
А.А. Блок. Стихотворение «Россия».
1.Прослушать аудиозапись
https://youtu.be/7_PAORGrQoo
2.Создать собственную аудиозапись стихотворения.






Тема №16 С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэма « Пугачев»
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине».
С.Есенин.
Задание
 1.Найти и записать эпиграфы известных людей о творчестве великого поэта ( не менее 3).
2.Составить домашнее задание для одноклассника по биографии поэта.
С.А. Есенин. Поэма «Пугачев»
Прослушать радиоспектакль «Пугачев» https://my.mail.ru/mail/lutaks/video/13154/13369.html
2.Составить сравнительную характеристику образа и характера Пугачева в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.







Тема №17.А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»
«Всем болям и радостям мира было открыто его сердце так же, как его поэзия. Мне кажется, что это есть идеал современного поэта»
Расул Гамзатов
Задание
1.Создать репортаж с фронта о военном корреспонденте и писателе А. Т. Твардовском (военный период)
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»
1.Ознакомиться со статьей « Современники о поэме Твардовского»
http://russkay-literatura.ru/tvardovskij-at/866-sovremenniki-o-poeme-a-tvardovskogo.html
2. Найти 11 ключевых слов в статье и письменно объяснить. что их объединяет.
3.Записать в форме тезисов историю создания поэмы.















Тема №17 Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны: М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов «Соловьи»; Л. Ошанин «Дороги» и др
Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В.И.Лебедев–Кумач
Задание
Прослушать песни по ссылке
https://youtu.be/cqds1qp-im4 https://youtu.be/n5k-3PhdAkw
https://youtu.be/pMy2hXzwkAs https://youtu.be/bMnHUJrXxxQ
2.Написать благодарное письмо к поэтам – фронтовикам, цитируя строки с песен М. Исаковского, Б. Окуджава..
3.Создать образ героя – победителя, опираясь на героические песни в годы Великой Отечественной войны.

Тема №18 В.П. Астафьев. Рассказ ««Фотография, на которой меня нет».
… охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он [В.П.Астафьев] от природы наделен наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру. 
Н. Яновский
Задание
1.Просмотреть интервью с писателем « По следам биографии»
https://youtu.be/FxvVv4y0S_Q
2.Подготовить 10 вопросов к писателю по виртуальному путешествию «По следам биографии».
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
1. Найти иллюстрации к произведению «Фотография, на которой меня нет» и поделиться с одноклассниками.
2.Ознакомиться с аннотацией к произведению «Фотография, на которой меня нет» и написать отзыв на прочитанное произведение.
  https://royallib.com/book/astafev_viktor/fotografiya_na_kotoroy_menya_net.html

Тема №19 Поэты русского зарубежья о Родине. Н. Оцуп «Мне трудно без России...» .З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть».
И. Бунин «У птицы есть гнездо...».
«Родина. . Мы ей обязаны нашими силами, и вдохновением, и радостями
А. Блок
Задание
1. Подготовить краткие справки о поэтах-эмигрантах, используя дополнительный материал и ресурсы Интернета.
Тема №20 Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе И. Анненский «Снег». Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...». Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча».
1.Прослушать видеоурок https://youtu.be/I8y34SgrapE
2. Подготовить сопоставительный лирический анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. (возможно в графическом редакторе)

Тема №20 С. В. Лукьяненко. Слово о писателе - фантасте
Добро не навязывают. Надо чтоб люди изменились сами и захотели изменить свою жизнь.
С. В. Лукьяненко.
Задание

1.Сделать обзор биографии и творчества писателя в форме плана по предложенным источникам:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1011868
https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=11
https://encyclopaedia.bid/википедия/С._В._Лукьяненко
2. Сергей Лукьяненко Сегодня. Назвать известные кинематографические фильмы писателя.
С. В. Лукьяненко. Рассказ «Чужая боль».
1.Со словаря С. Ожегова выписать значение « Фантастика».
2.Провести ряд ассоциаций к словам: игра, чужая боль, убийство (можно подтвердить иллюстрациями)




Тема №21. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульета» 
Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое.
Б. Пастернак
Задание
1. Совершить виртуальное путешествие в дом Уильяма Шекспира
https://youtu.be/ZJD0nJLIVWw
Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульета» 
1.Сделать исторический и культурологический комментарий к незнакомым словам.
2.Оформить страничку в «контакте» одному из героев «Ромео и Джульета»    (Родители; Образование; Увлечения; Друзья )











Вальтер Скотт. Слово о писателе. Роман «Айвенго»
Вальтер Скотт – великий талант, не имеющий себе равных, и, право же, неудивительно, что он производит такое впечатление на читающий мир
Иоганн Гете
Задание
1.Ознакомиться с биографией и творчеством писателя в Википедии.
2.Составить хронологическую таблицу по биографии и творчеству писателя.
Вальтер Скотт «Айвенго»
1.Просмотреть фильм https://ok.ru/video/277422738018
2.Создать кластер или кроссворд по роману «Айвенго».











Жан Батист Мольер. Великий драматург. Пьеса «Мещанин во дворянстве»
« Вот он – король французской драматургии!»
М.А. Булгаков.
Задание
1.Найти и записать высказывания знаменитых людей о творчестве Ж.Б. Мольера (не менее 5)
Жан Батист Мольер. Пьса «Мещанин во дворянстве»
Просмотреть спектакль по ссылке
https://my.mail.ru/mail/starikova_50/video/
2.Создать рекламную афишу пьесы «Мещанин во дворянстве» в современной интерпретации.






























Литература
1 Использование медиатекстов и медиатехнологий на уроках adu.by›…glavnaya…mediatekstov…urokakh-literatury
2.Медиатексты на уроках литературы
rosuchebnik.ru›material/mediateksty-na…literatury/
3. Национальная педагогическая энциклопедия
didacts.ru›Термины›mediaobrazovanie.html
4. Примерная программа по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.;
5.Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Книга для учителя. Курган, 1999.
6.Интернет – ресурсы ( указаны в презентации)