Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории
Оценка 4.8

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
история
19.11.2022
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образования становится, сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории.doc

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

 

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, её успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников.

Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной проблемой, обостренной в настоящее время сложными экономическими и экологическими условиями.

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образования становится, сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Для достижения этой цели большую роль играет предмет «история», который позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках истории   и  повышение интереса к предмету. В связи с этим важно во время урока чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках и подвижных игр на переменах, разных форм уроков истории. Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала, а компьютерное тестирование учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи с этим в структуру урока истории необходимо активно внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки учеников. Очень важно, чтобы динамические паузы являлись очередной ступенью урока, связующим мостиком между старой и новой темой. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.

И ещё, физкультминутка на уроке истории должна отличаться от физкультминутки на любом другом уроке. Необходимо сделать физкультминутку «исторической». Подобрать «свой» текст под каждую тему.   Хотелось бы привести примеры нескольких физкультминуток на уроках истории в 5 классе.

Тема «Древнейшие люди».

Игра «Море волнуется раз»:

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три:                                                                                             

А)  фигура первобытного человека на месте замри;

Б) фигура мамонта на месте замри;

В) фигура рубила на месте  замри и т.д.

Г) фигура ученика 5 класса на месте замри

Тема «Древнее Двуречье»

Учитель: Ребята, давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. 

(Встали, руки вверх, потянулись)

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

(Кистями рук делаем «фонарики»)

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу

(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы

(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу

(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)

Тема «Финикийские мореплаватели».

Учитель:    ребята сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древнее государство Финикия. Я попрошу вас встать из-за парт и выполнить все мои команды, чтобы быстрее попасть в эту загадочную страну.

В моряков мы превратимся,

На корабль сейчас садимся.

Нужный нам товар возьмем

И Египет с Междуречьем

Побыстрее поплывем.

Повезем туда мы бревна,

Масло, краску и вино,

И пурпурное такое драгоценное сукно.

Вот стеклянные сосуды-

Нет изящнее посуды.

Свой корабль мы снарядили,

Все товары погрузили.

Весла в руки дружно взяли

И корабль наш отчалил.

Делай взмах рукою правой,

Делай взмах рукою левой,

И тогда ты станешь бравый,

И тогда ты станешь первый.

Мышцы наши укрепились

И мы к знаньям устремились.

Задание: напишите в тетрадях, что везли финикийские мореплаватели в другие страны.

Тема «Библейские сказания».

Игра «Дождь»:

Учитель: Почему- то в классе стало очень жарко, дождя бы сейчас! Представим будто пошел дождь: одна капля упала на ладошку ( дети одним пальцем ударяют по ладони другой руки), две капли упало на ладошку, три капли, четыре капли, и вот пошел ливень ( все громко аплодируют). Дождь не переставал ни днем, ни ночью. Сорок дней и ночей длился этот ливень. Вся суша и даже вершины самых высоких гор скрылись под водой. Но постепенно дождь стал стихать. Четыре капли упало на ладошку, три капли, две, одна капля и дождь закончился.

-Ребята, как вы думаете, о каком мифе сейчас пойдет речь?

Тема «Олимпийские игры в древности»

Игра «Ипподром» ( играющие имитируют слова учителя)

Учитель:

- Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно то левой, то правой)

- На старт! Внимание! Марш! (ученики постепенно убыстряют «бег», с большей частотой ударяя себя по коленям)

-Бежим по мостовой! (ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам)

-Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь)

- По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь)

- Трибуны ликуют (девочки кричат: «Давай- давай! Эге-гей!», мальчики кричат: «Ого - го!» и свистят.)

-Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям).
- Финиш! Награждение победителей! (ученики вытирают пот, имитируют надевание венка на шею)

Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение.

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своём собственном здоровье.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия

Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)

Дождь не переставал ни днем, ни ночью

Дождь не переставал ни днем, ни ночью

А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся

А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022