Использование современных педагогических технологий на уроках столярного дела.
Не смотря на внедрение новых технологий в образовательный процесс, на уроках я активно использую и традиционные, зарекомендовавшие себя формы обучения, которые помогают добиться хороших результатов. В своей работе использую систему по организации обучения столярному делу детей с ОВЗ, которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика. Коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков. Организация таких условий предполагает глубокое знание психофизиологических особенностей учащихся и их потенциальных возможностей. Принцип работы учителя: «Обучая - изучай!” Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход позволяет контроль отслеживания учащихся, динамика их развития. Опора педагогической технологии учителя – это результаты отслеживания развития учащихся. Отслеживание проводится по специальным критериям, соответствующим развитию трех сторон трудовой деятельности: целевой, исполнительной и энергетической. Каждый учитель может видоизменять критерии отслеживания и вводить новые в зависимости от специфики своего предмета. Я провожу динамику отслеживания развития учащихся по критериям, представленным в таблице №2.
Условные обозначения:
-5, -4, - 3, -
Динамика развития учащегося.
Критерии отслеживания |
класс |
Ф.И.О |
||||
Пиление под разными углами. |
Изготовление игрушечной мебели |
Изготовление модели корабля |
Строгание бруска под заданный размер |
Изготовление разделочной доски |
||
Понимание объяснения учителя |
|
|
|
|
|
|
Усвоение технической терминологии |
|
|
|
|
|
|
Усвоение теоретического материала |
|
|
|
|
|
|
Ориентировка в задании
|
|
|
|
|
|
|
Планирование трудовой деятельности |
|
|
|
|
|
|
Выполнение разметки |
|
|
|
|
|
|
Умение работать с инструментами |
|
|
|
|
|
|
Сформированность навыков |
|
|
|
|
|
|
Контроль своих действий |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельность в работе
|
|
|
|
|
|
|
Работоспособность |
|
|
|
|
|
|
Наступление утомляемости |
|
|
|
|
|
|
Отметка за изделие |
|
|
|
|
|
|
Отметка за самостоятельную работу |
|
|
|
|
|
В качестве значков использую кружочки разного цвета: красного, синего, зелёного и чёрного, что соответствует отметкам: 5, 4, 3,2. Можно в качестве значков использовать “ - “ и “ + “ или какие-то другие символы. Проводя анализ динамики развития учащихся, я делаю выводы:
1.Об объекте коррекции (т.е. сразу видно, что надо развивать, что корригировать, над, чем мне работать, какие трудности и сложности у учащихся),
2.О развитии учащихся (переходит ли ученик от одной группы к другой: 3-2, 2-1).
Динамика развития учащихся помогает мне составить планы индивидуальной коррекции учащихся, то есть сделать обучение личностно ориентированным, что в конечном итоге продвинет учащихся в общем развитии.
Диагностическая карта учеников класса
№ п/п
|
Список учащихся |
Познавательная деятельность |
Практическая деятельность |
|||||||||
Память |
Мышление |
Речь |
Техника безопасности
|
Анализ образца |
Ориентирование в задании |
Пиление |
Строгание |
Разметка |
Долбление |
Отделка |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психолого-педагогическое диагностирование учащихся требует определенного опыта. Но если проработка данной проблемы поможет преодолеть отставание хотя бы одного ученика в каждой учебно-трудовой группе, то в масштабе всей страны это позволит включать в более эффективный производительный труд несколько тысяч человек.
Использование в работе современных педагогических технологий ведет к неуклонному росту мотивации моих учеников к предмету. Этот факт подтверждают: 1) статистика успеваемости; 2) увеличение числа участников конференций, конкурсов, фестивалей; 3) рост числа победителей и призеров в различных мероприятиях для учащихся городского, регионального и Всероссийского уровней.
Применяя разнообразные формы и методы на уроках, добиваюсь неплохих результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемости. Результаты мониторинга качества знаний за последние 3 выпуска показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках технологии, в среднем составляет 88,6%.
Успешному усвоению программного материала способствует современно оборудованная мастерская, в которой дети чувствуют себя комфортно, с удовольствием в ней занимаются. Систематически уделяю внимание эстетике кабинета и созданию творческой лаборатории, которая постоянно пополняется и обновляется учебным и дидактическим материалом с учетом содержания образовательной программы и возраста воспитанников. Создана и систематизирована база дидактического материала в электронном виде для демонстрации средствами мультимедиа (презентации уроков и внеклассных мероприятий, контрольные тесты, анимированные кроссворды, технологические карты). Наглядные пособия систематизируются по разделам программы и используются на различных этапах обучения (при объяснении нового материала, на этапах закрепления и повторения).
Большое значение в учебно-воспитательном процессе уделяю здоровьесберегающим технологиям. Обращаю особое внимание на такие критерии здоровьесбережения, как обстановка и гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, место и длительность применения ТСО, наличие мотивации деятельности учащихся на уроке, психологический климат на уроке, наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления. Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Наши ученики находятся в стенах школы-интерната продолжительное время. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которые ставит перед ним школа, она должна предполагать создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Развивающая кинезиологическая программа как нельзя лучше справляется с этими задачами. С 2011 года совместно с учителем технологии Мункуевым Б.Д., стали активно использовать на уроках столярного дела специальный кинезиологический комплекс в качестве физкультурной паузы. Как показывает практика учителей, применявших этот комплекс, кинезиологические упражнения оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и в развитии интеллекта, улучшении состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.
Свои уроки стараюсь строить так, чтобы они были интересны по содержанию, эффективны, оснащались инструкционными технологическими картами, дидактическим материалом, образцами работ, что помогает учащимся активно включаться в учебную деятельность. На уроках использую межпредметные связи, провожу индивидуальную и дифференцированную работу с детьми, расширяю и обогащаю их активный словарь, учу трудолюбию и настойчивости. Регулярно обсуждаю совместно с детьми рабочие ситуации, оставляя за учениками право, самостоятельно принимать решения, создаю условия для развития общей культуры личности. В процессе урока развиваю и корригирую основные психические функции воспитанников, создаю коррекционную направленность уроков. При выполнении практических заданий в группах и звеньях комплектую их так, чтобы занятия проходили с наибольшей отдачей и оптимальной нагрузкой на ученика. Для этого формирую подгруппы в зависимости от интеллектуальных особенностей и возможностей учащихся. Оптимально дозирую умственную и физическую нагрузку учащегося, имея в запасе на каждый урок несколько вариантов трудовых операций. Применяю различные способы контроля и самоконтроля. Приучаю к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетичный вид, изделия. Прививаю навыки трудолюбия и усердия, таким образом, формирую востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей самостоятельной жизни.
Практически все мои выпускники в дальнейшем продолжают своё обучение в системе НПО. С целью повышения мотивации к изучению предмета ежегодной традицией стало проведение предметной недели профессионально-трудового обучения, в рамках которой организуются: конкурс профессионального мастерства «Столяр»; выставки-продажи творческих работ учащихся. Ежегодно творческие работы ребят участвуют в школьных и городских выставках ДПИ и становятся их лауреатами. Большое внимание уделяю внеурочной деятельности: в свободное время, совместно с ребятами занимаемся ремонтом школьной мебели, выполняем заказы школы: изготавливаем уборочный инвентарь, детские игрушки, разделочные доски для столовой и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.