«Использование перфокарт в познавательном развитии
дошкольников»
Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание является моделирование.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Одним из видов моделей являются перфокарты.
Немного истории.
Перфокарта – это седьмой фараон восьмой династии раннего царства Древнего Египта. Для хранения информации во времена Перфокарты применялись тонкие глиняные таблички. Иероглифы не просто выдавливались на поверхности, а протыкались до возникновения отверстий с помощью специальной пишущей палочки. Читать полагалось напросвет, повернув табличку к солнцу.
Компьютеры первого поколения использовали перфокарты в качестве основного носителя при хранении и обработке данных. Далее была дискета, съёмный диск, флэшка. Так как у нас нет компьютерных классов, я использую в своей работе перфокарты.
Перфокарта – это индивидуальная однородная карточка с заданием или согнутая пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития.
Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование.
Познавательное развитие одно из самых сложных направлений в работе с детьми, для освоения которого требуется очень много усилий и времени
Перспективным направлением совершенствования процесса обучения дошкольников является использование наглядных моделей.
Научные исследования и практика подтверждают, что использование наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Такими наглядными моделями являются перфокарты.
Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов: принцип проблемности, когда ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности, принцип творчества, т.е. формирование способности находить нестандартные решения, принцип психологической комфортности(создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка), принцип индивидуализации (развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения), принцип наглядности, принцип интегративности, где познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности); физическое развитие совершенствует координацию движений, мелкую моторику пальцев рук); речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения, обогащает активный словарь; социально-коммуникативное развитие предполагает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, целеустремленности; художественно-эстетическое развитие включает в себя развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания окружающего мира.
Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Используя перфокарты я активизирую познавательную деятельность детей, решаю следующие задачи:
1. Создаю условия для развития математических и экологических представлений
2. Развиваю логическое мышление, память, внимание, воображение
3. Формирую навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
4. Поддерживаю интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в познавательные игры, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Перфокарты могут быть использованы:
- воспитателями ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- в рамках образовательной деятельности в режимных моментах,
- воспитателями и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
- использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Они экономят время. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.
При работе с перфокартами можно использовать разные варианты:
1. Чистый лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок вписывает ответ.
2. Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки.
Перфокарты универсальны.
Карты по теме «Птицы» помогают закрепить знания о зимующих и перелётных , домашних и диких, водоплавающих птицах. Какие знания нужно закрепить, такое задание и даётся, например: "Отметьте значком (галочка, крестик, кружочек) зимующих птиц. Можно также использовать два цвета для решения заданий, например: "Выдели красным цветом зимующих и синим перелётных птиц"
Работая с перфокартами «Животные» систематизируются знания о животных жарких стран, животных Севера, умеющих плавать, животных леса, домашних и т. д.
Картинки на перфокарты подбирала таким образом, чтобы можно было играть в игры «Четвертый лишний», «Вершки-корешки», «Летает – не летает».
Хороши перфокарты при формировании представлений о геометрических фигурах (плоcкостных и объемных) , при закреплении умения сравнивать группы предметов, для совершенствования умений соотносить число предметов с цифрой
Для развития логического мышления я использую задания «Дорисуй недостающие предметы или цифры», «Допиши и дорисуй».
Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности – самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
Данные дидактические пособия учитывают современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.