«Использование интерактивной доски на уроках обучения грамоте».

  • Интерактивная доска
  • pptx
  • 14.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми приемами работы на уроках обучения грамоте с использованием интерактивных средств, которые помогают наиболее эффективно реализовать активные и интерактивные методы на практике. Представлены виды интерактивных учебных заданий на уроках обучения грамоте с использованием коллекции цифровых образовательных ресурсов программы Notebook LAT 2.0 Раздел Activities.:
Иконка файла материала презентация.pptx
«Использование интерактивной доски на уроках обучения грамоте как  средство оптимизации процесса обучения и повышение его эффективности». Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему  это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:  ­  перегрузка однообразным учебным материалом;  ­  несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;  ­ ограниченные возможности для творческого самоуправления. Одним из направлений оптимизации обучения является использование современных  средств и технологий. В рамках ФГОС предполагается использование активных и  интерактивных методов, как более действенных и эффективных. Как же мне увлечь учащихся учебным материалом, чтобы первоклашки не считали  «ученье за свое мучение»? Решение этой проблемы я нашла в использовании интерактивной  доски. И вот уже каждодневный учебный труд не такой уж и однообразный. Когда мои  ученики видят, как одним прикосновением, можно мгновенно окрасить фигуру в разные  цвета, как неправильно написанная буква исчезает на глазах (Инструмент «Волшебное  перо»), глаза детей загораются интересом и восторгом! Как интересно из одного слова  «вытащить» огромное количество букв (Утилита множественного клонирования) и  т. д. Дети радуются чудесам, и дома с восторгом рассказывают, что их учительница  настоящая волшебница! Давайте станем для наших учеников добрыми волшебниками,  которые их научат творить в будущем настоящие чудеса. Считаю, что использование интерактивной доски на уроке оптимизирует процесс  обучения и повышает его эффективность. Делает занятия интересными и увлекательными  для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию  ресурсов, развивает мотивацию. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к  обучению, стимулирует профессиональный рост. Благодаря использованию интерактивной доски можно сделать процесс обучения  значительно более наглядным и интерактивным.  Использование интерактивной доски помогает первоклассникам почувствовать, что   учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не  только по обязанности.
Слайд 2 Как увлечь первоклассников учебным материалом? Слайд 3  Цель работы: Познакомить с возможностями применения интерактивной доски на  уроках обучения грамоте в 1 классе. Задачи: 1) Показать возможности интерактивной доски, как средства обучения. 2) Показать конкретные приемы работы с использованием  интерактивных средств  коллекции LAT 2.0 Раздел Activities  В презентации представлены некоторые виды работы на уроках обучения грамоте с  применением интерактивных средств обучения (использование программы Notebook).   Задания ориентированы на организацию поисковой, исследовательской деятельности  детей, развитие универсальных учебных действий, выполнение творческих заданий. Все это  направлено на достижение учениками 1­х классов личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.  Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь  интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и  комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. 1. Целесообразность использования информационных технологий. Период обучения грамоте — исключительно важный этап в формировании  личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная  жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему  образованию. Необходимо, чтобы желание, с которым первоклассник идёт в школу,  постепенно не только не угасало, но и крепло. Поэтому одно из первых условий успешности  учебной работы в данный период — сделать уроки интересными для маленького ученика,  воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения,  иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса. Интерактивная доска позволяет учителю визуализировать процесс познания,  стимулировать интеллектуальную деятельность детей. Использование коллекции LAT 2.0  сделает уроки яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными.  Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из  важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность.
Преимущества электронно­интерактивного метода в том, что обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников  процесса обучения. Ориентация на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и  деятельности: ­ переход от свойственного дошкольникам наглядно­образного мышления к логическому; ­ переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной. С применением ИКТ процесс обучения становится не скучным, однообразным, а  творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень  важно для учебной деятельности ребёнка. Слайд 4  Использование информационных технологий позволяет сделать учебный  процесс:     познавательным; увлекательным (оригинальность заданий); занимательным (игры, шарады, кроссворды); гибким;  многообразным;   творческим (использовать самые новые достижения в компьютерной технологии) ; эстетически привлекательным. 2. Теперь предлагаю вам ознакомиться с некоторыми приемами работы на уроках обучения грамоте  с   использованием   эффективно реализовать активные и интерактивные методы  на практике.     интерактивных   средств,   которые   помогают   наиболее В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), относящихся к различным областям знаний. Это  приложение можно успешно использовать при изучении обучения грамоте.
Слайд 5 Виды интерактивных  учебных  заданий  на уроках обучения грамоте с  использованием коллекции цифровых образовательных ресурсов программы Notebook LAT  2.0 Раздел Activities.:         установление соответствия слова и его схемы; составление новых слов из букв данного слова; распределение слов по группам;  познавательные игры  вставка пропущенных букв и слов; перемещение объектов по доске; работа с тренажерами; тестирование. Интерактивную доску как средство обучения можно использовать при разработке  различных типов современного урока и на разных его этапах: урок ознакомления с новым  материалом;  урок закрепления изученного;  урок применения знаний и умений;  урок  обобщения и систематизаций знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений;  комбинированный урок. Коллекция интерактивных средств LAT 2.0 (Lesson Activity Toolkit) – важная  составляющая программы Smart Notebook.   Activities Слайды 6­15  Раздел         Анаграмма   Anagram (   1)         ИС     )  . Составить слово из предложенных букв. Познавательная игра – анаграмма используется с  целью формирования интереса к учению. Упражнение, вырабатывающие внимание к слову и  его частям, и являющееся предпосылкой правильного чтения, совершенствование у детей  природной языковой интуиции, склонности к догадке. Развивает мышление учащихся,  которые анализируя известные факты, находят искомое слово. При редактировании в первый столбец впечатываем какие­то слова (или текст) –  собственно анаграммы. Во второй ­ помещаем текстовые подсказки­определения слов-
анаграмм. В третий ­ столбец мышкой перетаскиваем графические подсказки­ картинки. 2) ИС «  Word       biz   » (Словарная ярмарка).   Из букв составь слово отгадку. Раньше задания данного вида выполняли с помощью вечно  рассыпающейся кассы букв. Данный вид работы способствует привитию интереса к урокам  чтения, формированию у учащихся желания научиться хорошо читать. Раскрывает  способности детей, их индивидуальность. Очень интересное средство, позволяющее организовать нечто вроде «живого» кроссворда. В процессе редактирования закладывается несколько вопросов (определений) и  правильные ответы на них. А уже во время работы этого ИС заложенные вопросы  (определения) поочередно появляются на экране. Ответы (или слова под определения)  нужно «собирать» из отдельных букв, которые имеются на «ярмарке». 3) ИС «  Vortex     Распредели на 2 группы.   ­    image     sort      » (Водоворот для сортировки картинок). Учащиеся упражняются в делении слов на слоги. Данный прием  усталости у детей.    помогает снять чувство  Еще   одно   ИС   для   сортировки   графических   объектов   на   две   категории,   но значительно более интересное, выполненное в форме игры. Имеется два «водоворота» с конкретными названиями, под ними – в случайном порядке картинки (до 16). Необходимо «утопить» все эти картинки в «своем» водовороте. Какой считается «своим» ­ задается в процессе редактирования. Основой обучения грамоте служит звучащая речь. Это значит, что на уроках проводятся  звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, сопоставление слогов с их  буквенным выражением, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией. Различные  виды заданий по звуковому анализу слов призваны помочь первоклассникам накопить  фонетический опыт и отточить фонетические умения. Способствуют развитию   у школьников лингвистического мышления — способности осознавать речь, предложение, слово, звук как  предмет наблюдения и изучения, выполнять с различными средствами языка операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Для развития интереса к учебному предмету использую следующие ИС:
4)         ИС    (Выбор изображения)  select    I  mage       .   Подбери слово к схеме.  Учащиеся анализируют графическую модель слова. Поэтапный фонетический разбор в  начальной школе служит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков,  даст богатый материал для проведения полного фонетического разбора в дальнейшем. Данное  усиливает непроизвольное запоминание. ИС            При редактировании задается некоторое количество графических изображений (от 3 до  18). К каждому из них дается текстовая подпись. В процессе работы изображения  быстро сменяют друг друга в одном окне  в случайной последовательности. При щелчке  по окну в нем остается какое­то одно изображение, а под ним – три варианта ответа, из которых лишь один верный. По нему и нужно щелкнуть. После ввода ответа картинки  начнут меняться вновь. 5)         ИС    (Соответствие изображениям)  match    I  mage       .   Подбери слово к схеме. Данное упражнение способствует развитию фонематического слуха детей, умения вычленять  звуки из слова, производить слого­звуковой и звуковой анализ слов. Имеется несколько картинок­схем слов (от 2 до 5) и соответствующее количество  подписей к картинкам. В процессе работы нужно правильно соотнести подписи и  картинки (перемещая подписи к нужным картинкам).   Category sort ­ text (  Сортировщик   6)         ИС        текста    )  . Распредели слова по группам. Закрепление фонетических знаний. Задание  развивает  языковое чутьё, умение определять количество букв и звуков в слове. В процессе редактирования задать  некоторое количество слов (от 1 до 16). Далее нужно определить количество возможных категорий (колонок), к которым можно отнести эти слова (2 или 3) и указать конкретно, какое изображение к какой категории относится.   7) ИС   Multiple       choice     (Множественный выбор).   Тестовые задания с выбором правильного ответа. Такой вид работы позволяет не только  выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию,  повышает мотивацию обучения.
В процессе редактирования определяем количество вопросов теста (от 1 до 10), затем  вводим текст каждого вопроса, к нему ­ четыре варианта ответа, обозначенных буквами  A,B,C и D. Указываем, какой ответ верный. Раздел     Tools  1) ИС   Word       generator     (Генератор слов).   Можно использовать как слоговое лото для формирования механизма плавного  слогового  чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами. Мы имеем дело с пустым полем прямоугольной формы, в правом нижнем углу которого  имеется какая­то картинка (это может быть изображение лягушки, глобуса, ящика со  словами или книги). Эти картинки интерактивны, т.е при щелчке по ним что­то  происходит, например, книга и ящик приоткрываются, лягушка квакает, открывая рот,  глобус мерцает. При каждом таком нажатии на поле появляются какие­то слова или  кусочки текста, которые размещаются в две колонки. В процессе редактирования, как  раз и задается список слов, их размещение по колонкам, порядок появления (случайным  образом или в строгом порядке) и сама картинка, по которой нужно щелкать.  2) ИС   Click       and      reveal     (Щелкнуть и показать)   Назови пропущенные слова – антонимы.  Целью данного задания является раскрытие для  детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание  средствами русского языка; обогащение словарного запаса. Имеется целая серия таких средств, отличающихся друг от друга по форме. Если щелкнуть   по   такому   объекту,   он   становится   прозрачным.   При   повторном   щелчке   – прозрачность   исчезает.  Идея  использования  понятна  –  за  такими  объектами  можно что­то  спрятать,   а  в  нужный   момент  –  щелкнув,   показать.  Имеется  возможность изменять цвет фигур и их размеры. 3) ИС   Qestion       flipper     (Всплывающие вопросы).   Переворачивающаяся» при щелчке полоска. В процессе редактирования вносится текст,  содержащийся на каждой стороне, например, на одной стороне вопрос, на другой –  ответ.
4. Выводы Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к  учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Низкая успеваемость часто объясняется  невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя  интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание  класса. Таким образом, использование интерактивной доски на уроках – это не дань моде, не  способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать  познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. В целом, информационные  технологии значительно обогащают образовательный процесс, наполняют его новым смыслом. Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной  личности. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе  позволяют  увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Школьный урок — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый  педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его  профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению  занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных  образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности, как для  школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень  образовательной деятельности на уроках.  Безусловно, применение интерактивной доски требует от учителя определённой  подготовки, знаний и времени. Но главное, что работа с этим «чудом» техники очень нравится детям. Они с нетерпением ждут от меня чего­то новенького и интересного. Для учителя это важно. Освоив нетрудные приёмы работы с интерактивной доской, я призываю всех своих  коллег применять в нашей педагогической практике это новшество. Желаю Вам творческих успехов! Спасибо за внимание!