ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Оценка 4.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
doc
окружающий мир +2
1 кл—4 кл
04.06.2019
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
В статье приведены примеры приемов ТРИЗ-технологии, помогающие раскрывать способности каждого ученика. Благодаря им развивается речь, воображение, системное мышление, поисковая активность, творчество детей. Обучаясь с помощью данной технологии, дети подготавливаются к решению проблем в различных сферах деятельности. Учащиеся ориентированы не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию. Загадки, лимерик, открытые задачи, противоречие, творчество.
Использование элементов ТРИЗ в обучении детей начальной школы апробация и перспективы.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Петровская Е.А. МАОУ «Лицей № 7» В  статье  приведены  примеры   приемов   ТРИЗ­технологии,   помогающие  раскрывать способности каждого ученика. Благодаря им развивается речь, воображение, творчество детей.   Обучаясь   с   помощью   данной   технологии,   дети   подготавливаются   к   решению проблем в различных сферах деятельности. Загадки, лимерик, открытые задачи, противоречие, творчество. Мы живем в быстро изменяющемся мире, где с каждым днем возрастает потребность   в   оперативном   принятии   точных   решений   для   обеспечения выживания человечества. Эта тенденция развития общества предъявляет новые требования  к  системе  воспитания  и образования  подрастающего  поколения.          В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать   багаж   знаний   и   умений,   сколько   приобретать   способность самостоятельно   и   совместно   с   другими   людьми   ставить   осмысленные   цели, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т.е. становиться на   деле   самостоятельным,   инициативным   и   креативным.     Главная   задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности,   готовой   к   жизни   в   высокотехнологичном,   конкурентном   мире. В   последнее   время,   все   чаще   стал   подниматься   вопрос   об   организации учебного   процесса,   направленного   на   развитие   творческих   способностей учащихся.   Необходимо   отметить,   что   есть   ряд   технологий,   методик, развивающих   такие   свойства   и   качества   личности,   которые   необходимы   для творческой   исследовательской деятельности.     и           Такой  технологией можно по праву считать ТРИЗ. На сегодняшний день ТРИЗ­педагогика,   как   инновационное   педагогическое   направление,   входит   в состав   современных   образовательных   программ   для   образовательных учреждений.        В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируется стиль мышления,   направленный   не   на   приобретение   готовых   знаний,   а   на   их самостоятельную   генерацию;   умение   видеть,   ставить   и   решать   проблемные задачи   в   своей   области   деятельности;   умение   выделять   закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического   пространства                Наряду с формированием навыков творческого мышления и развития открытых задач.     управляемого творческого воображения ТРИЗ­педагогика ставит своей целью воспитание   творческой   личности,   подготовленной   к   решению   проблем   в различных     Специалистами   по   ТРИЗ   Злотиным   Б.Л., сферах     деятельности.   Зусман   А.В.     были проанализированы,   согласно   теории   Ж. Пиаже,   основные   черты   детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ. Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к   специально   организованному   при   помощи   изучения   ТРИЗ,   что   позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в начальной школе.                В основе используемых в ТРИЗ­педагогике средств изначально лежит проблемно­поисковый   метод,   что   сближает   эту   технологию   с   развивающим обучением.   Я.А.Пономарев   считает:   «Проблемное   обучение   специально направлено на развитие творческого мышления. Однако оно еще не решило того минимума   задач,   который   необходим   для   превращения   исследований проблемного   обучения   в   фундаментальную   область   знания.   Перед   теорией обучения и воспитания стоят сейчас грандиозные задачи по линии воспитания творческого   мышления,   творческих   способностей   и   качеств   личности».1                 Рассматривая   «тризовское» обучение, видно, что перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает   достижению   успешности   в   решении   проблемных   задач.   Если   цель ТРИЗ   можно   кратко   определить   как   решение   изобретательских   (творческих, открытых)   задач,   то   целью   ТРИЗ­педагогики   является   обучение   способам   решения         К основным свойствам творческого мышления относятся: умение находить творческих     задач. и   выделять   закономерности   в   объеме   информации,   владение   навыками систематизации   и   структурирования   информации,   способность   использовать скрытые ресурсы для решения задачи, навык генерирования гипотез и способов их   проверки,   умение   видеть,   формулировать   и   разрешать   противоречия.           Остановлюсь на целях и принципах преподавания ТРИЗ в начальной школе.         Цели:  Развивать гибкость, подвижность мышления;  Развивать поисковую активность, стремление к новизне;  Развивать творческое воображение;  Развивать элементы системного мышления;  Формировать навыки содержательной оценки и самооценки;  Формировать понятие «противоречие»;  Воспитывать толерантность; Принципы: Свобода выбора – в любом действии предоставлять ученику право выбора (и, соответственно, ответственность за него); 1 Пономарев Я.А. «Психология творчества». М, Наука, 1976г. Открытости – использовать в обучении открытые задачи; давать не только знания, но и показывать их границы; Деятельности   –   организовать   ЗУН   преимущественно   в   форме деятельности; Обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью системы приемов обратной связи; Идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих   учащихся   с   целью   повышения   результативности   и   уменьшения затрат в процессе образования. Набирая первый класс, начинаю работу в данном направлении. Одним из основных   показателей   уровня   развития   умственных   способностей   ребенка можно   считать   богатство   его   речи,   поэтому   сначала   обращаю   внимание   на составление загадок – это ближе и понятнее для детей 6­7 летнего возраста. Традиционно   работа   с   загадками   основывается   на   их   отгадывании.   Развивая умственные способности детей, важнее научить составлять собственные загадки.         Учить составлению загадок можно по следующей схеме. Выбрать объект, выяснить,   на   что   похож   по   форме,   по   цвету,   по   качеству   материала,   какие действия   может   выполнять,   что   бывает   таким   же   и   т.д.   Затем   составляем загадку. Например: мяч. Какой? Круглый Резиновый Прыгающий Что (кто) бывает таким же? Арбуз Колесо Заяц Получаем   загадку:  «Круглый,   но   не   арбуз,   резиновый,   но   не   колесо,   заяц». но не     прыгает,                   Такие   задания   учат   детей   обращать   внимание   на   главные   качества предмета.  Загадки можно составлять на основе «занижения» или «завышения» свойств объектов, нахождения между ними общего и различного. Постепенно, от   загадок   переходим   к   составлению  лимерика.   Работа   с   рифмованными текстами благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. Лимерик – это небольшое произведение из пяти строк. В нем рифмуются первые две строки, вторые две строки, а пятая содержит вывод и не рифмуется. Строится лимерик по следующей схеме.  Жил­был (объект)  Сравнение или указание на свойство объекта  Действие или взаимодействие с другими объектами  (продолжение 3 строки)  Вывод (мораль) Чем   противоречивее   выбранное   для   стихотворения   сочетание,   тем   оно лимерик. похоже на       более Мы с детьми составили лимерик про мяч:  Жил­был мяч.  Любил пуститься вскачь.  Был похож на арбуз.  Но противный он на вкус.  Потому что резиновый. Работа   с   лимериком   нравится   детям.   Мы   составляем   их   на   уроках литературного чтения или письма. Как только попадается удачная фраза или ключевые слова в сказках. Дети неплохо оперируют понятием рифма, умеют вычленить основные свойства того или иного предмета. Это особенно важно для Еще развития речи, тем более что это является большой проблемой в школах. одним направлением ТРИЗ является работа с противоречиями. Ребята умеют оперировать разными понятиями. На уроках мы играем в игру «хорошо­плохо». Для этого берется объект (явление): дождь. Я спрашиваю у детей хорошо это или плохо? Мнения расходятся. Для природы хорошо, а для человека – нет, нельзя идти гулять. Как решить противоречие? Вот здесь дети пытаются это сделать. Предлагают взять зонтик, надеть сапоги и плащ. С данными понятиями можно   играть   на   примере   сказок.   «Заюшкина   избушка»:   у   лисы   избушка растаяла   –   плохо,   ей   негде   жить;   хорошо   –   сменит   жилище   на   лучшее. На уроках окружающего мира можно использовать открытые задачи. Эти задачи   хороши   тем,   что   имеют   несколько   ответов.   Их   можно   брать   из произведений авторов, описывающих природу. Особенно много таких задач у М.Пришвина,   Н   Сладкова.   Главное   их   найти.   Такие   задачи   имеют   свои инструменты решения. Мне интересно стало самой найти такие задачи. В книге М.М.   Пришвина   «Моим   молодым   друзьям»   я   нашла   рассказ   «Дятел». «…Видел дятла: летел короткий, насадив себе на клюве большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежав по стволу с шишкой на клюве до знакомого места, он увидел, что в развилине,   где   у   него   защемляются   шишки,   торчала   отработанная   и несброшенная шишка, и новую шишку ему некуда было девать. И нельзя было ему,   было     нечем   занят…» Как   сделать,   чтобы   отработанная   шишка   выпала   из   развилины?   Дети сбросить старую:   клюв   предлагают   множество   вариантов   решений.   Как   правило,   находится   верное.            Когда дети станут постарше, поиск открытых задач перекладываю на их плечи.   Ничто   так   не   радует,   как   сделанное   самим   собой   открытие.          Приведенные выше примеры только малая капля из всего многообразия, предлагаемого   ТРИЗ   –   педагогикой.   В   этом   смысле   ТРИЗ   дает   уникальные возможности,   позволяя   улучшать   старое   и   создавать   новое,   т.   е.   творить, пользуясь   конкретными   правилами,   понятиями,   приемами.   Основанная   на объективных   законах   развития   окружающего   мира,   теория   решения изобретательских   задач   позволяет   решать   творческие   задачи   любому,   кто правила. вникнет ее в                Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствует настойчивость   и   выраженные   интересы.   Отправной   точкой   для   развития воображения должна быть направленная активность, т.е. включение фантазии в проблемы. конкретные практические                    Согласно исследованиям ученых­психологов установлено, что развитию воображения способствуют:     Ситуации незавершенности; Разрешение и даже поощрение множества вопросов; Стимулирование независимости, самостоятельных разработок; Позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых. Развитию воображения препятствуют:  Неодобрение воображения;  Разделение игры и обучения;  Готовность к изменению точки зрения;  Преклонение перед авторитетами; Работа с первоклассниками еще раз показала, что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно. Они быстро усваивают приемы, успешно решают задачи, а позже, воодушевленные успехом, осваивают более сложные для них другие инструменты. Литература 1. Злотин Б.Л, Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев: Лумина, 1990. 2. Селевко   Г.К.   «Современные   образовательные   технологии». Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 3. Сидорчук   Т.А.,   Лелюх   С.В.   Составление   детьми   творческих рассказов по сюжетной картине. М.: Аркти, 2009. 4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок. М.: Аркти, 2009. 5. Сидорчук Т.А. http://www.trizminsk.org/e/prs/si.htm 6. Тамберг   Ю.Г. WWW.  natm.ru/triz/faces/tamberg.htm    «Развитие мышления ребенка с использованием методик ТРИЗ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: АПРОБАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Скачать файл