Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Оценка 4.7

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Оценка 4.7
Памятки
ppt
родителям
Детсад
17.07.2018
Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.МНЕМОТЕХНИКА
Мнемотехника.ppt

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Тема: Использование приемов мнемотехники            в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Актуальность проблемы  Заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Проблемы речи Проблемы речи детей дошкольного детей дошкольного возраста: возраста:  Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.       Неспособность грамматически правильно построить предложение.   Бедность речи. Недостаточный словарный запас.   Употребление нелитературных слов и выражений.   Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно        сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый         ответ.   Неспособность построить монолог: например, сюжетный или         описательный  рассказ на предложенную тему, пересказ текста        своими словами.   Отсутствие логического обоснования своих утверждений и        выводов.   Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать        интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.   Плохая дикция.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Цель проекта Цель проекта Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Задачи Задачи  Изучить методы эффективного обучения детей связной речи  Разработать перспективный план по развитию связной речи дошкольников  Апробировать методы мнемотехники в ОУД во всех образовательных областях  Организовать обучение родителей

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Мнемотехника, или мнемоника,           в переводе с греческого  ­ «искусство запоминания». Мнемотехника ­ это система методов и приёмов,  обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение  и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное  мышление   зрительную и слуховую память  зрительное и слуховое внимание  воображение  связную речь  мелкую моторику рук

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней  изображено.  2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.  преобразование из абстрактных символов  слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ  сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с  опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода  запоминания.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Структура мнемотехники

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Как применять мнемотехнику в детском саду? . Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Когда начинать мнемотехникой? заниматься Мнемотехникой можно начинать  заниматься с младшего  возраста,   но рациональнее вводить её в   занятия с 4­5 лет, когда у детей накоплен основной  словарный запас.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
обогащения словарного запаса. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
 Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными. модель русской народной сказки «Репка» для младшего дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ. В руки овощи берем,             Овощи на стол кладем.             Лук, морковка, кабачок,              Помидор, горох, лучок.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Мнемотаблицы по стихотворениям и загадкам Сидит дед в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) На полянке возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Результаты. У  детей:  расширяется круг знаний об окружающем мире;   появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные         истории;   появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,       загадок;   словарный запас выходит на более высокий уровень;   дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться        перед  аудиторией. Считаю, что чем  раньше мы будем учить детей рассказывать или   пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –  модели, тем  лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным  показателем  умственных способностей ребёнка и готовности его к  школьному обучению.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Источники.  Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;  №3,10,12 за 2001г.;   №4,12 за 2002г; № 9 за1996.  Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».  Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005  Наглядно­дидактическое пособие  Ткаченко Т.А.         «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.  Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5­7 лет''. М.  2005  Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в  интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка­пресс. 2006.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников

Использование приемов мнемотехники           в развитии речи старших дошкольников
Этапы работы   1.Подготовительный этап­ это повшение интереса у старших  дошкольников к умению кодировать и декодировать информацию  научить читать модель.                                                                           Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа,  беседы.     Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей. Выполнение трудовых поручений по алгоритму.  2. Основной этап­ ознакомление с общими моделями кодирования  информации о предметах, обьектах и явлениях   Сообщение темы.  Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей  схемы является любое обобщающее понятие (игрушки,животные,  растения, времена года, строение тела человека, професии, птицы,и т.п.  3.Заключительный этап ­научить самостоятельному кодированию  полученной иеформации, отработать навыки кодирования в разных видах  деятельности. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по  пройденному материалу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2018