Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Оценка 4.7
Памятки
ppt
родителям
Детсад
17.07.2018
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.МНЕМОТЕХНИКА
Мнемотехника.ppt
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Тема: Использование приемов мнемотехники
в развитии речи старших дошкольников
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго и
напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с
картинками,
и он их усвоит на лету».
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Актуальность проблемы
Заключается в поиске и
реализации новых
оптимальных методов
формирования связной речи
дошкольников,
способствующих наиболее
эффективным результатам в
развитии речи детей
дошкольного возраста.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Проблемы речи
Проблемы речи
детей дошкольного
детей дошкольного
возраста:
возраста:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Цель проекта
Цель проекта
Развитие связной речи
детей старшего
дошкольного возраста
средствами
мнемотехники.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Задачи
Задачи
Изучить методы эффективного
обучения детей связной речи
Разработать перспективный план по
развитию связной речи дошкольников
Апробировать методы мнемотехники в
ОУД во всех образовательных областях
Организовать обучение родителей
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Древнегреческую покровительницу
памяти, рассуждений и всех
названий звали Мнемозина, именно
это имя ложится в основу многих
определений, связанных с
запоминанием. На сегодняшний
день стало популярно такое
направление как мнемотехника для
развития речи детей. Метод
основан на визуальном восприятии
информации с возможностью
последующего ее воспроизведения
с помощью изображений.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Мнемотехника, или мнемоника,
в переводе с греческого «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение
и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать:
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
связную речь
мелкую моторику рук
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Последовательность
работы с
мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ
сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с
опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода
запоминания.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Для чего нужна мнемотехника
дошкольникам?
Актуальность мнемотехники для дошкольников
обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у
детей преобладает зрительно-образная память.
Чаще всего запоминание происходит
непроизвольно, просто потому, что какой-то
предмет или явление попали в поле зрения
ребенка. Если же он будет пытаться выучить и
запомнить то, что не подкреплено наглядной
картинкой, нечто абстрактное, то на успех
рассчитывать не стоит. Мнемотехника для
дошкольников как раз помогает упростить процесс
запоминания, развить ассоциативное мышление и
воображение, повысить внимательность. Более
того приемы мнемотехники в результате
грамотной работы воспитателя приводят к
обогащению словарного запаса и формированию
связной речи.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Структура
мнемотехники
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Как применять мнемотехнику в
детском саду?
. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами –
понятными изображения, которые обозначают одно слово,
словосочетание, его характеристики или простое
предложение.
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя
мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по
которым можно составить небольшой рассказ в 2-3
предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.
Они представляют собой изображения основных звеньев, в
том числе схематические, по которым можно запомнить и
воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители,
потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким
образом, мнемотехника повлияет не только на развитие
памяти, но и на фантазию.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Когда начинать
мнемотехникой?
заниматься
Мнемотехникой можно начинать
заниматься с младшего
возраста,
но рациональнее вводить её в
занятия с 45 лет,
когда у детей накоплен основной
словарный запас.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Где можно использовать
мнемосхемы?
Обогащение словарного запаса
Обучение пересказу
Составление рассказов
Разучивание стихотворений,
скороговорок, чистоговорок.
Отгадывание загадок
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
обогащения словарного запаса.
Примером мнемотехники в ДОУ
могут быть таблицы, построенные
на изображении
последовательности процессов
умывания, мытья рук, одевания,
сервировки стола. Маленькому
ребенку сложно запомнить весь
алгоритм действий, придуманный
взрослыми, поэтому наглядные
картинки, расшифрованные на
занятиях и самостоятельно
пересказанные, позволят
ребенку, каждый раз подходя к
умывальнику или шкафчику с
вещами, легко воспроизвести
этапы.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Дидактический материал в
форме мнемотаблиц и схем-
моделей облегчает детям
овладение связной речью,
делает рассказы (сказок,
стихов) четкими, связными и
последовательными.
модель русской народной сказки «Репка»
для младшего дошкольного возраста
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Для детей старшего возраста схемы желательно
рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на
яркость символических изображений.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Следующие примеры мнемотехники –
рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель
предлагает дошкольникам посмотреть на
таблицу, затем расшифровывает ее.
Например: «Зима длится три месяца. В это
время года часто идет снег. Снежинки
кружатся в воздухе и укрывают
белоснежным одеялом дорожки и деревья.
Солнышко зимой садится раньше, поэтому на
улице раньше темнеет. Дома зимой
отапливаются, чтобы людям было тепло. Для
птичек в это время года делают кормушки,
чтобы они могли полакомиться крошками.
Домашние животные прячутся в домах,
чтобы не замерзнуть во дворе. Зато
мальчики и девочки могут зимой играть со
снегом и лепить смешных снеговиков». Затем
детки воспроизводят получившийся рассказ,
глядя на таблицу.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Составление рассказа о зиме.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые
шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно!
В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц,
заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние
развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в
хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков,
строить снежные крепости.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
ЗАУЧИВАНИЕ
СТИХОТВОРЕНИЙ.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Использование
моделирования
облегчает и
ускоряет процесс
запоминания и
усвоения текстов,
формирует приемы
работы с памятью.
Дети легко
вспоминают
картинку, а потом
припоминают слова.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Мнемотаблицы по стихотворениям и
загадкам
Сидит дед в шубу одет,
Кто его раздевает, тот
слезы проливает.
(Лук)
На полянке возле
елок
Дом построен из
иголок.
За травой не виден
он,
А жильцов в нем
миллион.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Результаты.
У детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или
пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем
лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным
показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к
школьному обучению.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Таким образом, постепенно
осуществляется переход от
творчества воспитателя к
совместному творчеству ребенка со
взрослым.
Мнемотаблицами не ограничивается
вся работа по развитии связной речи
у детей. Это – прежде всего как
начальная, «пусковая», наиболее
значимая и эффективная работа, так
как использование мнемотаблиц
позволяет детям воспринимать и
перерабатывать зрительную
информацию, сохранять и
воспроизводить ее.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Источники.
Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;
№3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».
Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
Нагляднодидактическое пособие Ткаченко Т.А.
«Составление описательных рассказов по опорным схемам»
Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 57 лет''. М.
2005
Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в
интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линкапресс. 2006.
Использование приемов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников
Этапы работы
1.Подготовительный этап это повшение интереса у старших
дошкольников к умению кодировать и декодировать информацию
научить читать модель.
Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа,
беседы.
Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей.
Выполнение трудовых поручений по алгоритму.
2. Основной этап ознакомление с общими моделями кодирования
информации о предметах, обьектах и явлениях Сообщение темы.
Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей
схемы является любое обобщающее понятие (игрушки,животные,
растения, времена года, строение тела человека, професии, птицы,и т.п.
3.Заключительный этап научить самостоятельному кодированию
полученной иеформации, отработать навыки кодирования в разных видах
деятельности. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по
пройденному материалу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.