В педагогике различают несколько моделей обучения:
пассивная — ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
активная — ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
интерактивная — inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Интерактивные методы обучения
система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
УЧЕНИК
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Интерактивные методы позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
воспитание лидерских качеств;
умение работать с командой и в команде;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
обучение навыкам успешного общения;
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Кейс – метод
casus (лат.)– запутанный необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик. В основу кейс-технологии положена теория проблемного обучения.
Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Историческая справка
Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1908 году. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Кейс-метод широко используется в бизнес обучении во всем
мире и продолжает завоевывать новых сторонников.
Суть кейс- метода
описание реальной проблемной ситуации;
единая цель и коллективная работа по выработке решения;
альтернативность решения проблемной ситуации;
групповое оценивание принимаемых решений;
усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся.
Этапы создания кейсов
Подготовительный этап: учитель разрабатывает ситуацию и сценарий занятия.
Ознакомительный этап: вовлечение учащихся в анализ ситуации.
Аналитический этап: обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися и подготовка вариантов решения
Итоговый этап: презентация учащимися результатов аналитической работы
Роль учителя на уроке с использованием кейс-метода
распределяет учеников по малым группам (4-6 человек);
знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организует работу учащихся в малых группах;
организует общую дискуссию;
обобщает и оценивает анализ ситуаций учениками;
создает обстановку сотрудничества;
даёт справку, связанную с применением иностранного языка;
при подведении итогов оценивает работу каждого учащегося.
Работа учащихся с кейсом
I этап - знакомятся с ситуацией, её особенностями;
II этап - выделяют основные проблемы, персоналии, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап - предлагают концепций или темы для
«мозгового штурма»;
IV этап - вырабатывают общее решение; анализируют последствия принятия решения,
V этап – решают кейс - предлагают один или несколько вариантов последовательности действий, указывают на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Отличия
Традиционные методы обучения | Кейс – технология |
Ориентированы на изучение чего-либо, то есть предназначены для передачи определенного набора знаний | Ориентирована на научение чему-либо, предназначена для развития у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы |
Упор делают на анализ причинно-следственных связей | Предполагает творческий подход со стороны учащихся, развивает способности решать проблемы, учит работать с информацией |
Важен только конечный результат | Важен сам процесс получения знаний |
Учитель – ментор, наставник | Учитель – наблюдатель, слушатель |
Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Метод инцидентов
Учащиеся получают от учителя па-
кет документов (кейс), при помощи
которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня,
увидеть пути развития.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Примеры кейсов
7 класс. Тема урока:
«Environmental problems»
Учащиеся делятся на 3 группы:
Готовят информацию о современных технологиях и важности их применения
Готовят информацию о проблемах окружающей среды, связанных с деятельностью человека
Являются экспертами по оценке плюсов и минусов развития современного общества и способов решения проблем
4. На уроке вырабатывают общее решение; анализируют последствия принятия решения по теме «Environmental problems»,
5. Решают кейс - предлагают один или несколько вариантов последовательности действий, указывают на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Пример кейса по типовому заданию экзаменационного типа
Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.
Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной.
Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.
Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.
Таким образом,
Кейс-метод позволяет развивать необходимые навыки, а именно четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота, а также развивать стратегическое мышление.
Вывод
Практически любой учитель, может применять кейс-технологии на уроке, имея на руках учебные ситуации. Однако применение интерактивных технологий обучения должно строиться с учётом учебных целей и задач, особенностей учащихся, их интересов и потребностей, уровня знаний предмета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.