Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе воспитателями ФГКОУ "Краснодарского ПКУ"
Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
воспитательная работа
3 кл—4 кл
24.05.2019
Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Среди многообразия современных образовательных технологий, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.
Использование современных образовательных технологий.docx
Использование современных образовательных технологий
в образовательном процессе
Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который
должен владеть личностноориентированными, развивающими образовательными
технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в
современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе
собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и
знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно,
анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы,
которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности
учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок
способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих
способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Среди многообразия современных образовательных технологий, которые, на мой
взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы.
Технология проблемного обучения
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня
мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся,
что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании
проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся
возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами
действий, умениями и навыками. Конечно, такое обучение требует значительных
изменений не только в организации учебного процесса, но и в изложении учебного
материала. Но такие изменения в настоящее время крайне необходимы в свете
снижения познавательных мотивов школьников.
Использование технологии
проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Учащиеся
не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают
поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное
проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении
самостоятельной работы. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к
учению.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на
эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития
коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого
мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты,
делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои
идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к
самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро
изменяющемся мире и т.д.
Создание проблемных ситуаций на уроках, на любом его этапе это один из
способов развития творческого мышления младших школьников. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока,
где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в
активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится
творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то,
что открыли сами и выразили посвоему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло
принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с
правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических
статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому
предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме
«Непроизносимые согласные».
На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не
произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный
звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин
«непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может
сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить
собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном
случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук не произносится, поэтому называется…
Вывод:
проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой
школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению
предметов, познавательный интерес;
возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет
рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Информационнокоммуникативные технологии
Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной
компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества
образования, позволяет сделать урок современным.
Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать
умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться
информацией с помощью современных технических средств.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является
расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи сегодня в школе невозможно обойтись
без информационнокоммуникативных технологий.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют
учителю быстро, качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный
урок по любому предмету и теме.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 14 классов имеют
нагляднообразное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как
можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс
восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя,
кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные
технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по
настоящему развивающим и познавательным.
Итак, с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие
логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети
заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная
деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.
Вывод:
при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие
цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение
собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и
устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь,
открывать новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к
изучаемым предметам.
Проектная деятельность
Данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к
самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание
и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
При выполнении каждого нового проекта по любому предмету, а также во
внеурочной деятельности, мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с
реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с
усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые
знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать
возрастные и психологофизиологические особенности младших школьников.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения
школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных
интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 12 уроками или 23
неделями в режиме внеурочных занятий .Но следует отметить, что внеурочный
исследовательский проект может быть и более длительным во времени и проводиться в
соответствии, например, с природными условиями. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как
общеучебными умениями.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально
значимой проблемы – исследовательской,
практической.
Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение
работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с
определения вида продукта и формы презентации. Отличительная черта проектной
деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и
представляется участниками проектной группы.
Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как
способа реализации требований ГОС, акцентирую внимание на следующих идеях:
информационной,
Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;
Проектная деятельность является путём познания, способом организации
процесса познания, средством формирования аналитических способностей,
критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки
информации;
Проектная деятельность – неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и
навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность,
выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности.
Проектная деятельность является способом достижения личностных,
метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных
ГОС.
Вывод:
при использовании проектной технологии школьники учатся находить и выдвигать
проблему, выдвигать гипотезы, ставить перед собой цель и задачи, осваивают
первоначальные исследовательские умения;
развитие самостоятельности,
сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование навыков
умения учиться,
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий,
одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и
увлекательными не только работу учащихся на творческопоисковом уровне, но и
будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно
сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа
активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной
стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой
ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную
практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так
как ценность игры в психологопедагогическом контексте очевидна. При условии
адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее
мощного психологопедагогического потенциала,
способна стать тем
оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
игра успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и
поведения, его эффективную социализацию;
сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического
здоровья.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод
обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе,
делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая
деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
как элемент более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования
игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности
учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных
педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются
учебнопознавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на неурочных учебных занятиях при помощи
игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры
построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности
выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях.
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен
помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это
знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с
учебником и тетрадью.
Вывод:
таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения,
которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся
на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы
вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из
ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
В условиях современной природной и социальноэкономической ситуации
проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей
катастрофически
вопрос:
«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
поставить
вправе
падает
и
мы По словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные
технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на
стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
укрепления своего здоровья.
Задача сегодня научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и
Вывод:
комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и
воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный
настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь
способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и
внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют
развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у
ребёнка желание учиться.
Дифференцированный подход к обучению
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше
способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает
сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной
организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться,
устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным
воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к
максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что
применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в
конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным
программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны
учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся,
абстрактнологический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимается
индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной
образовательной области. Дифференцированный процесс обучения – это широкое
использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности
на основе результатов психологопедагогической диагностики учебных возможностей,
склонностей, способностей учащихся.
Список используемой литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.– М.: издво
РАО,
г.
1993г.
2. Громов
3. Информатизация общего среднего образования: Научнометодическое пособие / под
ред. Д.Ш.Матроса.– М.:
общество России,
2004г.
4. Газета «Математика» изд. «Первое сентября», (2008 г. № 14, 2008 г. № 15.)
Г.Р. Очерки информационной
технологии.– М.,
Педагогическое
1994
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе воспитателями ФГКОУ "Краснодарского ПКУ"
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе воспитателями ФГКОУ "Краснодарского ПКУ"
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе воспитателями ФГКОУ "Краснодарского ПКУ"
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе воспитателями ФГКОУ "Краснодарского ПКУ"
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе воспитателями ФГКОУ "Краснодарского ПКУ"
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе воспитателями ФГКОУ "Краснодарского ПКУ"
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе воспитателями ФГКОУ "Краснодарского ПКУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.