Коррекция произношения звука [ш] у детей дошкольного возраста
Чёткая и правильная речь – залог успешной социализации и успешного обучения в будущем. Звук [Ш] является одним из сложных в произношении для дошкольников, и воспитатель играет ключевую роль в своевременном выявлении и коррекции нарушений. Именно игра делает процесс коррекции интересным, непринуждённым и, следовательно, эффективным.
Когда стоит обратить внимание?
Как правило, звук [Ш] формируется у детей к 5-6 годам. Если в старшем дошкольном возрасте ребёнок заменяет [Ш] на другие звуки (например, [С], [Щ], [Ж]), искажает его или пропускает, это повод для более пристального наблюдения.
Почему возникают проблемы с произношением [Ш]?
Что может сделать воспитатель?
1. Наблюдение и выявление: Внимательно слушайте речь детей в группе, отмечайте случаи неправильного произношения звука [Ш].
2. Игровые упражнения: Включайте в занятия и игры упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха. Именно игра делает процесс коррекции интересным, непринуждённым и, следовательно, эффективным.
o Артикуляционная гимнастика (с превращением в игру): Предложите детям отправиться в “Путешествие в страну Язычка”. Превратите артикуляционные упражнения в увлекательные задания, например, “Сделаем чашечку для чая” (упражнение “Чашечка”), “Покажем змейке, как мы умеем шипеть” (упражнение “Змейка”), “Полакомимся вкусным вареньем” (упражнение “Вкусное варенье”).
o Игры на различение звуков: Используйте игры, чтобы научить детей различать звук [Ш] от других звуков.
§ “Угадай звук”: Воспитатель произносит различные звуки, а дети угадывают их.
§ “Поймай звук [Ш]”: Воспитатель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Ш].
§ “Какие слова начинаются на [Ш]?”: Дети называют слова, начинающиеся на звук [Ш].
3. Создание благоприятной речевой среды: Следите за своей речью, чётко и правильно произносите слова со звуком [Ш].
4. Индивидуальная работа: Уделяйте внимание детям, испытывающим трудности с произношением звука [Ш]. Предлагайте им индивидуальные упражнения и игры.
5. Консультации с родителями: Информируйте родителей о проблемах с произношением у ребёнка и рекомендуйте обратиться к логопеду.
6. Взаимодействие с логопедом: Сотрудничайте с логопедом, чтобы получить рекомендации по коррекционной работе и использовать эффективные методы и приемы в группе.
Игровой арсенал воспитателя: конкретные примеры игр
o Упражнение «Повтори слоговые цепочки»
ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шо
ша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши.
аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — еш
аш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш.
o «Помоги Даше»: Воспитатель говорит «Даша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (шляпка, матрешка, машинка, лошадка и т.д.).
o
o Игра «Большой и маленький»: Воспитатель говорит, что будет называть большой предмет, дети — такой же, но маленький, и в названии этого предмета обязательно должен появиться звук [ш] (камень — камешек, хлеб — хлебушек, воробей — воробушек, баран — барашек, брат — братишка, горох — горошек, орех — орешек, петух — петушок, дом — домишко, пальто — пальтишко, платье — платьишко, гармонь — гармошка, корова — коровушка, бревно — бревнышко и т. п.). Воспитатель бросает ребенку мяч, ребенок после ответа должен вернуть мяч обратно.
o «Что из чего, что у кого?»: Проговорить словосочетания по образцу:
А) шерстяная шапка – (сделана из чего?) шапка из шерсти
Шёлковая рубашка, плюшевый мишка, деревянная избушка, глиняный кувшин, стеклянная чашка, вишнёвое варенье.
Б) лягушачья лапа – (у кого?) лапа у лягушки
Медвежьи уши, кошачья шерсть, черепашья голова, шакалий хвост, лошадиная грива, рыбья чешуя.
КАМЫШИ
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выплывай из камыша.
Шах-шах-шах - нету утки в камышах.
Ши-ши-ши - что нам шепчут камыши?
Рекомендации для занятий:
Помните: Превратив коррекцию звука [Ш] в увлекательную игру, вы поможете детям не только преодолеть речевые трудности, но и развить их творческие способности, воображение и любовь к родному языку! Игровой подход – ключ к успешному освоению звука [Ш] и формированию красивой и грамотной речи дошкольников! Своевременное выявление и коррекция нарушений произношения звука [Ш] – важная задача воспитателя, способствующая успешному речевому развитию ребёнка и подготовке его к школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.