ТЕСТ № 1.
« Нравственные нормы эмоциональной реакции
на состояние другого человека».
Показателем нравственного развития является наличие у младшего школьника адекватной нравственным нормам эмоциональной реакции на состояние другого человека. Для диагностики этого параметра в младшем школьном возрасте мы считали достаточным проанализировать типичную для ребенка реакцию при свободном выборе и при выборе из ряда заданных взрослыми вариантов поведения в ситуации, когда обижают слабого, равного ему или его самого.
Для этого младшим школьникам в ходе занятия предлагалось закончить три предложения:
1.Если я увижу, что на моих глазах обижают беззащитного слабого малыша, я…
а – постараюсь незаметно пройти мимо
б – огорчусь и даже заплачу от бессилия ему помочь
в – утешу обиженного, пожалею его
г – обязательно найду способ выручить его, остановлю обидчика
д – отвечу обидчику его же оружием
2.Если я увижу, что при мне с одноклассником поступили несправедливо, я…
а – сделаю вид, что ничего не замечаю
б – огорчусь, но ничем не смогу помочь
в – постараюсь чем-нибудь утешить пострадавшего от несправедливости
г – обязательно включусь в происходящее и постараюсь восстановить справедливость
3.Когда обидят меня, я …
а – не обращу на это внимания, потому что я никогда не обижаюсь
б – я заплачу от обиды, но никому об этом не расскажу
в – я расскажу об обиде другу
г – я подумаю, не виноват ли я сам в слущившемся
д – я сам смогу в ответ обидеть другого, я так и поступаю с обидчиками
Выборы А и Б были объединены нами в одну группу и определены как пассивно-созерцательная реакция на ситуацию несправедливости, что, по нашему убеждению, не может считаться адекватной нравственной реакцией на заданную ситуацию.
Выборы В и Г расценивались как активно-действенная реакция, что считается нами разумным адекватным выбором в заданной ситуации.
Выбор Д расценивался нами как агрессивно-защитная реакция, категорически не приемлемая для нравственного решения заданной ситуации.
ТЕСТ № 2.
по теме: «Приятное общение с НАМИ».
Разумеется, что при встрече мы обращаем внимание на что? (Внешность, жесты, мимику, интонацию …) И редко, очень редко задумываемся, а как выглядим мы в разговоре, приятно ли с НАМИ общаться. Проверить это можно с помощью теста. (Ответы “да” или “нет”)
1. Вы любите больше слушать или говорить? 1 б.
2. Вы всегда можете найти тему для разговора, даже с незнакомцем? 1 б.
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника? 1 б.
4. Вы любите давать советы? 0 б.
5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику? 0 б.
6. Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают? 1 б.
7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу? 1 б.
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать? 1 б.
9. Вы любите быть центром внимания? 1 б.
10. Есть хотя бы три школьных предмета, по которым вы обладаете прочными знаниями? 1 б.
11. Вы хороший оратор? 1 б.
А теперь посчитаем:
1 – 3 балла: Трудно сказать, что то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общителен, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.
4 – 6 баллов: Вы, может быть, и не слишком общительны, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе. Но в такие минуты вы не требуете особого внимания к вашей персоне от окружающих.
7 – 9 баллов: Вы один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.