Использование дидактического материала на уроках биологии
Оценка 4.9

Использование дидактического материала на уроках биологии

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
биология
8 кл
06.11.2018
Использование дидактического материала на уроках  биологии
Дидактические материалы по биологии предназначены для организации работы учащихся с учебником при изучении нового материала, а также для закрепления, обобщения и проверки знаний. Кроме того, весьма удобны для организации групповой работы не только на отдельных уроках, но и на серии уроков. Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования. В данной разработке представлен кроссворд для учащихся 8 класса, криптограмма по теме "Размножение", а также описываются игровые технологии на уроках биологии (примеры игр для учащихся среднего школьного звена).
Дидактика по биологии.docx
Использование дидактического материала на уроках биологии   6)   принцип   проблемности.                   Использование   дидактического   материала   положительно   влияет   на эффективность   усвоения   учебного   содержания,   способствует   повышение интереса   к   школьному   предмету   и   экономит   время   на   проведение самостоятельных   работ.   Выделяют   следующие   значимые   принципы   обучения, реализуемые   при   разработке   дидактических   материалов:   1)   принцип доступности;   2)   принцип   индивидуальной   направленности;   3)   принципы наглядности   и   моделирования;   4)   принцип   прочности;   5)   принцип познавательной   мотивации;   Разработка дидактических   материалов   производится   строго   по   определенным   этапам: определение целей обучения на уроке; отбор содержания учебного материала и методики   его   преподавания;   определение   области   и   цели   использования дидактических   материалов   на   уроках   биологии   ;   разработка   уроков   с использованием   дидактических   материалов;   проектирование   заданий   для отобранных уроков; выбор адекватного способа представления дидактического материала;   выбор   средств,   участвующих   в   разработке;   разработка дидактических   заданий;   формирование   методического   аппарата;   разработка методических рекомендации; выработка критерия оценки результатов обучения; разработка   средств   контроля   знаний   и   способов   их   применения;   включение дидактического   материала   в   качестве   дидактического   средства   в образовательный процесс  использования  на уроках  биологии ; интерпретация полученных результатов.      Примеры использования кроссвордов на уроках биологии.        Среди познавательных игр­задач хорошо известны викторины, кроссворды, чайнворды, ребусы, всякого рода головоломки и другие занимательные игры. Тематика   таких   познавательных   игр­задач   может   быть   самой   разнообразной. Кроссворд (словопересечение) – игра­задача, состоящая в заполнении словами пересекающихся   рядов   клеток.   В   местах   пересечения   горизонтальных   и вертикальных рядов буквы двух слов должны совпадать. Чайнворд (словоцепь) – познавательная игра, состоящая в заполнении клеток своего рода цепочкой. Для  решения чайнворда нужно  подбирать  такие  слова, в которых  последняя буква предыдущего слова будет служить начальной буквой следующего слова. Например,  АбрикоСливАкация…  и  т.д.  Ребус –  это   занимательная  задача,  в которой отдельные слова фразы специально зашифрованы с помощью рисунков или условных знаков в соответствии с установленными правилами. Примеры кроссвордов 1. 8 класс, тема «Кровь». Разгадайте кроссворд, с использованием приема «Ключевое слово». 2 5 4 1 3 6 7 8 9 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Биологически активное вещество – регулятор    функций организма. Одно из нарушений осанки. Орган движения. Нервная клетка. Физическое свойство мышцы. Подвижное соединение костей. Совокупность клеток и межклеточного вещества, которые имеют одинаковое строение, происхождение и выполняют общую функцию. 8. Жидкость, пагубно влияющая на организм человека. 9. Процесс регенерации поврежденных тканей. Ответы: 1. Гормон. 2.сколиоз. 3. Мышца. 4. Нейрон. 5. Утомление. 6.сустав. 7. Ткань. 8.Алкоголь. 9. Заживление. Ключевое слово: гомеостаз.  1. развитие». Разгадайте   чайнворд.   9   класс,   тема   «Размножение   и 1. Парная мужская железа. 2. Процесс созревания женских половых клеток. 3. Оплодотворенная яйцеклетка. 4. Ускорение темпов роста и развития подростков. 5. Место образования яйцеклетки. 6. Изменение голоса у подростков. Ответы: 1. Яичко. 2. Оогенез. 3. Зигота. 4. Акселерация. 5. Яичник. 6. Мутация. 1 6 2 5 3 4 2. Разгадайте кроссворд.  9 класс, тема «Размножение и развитие» Процесс созревания мужских половых клеток. Оплодотворенная яйцеклетка. Процесс слияния женской и мужской половых клеток. Изменение голоса у подростков. По горизонтали: 1. 2. Мужская половая железа. 3. Мужская половая клетка. 4. 5. 6. 7. Мужской половой гормон. 8. Женская половая клетка. По вертикали: Орган, связывающий зародыш с материнским организмом. Носитель генетической информации. Ускорение темпов роста и развития подростков. Индивидуальное развитие организма от начала и до конца жизни. 1. 2. 3. 4. 5. Женский половой гормон. 6. 7. Жидкая соединительная ткань. 8. 9. 10. Воспаление предстательной железы у мужчин. 11. Название   организма   с   9   недели   внутриутробного   развития   до   момента Состояние женщины в период развития зародыша в матке. Название половой клетки как мужской, так и женской. Циклические выделения из женских половых органов. рождения. Ответы:  по   горизонтали:1.   Сперматогенез.   2.   Яички.   3.   Сперматозоид.   4.   Зигота.   5. Оплодотворение. 6. Мутация. 7. Тестостерон. 8 яйцеклетка.  по вертикали: 1. Плацента. 2. Ядро. 3. Акселерация. 4. Онтогенез. 5. Эстроген. 6. Менструация. 7. Кровь. 8. Беременность. 9. Гамета. 10. Простатит. 11. Плод. 10 11 Использование криптограмм на уроках биологии. Использование   криптограмм   на   уроках   биологии,   является   довольно   редким случаем. Но  меня, как учителя­новатора, привлекают новые образовательные технологии,   и   не   пугают   трудности,   связанные   с   их   внедрением   в   учебную программу.Это   особенно   важно   в   подростковом   возрасте,   когда   еще формируются,   а   иногда   и   только   определяются   постоянные   интересы   и склонности к предмету. Именно в этот период нужно раскрыть притягательные стороны биологии, но и не забывать о межпредметных связях. В данном случае, это   математика!!!  Криптограмма   ­  это   зашифрованное   письмо.   Чтобы разгадать криптограмму, надо расшифровать ключевые слова, приведенные к ней. Количество букв в ключевом слове соответствует количеству чисел в нем. Одно   и   то   число,   встречающееся   как   в   ключевых   словах,   так   и   в   самой криптограмме,   соответствует   одной   и   той   же   букве.   Увлекшись,     дети   не замечают,   что   учатся:   познают,   запоминают   новое,   пополняют   запас представлений, понятий, развивают фантазию. Разгадывание   криптограмм   делает   процесс   обучения   интересным   и занимательным,   способствует   лучшему   усвоению   биологических   терминов   и определений. В процессе разгадывания криптограмм замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в которую вступают ученики. Представляю   вашему   вниманию,   разработанную   мной   криптограмму   по биологии. Расшифруйте криптограмму. 9 класс, тема «Размножение и развитие» Ключ:  ­,1,2,6,3,4,1,4,­           Индивидуальное развитие организма (онтогенез) 7,8,9,19               Зародыш с девятой недели развития (плод) 3,11,12,4,2,11           Половая клетка  (гамета) 15,­,­,16,­,17,­          Хронологический и биологический….(возраст) 6 16 13 7 4 1 8 1 14 6 14 4 9 4 3 6 ­ 11 2 17 12 15 8 4 6 14 2 Ответ: Оплодотворение – слияние гамет. 1. Игровые технологии на уроках биологии. Примеры игр для учащихся среднего школьного звена.            Игры – это прекрасное дополнение учебно­воспитательного процесса и направлены   на   развитие   личности   ребенка:   интеллектуальной,   физической   и психической. И хотя игра, на первый взгляд, является развлекательным делом, но она имеет невероятный потенциал для формирования у учеников не только стойких знаний, но и моральных качеств, таких как честность, порядочность, гордость, самооценка, поддержка товарищей и др. Хочу предложить методические разработки игр по биологии с экологической направленностью 1. «Ласточка» Место проведения: классная комната, спортивный зал. Материалы: стулья, печенье. Мотивация: Посмотрите в небо! Там летают птицы. Кто из вас не мечтал так же полететь в небо? У каждого человека есть тайное желание – летать, как птицы. Кажется:  взмахнула крылом и легко­легко полетела… Но легко ли быть птицей и летать? Правила:  Из учеников класса формируют две команды. В каждой выделяют «птенцов» ­ троих учеников, их родителей – двух учеников, насекомых – 4­5 учеников. Каждому насекомому в руки дают по три печенья. Птенцы все время сидят на одном месте и громко просят есть. Родители бегают за насекомыми, а те убегают от них. Родитель должен поймать насекомое и забрать у него печенье, чтобы отдать птенцу. Насекомые выбывают из игры тогда, когда лишатся всего печенья. Игра заканчивается в тот момент, когда   все   печенья   птенцы   съедят.   Победит   та   команда,   которая   справится быстрее. Беседа:        1. Трудно ли птицам добывать еду? 2. Почему необходимо оберегать птиц? 2. «Отходы в доходы» Место проведения: классная комната. Материалы:  отработанные пальчиковые батарейки, электрические лампочки. Мотивация:  Мусор   в   настоящее   время   повсюду:   устаревшие   механизмы, неутилизированные минеральные удобрения, пустые бутылки, металл, бумага и пустые   пластиковые   бутылки,   картофельные   очистки, т. д. Все, что создает человек, рано или поздно отправляется на свалку. Именно, мусорные   свалки   –   это   самый   существенный   показатель   человеческой цивилизации! Правила:  класс   делиться   на   группы,   каждая   из   которых   получает   свой   вид отходов. За 10 минут необходимо предложить варианты получения доходов из отходов. Простейший вариант игры «Биржа». 3. «Альтернатива» Место проведения: классная комната. Материалы: бумага, ручки, таймер. Мотивация:  Очень   часто   можно   услышать   такую   фразу:   «У   меня   не   было другого  выхода». Так люди  оправдывают  свое поведение, особенно если  это касается   негативных   последствий.   Анализ,   экологическая   экспертиза,   очень часто подтверждают, что альтернатива есть. Правила:  стулья   в   классе   расположены   по   кругу,   в   середине   –   стулья   для игроков.   Класс   делится   на   команды   из   4­6   учеников.   Команды   по   очереди занимают место в центре круга и получают задание. Они должны за 5­10 минут обсудить   его   и   сделать   вывод.   Ученика   класса   только   слушают.   После выступления   группа   возвращается   на   свои   места,   а   учитель   задает   классу вопросы: 1. Соглашаетесь ли вы с мыслью группы? 2. Была ли эта мысль достаточно аргументирована? 3. Какой аргумент вы считаете наиболее убедительным? 4. У кого­то есть другие мысли по этому поводу? 5. «Биоценоз» Место проведения: классная комната. Материалы: карточки – пазлы. Мотивация. Виды существуют в природе отдельными популяциями. В целом понятно,   что   популяции   разных   организмов   вступают   между   собой   в определенные взаимодействия, если заселяют одну и ту же территорию. Правила: Карточки перемешивают. Первый игрок вытягивает одну карточку и кладет   ее   в   центре   стола.   Остальные   карточки   раздаются   участникам   игры, которые должны собрать картинку биоценоза. Ребята называют виды растений, животных, изображенных на карточках. Примечание:  Игра состоит из карточек и ее легко изготовить. Можно найти интересные рисунки различных биоценозов, наклеить их на картон и разрезать на одинаковые   части.   Игра   проходит   командно,   поэтому   рисунки   могут   быть разными. 5.«Клетка» Место проведения: классная комната. Материалы:   листы   бумаги,   ручки,   пары   фотографий   или   картинки: животных в природе / животные в неволе. Мотивация: Все домашние животные происходят от диких. Известно для чего их   выращивают!!!   Других   диких   животных   удерживают   в   зоопарках.   Также понятно   для   чего!!!   Некоторые   животные   служат   науке,   а   некоторых удерживают в неволе просто ради забавы. А есть ли между ними разница? Какие существуют   положительные   и   отрицательные   аспекты   этих   двух   условий существования животных??? Правила: Игра проводится в форме конференции. Класс делится на четверки, каждая   четверка   на   двойки   –   «интересы   животных»   и   «интересы   людей». Четверки   получают   задания   и   озвучивают   свои   мысли   с   позиции   интересов, которые   они   представляют.   Задания   команд   –   найти   ка   можно   больше положительной   и   отрицательной   информации     про   тот   или   иной   способ существования животных. Примеры пар:  Жаба в озере – жаба в медицинской лаборатории Бык на пастбище – бык на корриде Утки в озере – утки в инкубаторе Медведь в лесу – медведь в клетке зоопарка. Птица в небе – птица в клетке.

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии

Использование дидактического материала на уроках биологии

Использование дидактического материала на уроках  биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018