Коррекция произношения звука [ж] у детей дошкольного возраста

  • Игры
  • Исследовательские работы
  • Памятки
  • docx
  • 16.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коррекция произношения звука.docx

Коррекция произношения звука [ш] у детей дошкольного возраста

Чёткая и правильная речь – залог успешной социализации и успешного обучения в будущем. Звук [Ш] является одним из сложных в произношении для дошкольников, и воспитатель играет ключевую роль в своевременном выявлении и коррекции нарушений. Именно игра делает процесс коррекции интересным, непринуждённым и, следовательно, эффективным.

Когда стоит обратить внимание?

Как правило, звук [Ш] формируется у детей к 5-6 годам. Если в старшем дошкольном возрасте ребёнок заменяет [Ш] на другие звуки (например, [С], [Щ], [Ж]), искажает его или пропускает, это повод для более пристального наблюдения.

Почему возникают проблемы с произношением [Ш]?

  • Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата: Слабые мышцы языка, губ, щёк.
  • Сниженный фонематический слух: Ребёнок не различает [Ш] и другие звуки на слух.
  • Неправильное дыхание: Недостаточный выдох, слабое речевое дыхание.
  • Неблагоприятное речевое окружение: Недостаток внимания к правильному произношению в семье.

Что может сделать воспитатель?

1.     Наблюдение и выявление: Внимательно слушайте речь детей в группе, отмечайте случаи неправильного произношения звука [Ш].

2.     Игровые упражнения: Включайте в занятия и игры упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха. Именно игра делает процесс коррекции интересным, непринуждённым и, следовательно, эффективным.

o    Артикуляционная гимнастика (с превращением в игру): Предложите детям отправиться в “Путешествие в страну Язычка”. Превратите артикуляционные упражнения в увлекательные задания, например, “Сделаем чашечку для чая” (упражнение “Чашечка”), “Покажем змейке, как мы умеем шипеть” (упражнение “Змейка”), “Полакомимся вкусным вареньем” (упражнение “Вкусное варенье”).

o    Игры на различение звуков: Используйте игры, чтобы научить детей различать звук [Ш] от других звуков.

§  “Угадай звук”: Воспитатель произносит различные звуки, а дети угадывают их.

§  “Поймай звук [Ш]”: Воспитатель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Ш].

§  “Какие слова начинаются на [Ш]?”: Дети называют слова, начинающиеся на звук [Ш].

3.     Создание благоприятной речевой среды: Следите за своей речью, чётко и правильно произносите слова со звуком [Ш].

4.     Индивидуальная работа: Уделяйте внимание детям, испытывающим трудности с произношением звука [Ш]. Предлагайте им индивидуальные упражнения и игры.

5.     Консультации с родителями: Информируйте родителей о проблемах с произношением у ребёнка и рекомендуйте обратиться к логопеду.

6.     Взаимодействие с логопедом: Сотрудничайте с логопедом, чтобы получить рекомендации по коррекционной работе и использовать эффективные методы и приемы в группе.

Игровой арсенал воспитателя: конкретные примеры игр

  • “Шипящие” игры:
    • “Найди змею”: Спрячьте игрушку-змею (или любую другую игрушку, издающую шипящий звук) в группе и предложите детям найти её, ориентируясь на звук “Ш” (воспитатель тихо шипит).
    • “Шипящий телефон”: Шепчите детям на ухо слова со звуком [Ш], а они должны передать их по цепочке, как по телефону.
    • «Лес шумит»: Воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.
    • «Тишина»: Водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук  ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.
  • Игры на развитие фонематического слуха:
    • “Поймай звук”: Воспитатель произносит ряд звуков, а дети хлопают в ладоши, когда слышат [Ш].
    • “Сортировка картинок”: Разделите картинки на две группы: со звуком [Ш] и без него.
    • “Что лишнее?”: Назовите ряд слов, в котором одно слово не содержит звук [Ш]. Дети должны определить лишнее слово.
  • Игры и упражнения на автоматизацию звука [ш] в слогах и словах:

o   Упражнение «Повтори слоговые цепочки»

ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шо

ша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши.

аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — еш

аш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш.

o   «Помоги Даше»: Воспитатель говорит «Даша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (шляпка, матрешка, машинка, лошадка и т.д.).

o    

o   Игра «Большой и маленький»: Воспитатель говорит, что будет называть большой предмет, дети — такой же, но маленький, и в названии этого предмета обязательно должен появиться звук [ш] (камень — камешек, хлеб — хлебушек, воробей — воробушек, баран — барашек, брат — братишка, горох — горошек, орех — орешек, петух — петушок, дом — домишко, пальто — пальтишко, платье — платьишко, гармонь — гармошка, корова — коровушка, бревно — бревнышко и т. п.). Воспитатель бросает ребенку мяч, ребенок после ответа должен вернуть мяч обратно.

o   «Что из чего, что у кого?»: Проговорить словосочетания по образцу:

А) шерстяная шапка – (сделана из чего?) шапка из шерсти

Шёлковая рубашка, плюшевый мишка, деревянная избушка, глиняный кувшин, стеклянная чашка, вишнёвое варенье.

Б) лягушачья лапа – (у кого?) лапа у лягушки

Медвежьи уши, кошачья шерсть, черепашья голова, шакалий хвост, лошадиная грива, рыбья чешуя.

  • Игры с речевым материалом:
    • “Весёлые скороговорки”: Разучивайте и проговаривайте скороговорки, уделяя особое внимание правильному произношению звука [Ш]. Можно использовать карточки с картинками, чтобы дети лучше понимали смысл скороговорки. Например: “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”, “Шесть мышат в шалаше шуршат”.
    • “Придумай историю”: Используйте картинки с изображением предметов со звуком [Ш] и предложите детям придумать короткую историю, используя эти слова.
    • Произнеси чистоговорку:

КАМЫШИ

Ши-ши-ши - зашумели камыши.

Ше-ше-ше - это утка в камыше.

Ша-ша-ша - выплывай из камыша.

Шах-шах-шах - нету утки в камышах.

Ши-ши-ши - что нам шепчут камыши?

Рекомендации для занятий:

  • Создайте позитивную атмосферу: Поддерживайте детей, хвалите их за успехи и не критикуйте за ошибки.
  • Будьте креативны: Придумывайте новые игры и адаптируйте существующие под интересы детей.
  • Используйте наглядные материалы: Картинки, игрушки, схемы помогут детям лучше усвоить информацию.
  • Соблюдайте меру: Не перегружайте занятия, чередуйте разные виды деятельности.
  • Работайте в сотрудничестве с логопедом и родителями: Получайте рекомендации и используйте их в своей работе.

Помните: Превратив коррекцию звука [Ш] в увлекательную игру, вы поможете детям не только преодолеть речевые трудности, но и развить их творческие способности, воображение и любовь к родному языку! Игровой подход – ключ к успешному освоению звука [Ш] и формированию красивой и грамотной речи дошкольников! Своевременное выявление и коррекция нарушений произношения звука [Ш] – важная задача воспитателя, способствующая успешному речевому развитию ребёнка и подготовке его к школе.