Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе.
Оценка 4.9

Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе.

Оценка 4.9
doc
18.12.2020
Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе.
Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе.doc

                                                                                                          Н.В.Ковалёва

                                                                                МБОУ СОШ №12, г.Воронеж

Использование мультимедийных технологий на уроках

 в начальной школе.

 

Для того чтобы информационные технологии реально стали фактором обеспечения доступности, качества и эффективности образования, они должны быть органически включены в традиционные для школы процессы: уроки и УМК. Важно то, что на данном этапе нужно стремиться оптимизировать урок, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, вовлечь каждого ученика в процесс познания, осуществлять индивидуальный подход к обучению.[3] Как же  использовать на уроке имеющиеся ресурсы?

- Использование электронных энциклопедий, приложений освобождает от необходимости собирать и хранить бумажные иллюстрации, репродукции. 

- Электронные пособия для учащихся начальных классов помогают разнообразить уроки в начальной школе, осуществить индивидуальный подход в обучении детей.

- Учитель может использовать возможность продемонстрировать с помощью проектора собственную презентацию, разработанную с учетом особенностей своего класса. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.  

Применение ИКТ повышает познавательный интерес учащихся к предмету, дает возможность углубить знания и выйти за рамки учебника. Все это должно способствовать решению задачи обеспечения целостного развития ребенка и его социализации.[2]

 Уже в начальных классах возможно привлечение детей к выполнению доступных работ на компьютере. В этой связи можно выделить несколько ситуаций, в которых ученики могут самостоятельно или с помощью взрослых участвовать в освоении информационных ресурсов.

- Во-первых – это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом.

- Во-вторых, это использование интерактивных форм: переписка по электронной почте со сверстниками или специалистами, анкетирование и иные формы опросов. Параллельно с перепиской отрабатываются и навыки письменной речи.

 - В-третьих, это классическая проектная работа: сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, статистики, рефератов для выявления тенденций или принятия решений, разработки предложений. 

- В-четвертых, это различные виды консультирования и редактирования, осуществляемые учителем по электронной почте, переписка с родителями учащихся, ответы на вопросы в рамках форума на учительской странице и, наконец, сетевые факультативные занятия.

- В-пятых, это участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
- В-шестых, это разнообразные игры и турниры, основанные на элементах угадывания и поиска.

  Важно дать понять ребенку, что компьютер – это инструмент для интересной, увлекательной работы. Ведь в современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, а внедрение в образовательный процесс информационных технологий создает условия для:

- индивидуализации и дифференциации обучения;

-формирования умения самосовершенствования, самообучения, самообразования;

- самоопределения и самовыражения, становления личностных качеств учеников;

- мотивации учения;

- расширения возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся,

- развития познавательные способности учащихся;

 - интегрированного обучения предмету.

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности.

 Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:  -усвоить базовые знания по предмету;

     -систематизировать усвоенные знания;

     -сформировать навыки самоконтроля;

     -сформировать мотивацию к учению;

   -оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.[1]

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

Структурная компоновка мультимедийных уроков развивает системное, аналитическое мышление, а также наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

 -Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

 -Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

-Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Список литературы

1. Аствацатуров. Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы. – Волгоград: Учитель, 2009.

2.Ефимов В.Ф. Использование информационно – коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. //Начальная школа 2009 год № 2.

3. Дружинина Т.Н. Информационные технологии в образовании. Учебно - методическое пособие. – Псков, 2006.


Н.В.Ковалёва

Н.В.Ковалёва

Уже в начальных классах возможно привлечение детей к выполнению доступных работ на компьютере

Уже в начальных классах возможно привлечение детей к выполнению доступных работ на компьютере

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков

Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным

Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным
Скачать файл