Профессиональная деятельность учителя – логопеда предполагает использование различных образовательных технологий, в том числе и инновационных. В своей работе со старшими дошкольниками речевой группы я активно и плодотворно использую такой метод новой образовательной технологии как «синквейн» (в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк»). Инновационность данного метода заключена в создании условий для развития личности ребёнка, способного критически мыслить, умеющего выделять главное, обобщать, систематизировать и классифицировать, а также исключать лишнее. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку.
1. Слово-предмет.
2. Слова-признаки.
3. Слова-действия.
4. Фраза-предложение.
5. Слово, связанное с первым, отражающее сущность темы.
Первая строка синквейна (одно слово) – это заголовок (тема), состоящий из одного слова (чаще это существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка (два слова) – это прилагательные, которые описывают признаки предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка (три слова) обычно состоит из глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка (несколько слов) – представлена в виде словосочетания или предложения, отражающего личное отношение автора синквейна к содержанию текста.
Последняя пятая строка (одно слово) – это существительное, выражающее чувство, ассоциацию, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне (личное отношение автора к теме или повторение сути, синоним к первому слову).
Самое главное достоинство этого метода – его простота. Синквейн использую для закрепления изученной темы, как заключительное задание по пройденному материалу. Данный метод облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. По определенному алгоритму (можно использовать наводящие вопросы) дети создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Синквейн о синквейне
1. Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология.
Список использованной литературы.
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.