Использование метода проектов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла как средство формирования ключевых компетенций школьников
Одной из ключевых компетенций, на наш взгляд является системно-деятельностная, которая формирует аналитические способности, базовые знания в области естественнонаучного образования, технологии и применяет их для решения конкретных задач, формирует исследовательские навыки, гибкость мышления, адаптивные способности, стремление к творчеству, креативность, владение методами поиска информации, знаний, мыслей, выход за рамки привычного, инновационные и организаторские способности.
Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватными поставленным задачам, с нашей точки зрения, являются метод проектов и организация исследовательской деятельности, применяемых на уроках и во внеурочной деятельности. Современное понятие «учебно-исследовательская работа учащихся» включает в себя два взаимосвязанных компонента:
1) обучение учеников действиям, составляющим исследовательскую деятельность, формирование умений и навыков их исполнения;
2) экспериментальные исследования, проводимые учащимися под руководством учителей.
Формы и методы привлечения учащихся к научному творчеству можно разделить на исследовательскую работу, проектную деятельность, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и программами. Формой организации учебного процесса, в которой наиболее ярко выражен исследовательский компонент, являются лабораторные и практические работы по предметам естественнонаучного цикла. При их выполнении учащиеся учатся применять изученный на уроке теоретический материал к анализу конкретных ситуаций, знакомятся с основными методами экспериментальных и теоретических исследований, получают практические умения и навыки проведения исследований и измерений. Учебный процесс при реализации лабораторных и практических работ выполняет одну из дидактических функций: ведет учащихся к восприятию научного знания как отражения реальной действительности, а также к пониманию ими процесса, методов и логики научно-исследовательской деятельности развивая при этом различные компетенции, требуемые в реализации ФГОС второго поколения.
Проектная деятельность в формате естественнонаучного цикла позволяет проводить интеграцию между предметами при рассмотрении определенных тем, поэтому учащиеся нашего лицея очень часто исследуют в своих проектах темы из разных областей и обретают навыки глобальных, функциональных и финансовых компетенций. Проектная деятельность у ребят направлена на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Можно создать благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся. Через проектную деятельность можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.
На территории нашего края для реализации таких проектов проводятся различные конкурсы, такие как городской конкурс социально-значимых проектов школьников «Хабаровск. НАШ», где учащиеся проектируют и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни города в различных её аспектах. Конкурс «Родные просторы» проводимый на территории края позволяет реализоваться проектам о сохранении памяти географических и исторических объектах культурного наследия.
Многие исследовательские проекты учащихся «Математического лицея» прошедшие первую ступень на территории города Хабаровска или Хабаровского края в конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» получают высокую оценку и принимают дальнейшее участие в международных проектах.
Проектная и исследовательская деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор как в области предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность раскрыть свои способности, творческий потенциал. И нельзя не согласиться с мнением А.М. Новикова, считающим что «…сегодня всё больше осознаётся та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.