Для улучшения качества тренировочных мероприятий при занятиях тхэквондо, для достижения стабильных высоких спортивных результатов, считаю необходимо использовать в учебно-тренировочном процессе современные образовательные технологии, методы, формы и средства обучения, место которых зависит от целей, содержания и форм обучения. Все это позволяет принести разнообразие в педагогический процесс.сохранение и укрепление физического здоровья у дошкольников
Использование современных образовательных технологий в учебно-
тренировочном процессе на занятиях по тхэквондо в ДОУ
Для улучшения качества тренировочных мероприятий при занятиях
тхэквондо, для достижения стабильных высоких спортивных
результатов, считаю необходимо использовать в учебно-тренировочном
процессе современные образовательные технологии, методы, формы и
средства обучения, место которых зависит от целей, содержания и
форм обучения. Все это позволяет принести разнообразие в
педагогический процесс.
Наиболее эффективные технологии, формы и результативность их
использования:
1) Здоровьесберегающая технология, направленная на укрепление
здоровья обучающихся, на формирование знаний о зависимости
укрепления здоровья от систематичности занятия спортом, на
профилактику физических травм и психических перегрузок, а также на
безопасное проведение учебно-тренировочного процесса. Воспитание
юного спортсмена – это сложный трудоемкий процесс его
разносторонней подготовки. Занятия тхэквондо способствуют
формированию здорового образа жизни. Они развивают не только
физические возможности, но и способствуют укреплению спортивного
духа, дисциплины, умению противостоять вредным привычкам
общества. Настойчивые, целеустремлённые занятия позволяют со
временем всем подросткам изменить свой образ жизни, сделать его
полноценным, активным, интересным и здоровым. Целью, при
использовании этой технологии, является: создание для спортсменов
безопасных и благоприятных условий при проведении тренировочного
процесса, развитие личности каждого воспитанника, приучить
спортсменов к ведению здорового образа жизни и сформировать у них
необходимость в систематических занятиях спортом. Для внедрения
данной технологии необходимо равномерно распределять физическую
нагрузку с учетом физических возможностей спортсменов, стремиться
создать благоприятный психологический фон для развития и
сохранения интереса у воспитанников к занятиям тхэквондо.
Использование этой технологии способствует снижению вероятности
травм в тренировочном процессе, снижению усталости после
значительной физической нагрузки и самое значительное, на мойвзгляд, проявление интереса к систематическим занятиям тхэквондо.
Спортсменам обязательно нужно разъяснять понятия о гигиене, режиме
дня и питания спортсмена, об основах здорового образа жизни: гигиена
физических упражнений и спорта, её значение, основные задачи и
требования; питьевой режим во время тренировки и соревнований;
гигиена сна; гигиенические значения водных процедур (умывание,
обтирание, обливание, душ, баня, купание); использование
естественных факторов природы (солнце, воздух, вода, в целях
закаливания организма; требования к закаливанию организма; гигиена
одежды и обуви; временные ограничения и противопоказания к
занятиям физическими упражнениями; меры личной профилактики
(предупреждение заболеваний) и оказание первой медицинской
помощи (до врача) при ушибах, рассечении, вывихах, переломах,
растяжениях, кровотечениях; оказание первой помощи при нокауте,
нокдауне, шоке; вред курения, употребления спиртных напитков и
наркотиков. Большое внимание следует уделять восстановлению после
тренировочной и соревновательной деятельности, объяснить значение
восстановительных мероприятий, рассказать об основах спортивного
массажа. Огромное значение имеет врачебный контроль и самоконтроль
в процессе занятий физической культурой и тхэквондо, когда даже
субъективные данные ребёнка о своём состоянии (самочувствие, сон,
аппетит, настроение, работоспособность, общее состояние) могут
говорить об утомлении или перетренированости организма. В
тренировочный процесс считаю очень полезным внедрить элементы
йоги. Йога может быть использована для улучшения абсолютно любой
стороны спортивной подготовки: физической, технической,
тактической, психологической. Начальная ступень (хатха-йога)
предполагает освоение особой методики физических упражнений, в
основу которой положен цикл последовательно усложняющихся
физических статических упражнений или поз, в которых используется
принцип чередования напряжения и расслабления мышц. Динамический
эффект этих статических поз достигается увеличением числа их
повторений и усложнением с увеличением амплитуды движений.
Важный элемент хатха-йоги — овладение искусством мышечного
расслабления, приемами целесообразного дыхания и методами
концентрации внимания, что составляет основу аутогенной тренировки
в спорте. Упражнения и позы йоги применяются для исправления
дисбаланса мышц, вызванного односторонними тренировками, так как
идет последовательная проработка всех групп мышц. Йога также
хороша при реабилитации спортсменов после перенапряжения и травм,
восстановления сил и здоровья, утраченных вследствие пребывания
организма спортсменов под давлением жестких психологических,
физических и прочих стрессовых ситуаций соревнований. Йогические
упражнения позволяют избежать однообразия и скуки в тренировочном
процессе, уравновешивают тренировочную нагрузку элементом
«активного отдыха» и обеспечивают гармоничное физическое иумственное развитие спортсменам. Параллельно решаются задачи
укрепления мышц, увеличения их эластичности и выносливости,
улучшения подвижности в суставах.
2) Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на
развитие индивидуальности воспитанников, а также на планирование и
проведение учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных
особенностей каждого воспитанника. При планировании
тренировочного процесса необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого воспитанника, его нервную деятельность,
темперамент, психологические особенности, так как нет двух
одинаковых спортсмена по функциональным и физиологическим
данным. Манера поведения боя у всех персональная, поэтому
необходимо стараться открыть в каждом своем воспитаннике
неординарные качества и их неповторимость. Указывать все его плюсы,
за счет которых он должен достигать поставленных целей и минусы,
которые ему помешают их достигнуть. Для этого на тренировочном
процессе создаются такие условия, чтобы спортсмены стремились
самостоятельно принимать решения и использовать полученные знания.
Изучаются общие характеристики тактик ведения боя (в бою на дальней
дистанции, на средней дистанции или в бою на ближней дистанции,
взаимосвязь техники и тактики, тактические основы боя, средства
тактики (дистанция боя, боевые стойки, передвижения, перемещения,
атака, защита, контратака, собственные средства тактики (финты,
маневрирование, обманные действия, вызовы, опережения, угрозы).
Чтобы правильно и грамотно выстроить тренировочный процесс своих
учеников, в сезон предстоящих соревнований, нужно провести серию
тестов, с помощью которых можно будет узнать физическое и
психологическое состоянии учеников, а так же степень их
тренированности, после этого продумывать и выстраивать
тренировочный процесс.
3) Технология проблемного обучения, направленная на повышение
сопротивляемости спортсменов к условиям, которые могут возникать во
время соревновательной деятельности, а также проведение
психологической работы с обучающимися для преодоления сложных
ситуаций на пути к достижению поставленной цели. После успешных,
либо не совсем успешных соревнований, а также при совместных
учебно-тренировочных сборах, требуется разбирать со своими
спортсменами ошибки и ситуации с «удобными», на их взгляд и «не
удобными» соперниками. Для этого на тренировках применяются
специальные задания, такие как «соперник-нокаутер», «соперник-
прессингер», «соперник-игровик» и создаются для воспитанников такие
условия, при которых они должны применять умения и навыки, а так жеразвивать свое мышление для преодоления искусственно-созданных
препятствий на пути к достижению поставленных целей. При
использовании этих специальных упражнений появляется возможность
проводить психологическую работу с учащимися, направленную на
преодоление сложных ситуаций.
4) Игровая образовательная технология, направленная на повышение
интереса к систематическим занятиям спортом у каждого
воспитанника, на создание дружеской атмосферы в спортивном
коллективе, на развитие тактического мышления, на создание
командного духа и на сохранение элемента конкуренции внутри
группы. В процессе обучения применяются также игровые тренировки.
Наиболее эффективные движения в других видах спорта, схожи по
структуре движениям в тхэквондо: легкоатлетические виды (метание,
толкание, различные виды бега, тяжёлая атлетика, лыжный спорт,
плавание. Среди спортивных игр наиболее приемлемы гандбол,
баскетбол, волейбол, регби, футбол. Для тхэквондиста это хорошо ещё
тем, что у спортсмена развиваются быстрота, сила, ловкость,
координация, оперативность мышления, реакция и многие другие
качества. Такие тренировки оказывают ещё специальное
психологическое воздействие на организм спортсмена, это выражается
в снятии эмоционального напряжения, накапливаемого в процессе
тренировок. При проведении тренировки по данной технологии
используются не только спортивные игры и эстафеты, но и специальные
задания с элементами технических и тактических приемов, такие как
«ляпки» с элементами поединка, «игровой спарринг», а так же игровой
командный спарринг, для создания командного духа с контактной и без
контактной работой. Игровые задания дают возможность расслабиться,
отвлечься от рутинной работы. Все это помогает создать и укрепить
благоприятную атмосферу в коллективе. Для того чтобы повысить
технико-тактическую подготовленность, я показываю своим ученикам
поединки ведущих спортсменов, не только нашего вида спорта, но и
других единоборств, таких как кикбоксинг, бокс и т. д. Мы смотрим,
разбираем техническую подготовленность, разнообразие тактических
установок и ребята наглядно видят способы применения упражнений,
выполняемых на тренировках. И вообще это помогает быть спортсменам
в курсе развития единоборств в России.