Использование в учебном процессе машинной графики
и рабочей тетради
Использование в учебном процессе системы КОМПАС 3D
В этом разделе будут рассмотрены методические вопросы обучения учащихся выполнению чертежей с помощью компьютеров на базе системы КОМПАС 3D или других систем обеспечивающих выполнение чертежей и трехмерных моделей.
Система КОМПАС 3D состоит из двух подсистем: чертежно-конструкторного редактора КОМПАС-ГРАФИК и редактора трехмерных твердотельных моделей КОМПАС 3D. Подсистема КОМПАС-ГРАФИК предназначена для автоматизации проектно-конструкторских работ в различ- ных отраслях — везде, где необходимо разрабатывать и выпускать чертежную и текстовую документацию. КОМПАС-ГРАФИК разработан специально для операционной среды MS Windows и в полной мере использует все ее возможности и преимущества. Подсистема КОМПАС 3D предназначена для создания трехмерных параметрических моделей деталей и сборочных единиц с целью переда- чи геометрии в расчетные пакеты и в пакеты разработки управляющих программ для оборудования с ЧПУ, а также создания полного комплекта конструкторской документации на изделие.
При использовании КОМПАС 3D параметризация трех- мерных моделей позволяет быстро получать типовые дета- ли и сборки на основе однажды спроектированного прототипа. Благодаря интеграции подсистем КОМПАС-ГРАФИК и КОМПАС 3D возможен обмен информацией между файлами конструкторских документов и трехмерными моделями.
Заметим, что учащиеся осваивают систему КОМПАС достаточно быстро при условии, что они владеют навыками работы с компьютером. Однако время для изучения графической системы не желательно выделять за счет часов отведенных на изучение предмета «Черчение», которых и так совершенно не достаточно. Если руководство школы сочтет нужным организовать изучение машинной графики, что крайне желательно и следует всячески приветствовать, то это следует осуществить за счет часов, отведенных на информатику, или за счет часов, отведенных на обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия.
Значительную сложность в методическом плане представляет вопрос совместного изучения черчения и графической системы, с помощью которой могут быть выполнены электронные чертежи, например КОМПАС. В педагогической науке нет пока обоснованного ответа на вопросы: после усвоения каких разделов курса черчения можно начинать изучение систем электронного выполнения черте- жей? как обеспечить самостоятельное выполнение учащимися чертежей, когда система может сделать это за них? И многих других.
Авторы считают, что преждевременное выполнение чертежей учащимися с помощью компьютерного моделирования, когда сначала создается трехмерная модель, и потом программно получают комплексный чертеж изделия, самым пагубным образом скажется на усвоении учащимися проекционных навыков, без которых дальнейшее обучение как черчению, так и работе в КОМПАСе бес- смысленно и невозможно.
Другой серьезной проблемой является самостоятельность выполнения заданий. Этот вопрос имеет два аспекта. Во-первых, учащийся может распечатать решенное упражнение или графическую работу и выдать за свои, не понимая как решена задача. Во-вторых, учащиеся могут перечертить с экрана монитора или с распечатки решенную задачу. Конечно, этот вариант гораздо меньшее зло, ведь перечертить тоже надо суметь, но лучше и этого не допускать.
Возможны различные варианты совместного изучения предмета «Черчение» и системы КОМПАС или подобных ей систем (AutoCAD и пр.):
1) последовательное изучение этих дисциплин. Сначала изучается черчение, потом работа с пакетом КОМПАС и на базе этих знаний выполнение чертежей на компьютере;
2) параллельное изучение черчения и работы с системой КОМПАС, т. е. изучение обоих предметов идет сов- местно. При таком построении программы (см., например, программу «Черчение с элементами компьютерной графики, 7—9 классы» под ред. В. В. Степаковой полезно выполнение одного и того же чертежа сначала вручную, а потом на компьютере, но ни в коем случае не наоборот;
3) промежуточный вариант: совместное изучение черчения и компьютерной графической системы производится только после успешного усвоения проекционных навыков.
По мнению авторов, более подходящим является пер- вый или третий варианты. Вероятно, совместное изучение прикладных и компьютерных методов выполнения чертежей целесообразно начинать после усвоения проекционного черчения и навыков выполнения чертежа вручную, т. е. после изучения первых пяти глав учебника:
I) техника выполнения чертежей и правила их выполнения;
II) чертежи в системе прямоугольных проекций;
III) аксонометрические проекции. Технический рисунок;
IV) чтение и выполнение чертежей;
V) эскизы.
Если на изучение предмета «Черчение» отводится 68 ч или более, то учащиеся в течение первого периода (года) обучения (34 ч) получают определенные умения и навыки, выполняют 11 графических работ и до 42 упражнений. И сначала второго периода (года) обучения, т. е. после 34 ч, можно переходить к совместному изучению черчения и системы КОМПАС.
При изучении черчения в течение 34 ч, т. е. один год, к обучению выполнения чертежей на компьютере, учитывая вышесказанное, можно перейти после окончания курса черчения либо после усвоения учащимися первых пяти глав учебника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.