ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 4.6
docx
18.07.2024
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
СТОРИТЕЛЛИНГ.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«Словесное творчество – это мощное средство умственного развития человека, перед которым открывается мир. С того времени, как слово становится для ребенка инструментом, с помощью которого создается новая красота, ребенок поднимается на новую ступеньку видения мира, достигает качественно нового этапа в своем духовном развитии. Ему хочется в слове выразить восхищение, изумление перед красотой мира»

В. Сухомлинский

В современной России модернизация всей образовательной системы является одним из ключевых направлений развития страны. Создание современной, конкурентоспособной образовательной среды открывает обширные возможности применения новых информационных технологий, формируется почва для применения новых моделей учебной деятельности, внедряются новейшие информационные и телекоммуникационные средства обучения, которые в свою очередь соответствуют федеральному государственному стандарту.

Современная школа, в процессе обучения и воспитания нового поколения, сталкивается с рядом сложностей. Современный школьник зачастую испытывает проблемы с запоминанием учебного материала, не обладает умением работать в команде и противится брать ответственность на себя.

Именно перед учителем стоит задача помочь справиться учащемуся с возникшими трудностями, научить преодолевать барьеры и раскрыть новые возможности в процессе обучения.

Современный урок должен быть направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, обеспечивающих саморазвитие и самосовершенствование. Формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе. Кроме того, формированию мотивации помогают занимательное изложение и разнообразная форма подачи учебного материала.

На данный момент актуальными являются простые в использовании, но эффективные методы обучения и воспитания, которые не требуют длительной подготовки. Это положительная тенденция: дети собираются вместе со своим жизненным опытом, мировоззрением, чувствами; они находятся в контакте друг с другом с целью решения общих задач. Таким образом «личность» вносится в любое общение, что позволяет мотивировать обучающихся к более глубокому уровню работы («я делаю это для себя»).

Чтобы «скучные» и абстрактные процессы превратить в увлекательную деятельность, предлагаю использовать в своей работе эффективный метод «сторителлинг».

Термин «сторителлинг» был заимствован из английского языка (англ. storytelling: story – история, telling – представление). Сторителлинг – педагогическая технология, основанная на применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Сторителлинг в образовании – создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием учащихся, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах. Обладая высоким дидактическим потенциалом, сторителлинг может применяться для решения ряда педагогических задач: передачи информации, повышения мотивации обучающихся, развития коммуникативных и ИКТ-компетенций.

Данная технология может быть успешно использована на уроках русского языка и литературы. Она помогает донести информацию путём рассказывания историй, что способствует развитию у обучающихся воображения, логики и повышает уровень культурного образования. Наиболее эффективными являются истории, основанные на жизненном опыте рассказчика. Сторителлинг готовится заранее, но воспринимается как импровизация и надолго остаётся в памяти.

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Конечно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т. п. однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. По моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).

Цель сторителлинга – захватить внимание учащихся с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории, сформировать эмоциональный якорь для обеспечения запоминания учебной информации.

Применение данной технологии помогает решить следующие задачи:

• повышение мотивации обучающихся,

• развитие речи,

• формирование коммуникативной компетенции,

• развитие умения творчески и нестандартно мыслить.

Метод сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность; 
  • заинтересовать каждого обучающегося в происходящем действии; 
  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; 
  • обогатить устную речь; 
  • облегчить процесс запоминания сюжета.

Основные функции сторителлинга.

Данный метод можно использовать для развития у обучающихся целого ряда компетентностей, которые позволят выпускнику школы быть конкурентоспособными в современном мире, потому что этот метод выполняет определённые функции, а именно:

1.Мотивационная. Это инструмент убеждения учащихся, позволяющий воодушевить их, вдохновить на проявление инициативы в учебном процессе и т. п.

2. Объединяющая. Истории служат инструментом развития дружеских, коллективных. взаимоотношений в классе, группе обучающихся.

 Коммуникативная. Истории способны повысить эффективность общения на разных уровнях.

3.Инструмент воздействия. Сторителлинг расширяет арсенал средств мотивации учащихся, укрепляет уверенность в себе.

4.Утилитарная. В ряде случаев это самый простой способ донести до других содержание поставленной перед ними  задачи  или проблемы.

Структура учебного занятия с применением технологии сторителлинга:

Вступление

По законам жанра, каждая новая история начинается с вступления. Вступление к истории должно быть кратким, но содержательным. Вступление ставит вопрос, обозначает конфликт или проблему, которую нужно решить. Вступление направлено на пробуждение у учеников любопытства и увлечение изучением поставленной задачи. Этого можно добиться путём добавления красок (место событий, время года, эмоции, видеоматериал, портрет и т. д.).

Развитие события.

Вторым, и самым объёмным этапом является развитие событий. На данном этапе раскрывается сюжетная линия и характеры действующих лиц. Обучающиеся глубже проникают в проблему или конфликт, о котором узнали на этапе вступления. Ключевые моменты окрашиваются литературными красками.

Заключение

Заключение является завершающим этапом, который ставит точку в раскрытии проблемы. Все участники получают ответ на поставленные вопросы. Суммируется полученный опыт, который будет использован обучающимися при выполнении самостоятельной работы над сторителлингом. Очень ёмким стимулом является включение в заключение риторических вопросов, направленных на стимулирование активности обучающихся продолжать использовать полученный опыт в дальнейшем обучении.

Как было сказано выше, сторителлинг может быть использован на занятиях русского языка и литературы  для развития коммуникативных навыков, прослушивания и чтения, подготовки к письменным заданиям, таким как эссе и сочинения. Кроме того, сторителлинг способствует развитию креативности и воображения обучающихся, что повышает их мотивацию при изучении .

На одном из уроков русского языка предложите каждому учащемуся составить рассказ на свободную тему, используя, например, не менее 20 глаголов или имён прилагательных. Или подумайте нас совместной историей, где будут использованы все известные классу синонимы к слову «дом». Можно также поэкспериментировать с молодёжным сленгом: поискать синонимы к слову «классно» и включить их в историю.

Такие задания значительно повысят словарный запас, влияют на точность и чистоту языка. Развивают устную и письменную речь. Также упражнение эффективно при закреплении знаний частей речи.

На уроках литературы можно предложить учащимся выбрать одного героя или героиню из произведения, которое они прочитали и подготовить небольшое выступление-рассказ на тему «Какой я персонаж? В выступление необходимо включить интересные факты про героя, его приключения и эпоху, о которой учащиеся узнали из произведения.  Или предложить детям провести параллели между событиями, которые описаны в произведении, и современностью. Мог ли бы герой поступить так же в наше время, какой была бы реакция на его поступок, а как бы поступил рассказчик в аналогичной ситуации? Также интересной для учащихся может стать задача дополнить реальность произведения — рассказать об эпохе, которая фигурирует в произведении, исторических личностях, живших в то время.

Таким образом, сторителлинг поможет развить аналитическое и критическое мышление, научит видеть взаимосвязь между вещами и событиями, давать оценку героям и их поступкам, анализировать и сопоставлять факты, продумывать структуру публичного выступления. Для слушателей это тоже имеет хороший эффект: вероятность того, что они запомнят литературное произведение и конкретные моменты из него.

В заключении хочу подвести итог: рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких – смелыми, молчаливых – разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно.

 

Список использованных источников:

1.Валеева Е. В. Образовательный сторителлинг на уроках литературы и русского языка / Е. В. Валеева // Школьные технологии. – 2020. – № 4. – С. 94 – 98.

2.Гузенков, Сергей Алгоритмы сторителлинга. Как создавать истории и использовать их в текстах и презентациях / Сергей Гузенков. - М.: Издательские решения, 2015. - 488 3.Применение техники сторителлинг на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/690/89537.php

4.Сторителлинг. Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов. – INTERNET: www.prezentation.ru/articles/storytelling_01_07_07.html      5.Челнокова А. Е. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций / Е. А. Челнокова, С. Н. Казначеева, К. Б. Кдлинкинд


 

Скачано с www.znanio.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ

Чтобы «скучные» и абстрактные процессы превратить в увлекательную деятельность, предлагаю использовать в своей работе эффективный метод «сторителлинг»

Чтобы «скучные» и абстрактные процессы превратить в увлекательную деятельность, предлагаю использовать в своей работе эффективный метод «сторителлинг»

Метод сторителлинга позволяет: разнообразить образовательную деятельность; заинтересовать каждого обучающегося в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь; облегчить процесс запоминания сюжета

Метод сторителлинга позволяет: разнообразить образовательную деятельность; заинтересовать каждого обучающегося в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь; облегчить процесс запоминания сюжета

Вторым, и самым объёмным этапом является развитие событий

Вторым, и самым объёмным этапом является развитие событий

Таким образом, сторителлинг поможет развить аналитическое и критическое мышление, научит видеть взаимосвязь между вещами и событиями, давать оценку героям и их поступкам, анализировать и сопоставлять…

Таким образом, сторителлинг поможет развить аналитическое и критическое мышление, научит видеть взаимосвязь между вещами и событиями, давать оценку героям и их поступкам, анализировать и сопоставлять…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024