История – это наука, без которой просто трудно дышать. Она воспитывает челове-ка , гражданина, патриота. Наша история разнообразна и богата, и вся она отражена в богатой нашей литературе. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит эффективность труда учителя истории
Использование художественной литературы во
внеклассных мероприятиях по истории.
Значение художественной литературы в решении познавательновоспитательных задач
обучения истории широко и разносторонне. Литература решает те же задачи исторического
познания, только иными, свойственными ей средствами средствами образного, картинного
отображения прошлого и настоящего. При подготовке внеклассных мероприятий я
привлекаю разнообразные по форме и жанрам произведения: повести, поэмы,
стихотворения, пословицы. При отборе внимательно оцениваю историческую
достоверность материала ,воспитательную значимость, доступность языка и формы
.Использование литературы дает навыки самостоятельного анализа событий и документов,
учит умению делать простые сопоставления и обобщения , пробуждает к активности,
развивает воображение помогает закрепить и повторить пройденное. Оно формирует
политическое убеждение, воспитывает нравственно. В произведениях мы находим
конкретный материал – обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали
быта, яркие факты и описания, облика людей прошлого. \
Взгляни на глобус: Вот он – шар земной.
На нем Башкирия С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком,
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…
Это стихи нашего великого поэта Мустая Карима, которые я использовала в меро
приятиях ,посвященных Дню Республики. Необыкновенная природа, ее красота воспева
ется в стихах Г . Молодцова, Р. Валеевой.
Мы прославляем столицу республики – город Уфу в стихах Г. Рамазанова« Всего
лишь три буквы…» :
Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но гдето вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!
С любовью и нежностью поют о родной Агидели, звон ее струй как бы впитался в
задумчивые мелодии курая, которые воспевал А. Игебаев в стихотворении» «Курай» .
Их я использовала в мероприятиях, посвященных Году экологии.
Башкирский народ помнит и чтит подвиг национального героя, поэта, импровизатора
Салавата Юлаева. Его стихи «Милая моя земля», «Стрела», «Мой Урал» Ай, Урал, ты
мой Урал, Великан седой, Урал! Ребята заучивали наизусть. К 200летию войны с
французами подготовили мероприятие «Время героев» и показали сценку «Василиса
Кожина идет на фронт» , читали отрывок Н. Языкова «Из послания Д, В. Давыдову
«Жизни баловень счастливый» К юбилею Москвы заучивали пословицы, поговорки, стихи.«Москва всем городам мать», «Москва не сразу строилась» и другие. Стихи М. Ю.
Лермонтова «Москва., Москва! …Люблю тебя как сын», песня « Я иду шагаю по Москве».
В 2015 году широко отмечали 70летие Великой Победы . Мы подготовили меро
приятие « Женщины в годы Великой Отечественной войны» Мы читали стихи Юлии
Друниной «Ты должна», сценку «Гибель командарма» по произведению Галины Нико
лаевой, инсценировали отрывок «Возвращение» из повести Андрея Платонова.
История – это наука, без которой просто трудно дышать. Она воспитывает челове
ка , гражданина, патриота. Наша история разнообразна и богата, и вся она отражена в
богатой нашей литературе. Целесообразная и хорошо продуманная работа по
использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет
неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит эффективность
труда учителя истории.