Использование приема "кубик Блума" на уроках математики в старших классах
Оценка 4.9

Использование приема "кубик Блума" на уроках математики в старших классах

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
математика
9 кл—11 кл
25.03.2024
Использование приема "кубик Блума" на уроках математики в старших классах
Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания. На уроках математики в старших классах прием "Кубик Блума" помогает реализовать основную идею критического мышления
Использование приема Кубик Блума на уроках математики в старших классах.docx

«Использование  приема «Кубик Блума» на уроках математики в старших классах».

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления.

Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, совершаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно?-  Ответ: Да, можно. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

   Прием называется "Кубик Блума". Прием универсален, его можно использовать не только на уроках  в начальной школе, но  и старшеклассники тоже повышают свою активность на уроках при его использовании.

Возможны два варианта:

1. Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком, таблицей.

2. Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей,  определенного навыка.

Затем на уроке они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

На гранях такого куба(строки таблицы) указаны основные типы вопросов, которые позволяют раскрыть сущность изучаемого понятия в целом:

 

Классификация вопросов

Прием позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

·        Назови

  Предполагает воспроизведение знаний. Например, используя Кубик Блума на уроках математики, в блок "Назови" можно включать задания на знание математических понятий, алгоритмов решения.

Например, «Дайте определение множества целых чисел». «Какие числа называются положительными?»

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

·        Почему

Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: «Почему числа на координатной прямой возрастают слева направо?»

·        Объясни

 Это вопросы уточняющие.Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

·        Предложи

 Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то

или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: «Предложи, как можно сложить два числа на координатной прямой?»

·        Придумай

 Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: «Скажи, что произойдет, если не будет отрицательных чисел?» и т.д

·        Поделись

 Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

 

 

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6579f7676aba5b2d76b78b1e_658475b23c349263cd2768f0/scale_2400

 

Использование приема «Кубик «Блума»  при решении экономических задач ЕГЭ

 Прием используется на этапе  обобщения  решения экономических задач. Класс делится на группы, каждая группа получает задание, которое потом защищает, согласно заполненной таблице.

 Внимательно прочитай условие задачи, проанализируй данные в задаче, заполни таблицу(имитирующую 6 граней кубика).

1

Назови

(тип задачи)

 

 

 

2

Почему

(как определили тип задачи)

 

 

 

3

Объясни

(введи обозначения)

 

 

 

4

Предложи

(вариант модели для решения)

 

5

Придумай

(Опиши практическое использование решение задачи)

 

6

Поделись

( своим решением)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 1( 1 группа)

 

В июле планируется взять кредит в банке на сумму 5 млн рублей на некоторый срок (целое число лет). Условия его возврата таковы:

— каждый январь долг возрастает на 20% по сравнению с концом предыдущего года;

— с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга;

— в июле каждого года долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на июль предыдущего года.

На сколько лет планируется взять кредит, если известно, что общая сумма выплат после его полного погашения составит 7,5 млн рублей?

Карточка 2. (группа 2)

Антон взял кредит в банке на срок 6 месяцев. В конце каждого месяца общая сумма оставшегося долга увеличивается на одно и то же число процентов (месячную процентную ставку), а затем уменьшается на сумму, уплаченную Антоном. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину. Общая сумма выплат превысила сумму кредита на 63%. Найдите месячную процентную ставку.

Карточка 3. (группа 3)

 

В июле планируется взять кредит в банке на некоторую сумму. Условия его возврата таковы:

— каждый январь долг возрастает на 31% по сравнению с концом предыдущего года;

— с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга, равную 69690821 рубль. Сколько рублей было взято в банке, если известно, что он был полностью погашен тремя равными платежами ( то есть за три года)?

Таким образом, использование технологии критического мышления - приема «Кубик Блума» при решении задач позволил изменить  характер деятельности учащихся с репродуктивного на - исследовательский, творческий, продуктивный. Повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, формировалось умение работать в группе, повысилась мотивация к учению.

 

 

 

 


 

Использование приема «Кубик

Использование приема «Кубик

На гранях такого куба(строки таблицы) указаны основные типы вопросов, которые позволяют раскрыть сущность изучаемого понятия в целом:

На гранях такого куба(строки таблицы) указаны основные типы вопросов, которые позволяют раскрыть сущность изучаемого понятия в целом:

Использование приема «Кубик «Блума» при решении экономических задач

Использование приема «Кубик «Блума» при решении экономических задач

Карточка 1( 1 группа) В июле планируется взять кредит в банке на сумму 5 млн рублей на некоторый срок (целое число лет)

Карточка 1( 1 группа) В июле планируется взять кредит в банке на сумму 5 млн рублей на некоторый срок (целое число лет)

Использование приема "кубик Блума" на уроках математики в старших классах

Использование приема "кубик Блума" на уроках математики в старших классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024