Проблемная ситуация:
- задание;
проблемный вопрос;
демонстрация опыта, механизма, эксперимента;
материал из научного журнала;
личные наблюдения учащихся.
Проблемная ситуация
Каждый из нас является потребителем электроэнергии. В январе стоимость кВт.ч электоэнергии повысилась. Следовательно, повысились и расходы нашей семьи.
Можно ли снизить потребление электроэнергии и что для этого сделать, чтобы уменьшить платеж за электроэнергию, не снижая уровня комфорта?
Таблица «Приблизительный расход электроэнергии в моей квартире»
Потребители энергии | Мощность | Кол-во, | Среднее время работы, | Расход эл.энергии в месяц | Стоимость, |
холодильник | 1 | 2 (с учетом пауз) | 60 |
| |
телевизор | 0,08 | 1 | 5 | 12 | |
стиральная машина | 1,5 | 0,57 | 26 | ||
электрочайник | 2 | 0,25 | 15 | ||
компьютер | 0,15 | 2 | 9 | ||
пылесос | 0,8 | 0,14 (1 час в неделю)3 |
| ||
утюг | 1 | 0,29 (2 ч в неделю) | 9 |
| |
микроволновая печь | 0,2 | 6 | |||
освещение (лампы накаливания) | 10 | 3 | 90 | ||
ИТОГО |
|
таблица «Характеристика световых ламп».
Наименование | Лампа накаливания | Галогенная лампа | Люминесцентная лампа | Светодиодная (LED) лампа |
Нагрев | Сильно | Средне | Практически не греется | |
Антивандальность | Очень хрупкая | Хрупкая | Практически не разбивается | |
Мощность (Вт) | 75 | 45 | 15 | 10 |
Световой поток (Lm) | около 700 | 700 | около 700 | 800 |
Срок службы (час) | 1000 | 2000-2500 | 8000 | 5000 |
Алгоритм решения проблемной ситуации
Составить таблицу «Приблизительный расход электроэнергии в моей квартире».
2. Определить, какие бытовые приборы расходует больше электроэнергии.
При помощи таблицы «Характеристики световых ламп»:
- выявить лампы, обладающие приблизительно одинаковым световым потоком, но меньшей мощностью.
Рассчитать на сколько уменьшиться платеж за электроэнергию в месяц при замене ламп.
Внести другие предложения по уменьшению потребления электроэнергии.
Вывод:
Проанализировав составленную таблицу «Расход электроэнергии в моей квартире», можно сделать вывод, что больший расход электроэнергии в квартире приходится на освещение, пользование электроплитой, кондиционером и т.д.
Сравнив характеристики световых ламп, можно сделать вывод, что наиболее экономичными являются светодиодные лампы (не только из-за низкой мощности, но и большому сроку службы).
При подсчете электроэнергии затраченной одной лампой получаем:
- лампа накаливания 0,075Вт х 3ч х 30 дней = 6,75 кВт .ч х 1,81 руб = 12,27 руб.
- светодиодная лампа 0,01Вт х 3ч х 30 дней = 0,9 кВт .ч х 1,81 руб = 1,63 руб.
4. Таким образом заменив лампы накаливания,
люминесцентные лампы на светодиодные можно
снизить потребление энергии и уменьшить платеж
за электроэнергию, не снижая уровень комфорта.
Предлагаемая ученикам проблема
По виду :
- реальная и возможная.
По степени сложности:
– воспроизведение, установление связей, обобщение;
- использование ранее изученного в новых в непредметных условиях.
По форме предъявления: словесная, табличная, символьная.
Отвечает следующим требованиям:
- строится на интеграции знаний;
ориентирована на реальную жизнь и
практическую деятельность учащихся;
- вызывает интерес у учеников.
Критерии оценивания
Отметка 5 ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы, выполнил работу в полном объеме; сделал необходимый анализ предоставленных источников информации; составил на основе проведенных расчетов исчерпывающий вывод.
Оценка 4 ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы; необходимый анализ предоставленных источников информации проведен не полностью или допустил ошибки в расчетах, но на правильность вывода это не повлияло.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе вычислений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.