Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Оценка 4.8

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
информатика
11 кл
20.05.2019
Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимися. [20] Необходимо, как советуют психологи (М.В. Зверева, Л.В. Занков и др.), пойти дальше и запланировать в целях обучения создание новых для ребенка, не встречавшихся ему ранее ситуаций. В этих ситуациях учителю необходимо создавать для учащихся условия, в которых бы они обнаруживали новые, заведомо не изучавшиеся знания, решали бы новые, не знакомые им задачи, обнаруживали бы способы деятельности, которым их не обучали. Иначе говоря, процесс проблемного обучения уже в целях обучения прогнозирует развитие учащихся, причем оно не сводится только к усвоению знаний, способов деятельности, но приводит и к развитию - как появлению нового, не задававшегося прямо обучением. Это одно из важных свойств проблемного обучения: способствовать новообразованиям в психике ребенка, выходящим за рамки того, что ему преподавалось, и возникающим у него в результате самостоятельной переработки внешних воздействий.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.ppt

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики Презентация опыта работы  учителя ГКОУ РД «РЦДО ДИ» Садыковой Л. А.

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Николай Рыленков)

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
обучение — Проблемное обучение Проблемное обучение - это такая Проблемное это организация учебных занятий, которая совокупность таких действий, как предполагает под организация проблемных ситуаций, преподавателя руководством формулирование проблем, оказание проблемных активную ученикам необходимой помощи в самостоятельную деятельность этих решении проблем, проверка учащихся в решений и, наконец, руководство результате происходит и процессом творческое овладение закрепления приобретенных знаний профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990, 383 с ). ситуаций и (Г.К. Селевко, 1998). создание по их чего систематизации разрешению, и

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Структура проблемного урока Цель урока З Н А Н И Я Этапы урока Деятельность учащихся I. Создание проблемной  ситуации Формулирование  "Почему не получается?"   вопроса:  II. Постановка учебной  задачи Формулирование  темы урока и  его задачи III. Поиск решения IV. Выражение решения V. Реализация продукта Открытие  субъективно  нового  знания  выдвижения  гипотез путем  Выражение  нового  знания  в  доступной форме Представление  учителю и классу продукта

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Классификация проблемных ситуаций Типы ситуаций  Не могу! Несоответствие  Конфликт Неожиданность Неопределенность Выбор Ошибка практическое  задание  не  Дается  выполнимое вообще Задание,  где  надо  использовать  знания  в  новой ситуации Ситуация,  противоположности Вызывает  парадоксальностью Неодназначные  решения  ввиду  недостатка  или избыточности данных Дается  ряд  которых надо выбрать правильное готовых  решений,  среди  рассматривающая  удивление  необычностью,  Задание с заведомо допущенной ошибкой

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Примеры проблемных ситуаций на    Изучение темы «Ветвление» на языке Паскаль» (ситуация «не могу») уроках Урок  комбинированный.  Задается  задача:  найти  корни  квадратного  уравнения a*x2±b*x±c=0. Условный оператор ученикам пока незнаком.  Ученики  решают  его  используя  операторы  линейного  алгоритма:  находят дискриминант, корни по формулам и выводят результат d=b2­ 4*a*c    x1,x2=(­b  ±√d)/2*a.  Для  значений  а=2,  в=10,  с=5  находятся  корни,  а  для  значений  а=5,  в=2,  с=10  компьютер  не  находит  решение.  Вопрос.  Почему  я  не  могу  найти  корни?  Возникает  проблемная  ситуация. В результате поставленного задания знание предстает перед  ним, как требуемое неизвестное знание.  После  этого  я  приступаю  к  объяснению  нового  материала,  затем  учащиеся  успешно  решают  поставленную  задачу.  Теперь  изучение  операторов  языка  Паскаль  для  ученика  открытие  нового,  что  соответствует ФГОС.

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Примеры проблемных ситуаций на уроках    Изучение темы «Решение логических задач»  (ситуации «несоответствие», «конфликт», «неопределенность») Урок комбинированный. Предлагается задача При  составлении  расписания  на  понедельник  в  преподаватели высказали просьбу завучу. IX  классе  Учитель математики: «Желаю иметь первый или второй урок». Учитель истории: «Желаю иметь первый или третий урок». Учитель литературы: «Желаю иметь второй или третий урок».

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Примеры проблемных ситуаций на уроках    Изучение темы «Решение логических задач»  (ситуации «несоответствие», «конфликт», «неопределенность») Какое  расписание  будет  составлено,  если  по  каждому  предмету  может быть только один урок? На  предыдущих  уроках  рассмотрены  основные  операции  алгебры  логики и формулы преобразования логических выражений. ситуация,  когда  проблемная  Возникает  применять  приобретённые знания в новых условиях, т.к. данная задача решается  методом  рассуждений. Предлагаю ученикам  самостоятельно  решить  ее.  После  обсуждения  вместе  разбираем  задачу,  обобщая  все  высказывания надо

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Примеры проблемных ситуаций на    Изучение темы «Решение логических задач»  уроках (ситуации «несоответствие», «конфликт»,  «неопределенность») Пусть  в  просьбе  математика  первое  высказывание    истинно, а второе – ложно.  «Желаю иметь первый или второй урок».                         10 Т.е. первым будет урок математики.

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Примеры проблемных ситуаций на уроках Тогда в просьбе учителя истории первое высказывание  ложно,  а  второе  истинно,  т.е.  третьим  будет  урок  истории. «Желаю иметь первый или третий урок».                                                                                                                 0 Значит,  в  пожелании  учителя  литературы  окажется  истинной  первая  часть,  т.е.  урок  литературы  будет  вторым.  1 «Желаю иметь второй или третий урок».                        1 0

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Примеры проблемных ситуаций на уроках Итак:  I урок – математика,          II урок – литература,        III урок – история.   Далее предлагаются задачи, которые сами по себе уже задают  проблемный  вопрос  и  разбираются    на  их  примере  другие  методы  решения:  табличный  и  средствами  алгебры  логики.  Создание  проблемной  ситуации  (несоответствие,  конфликт,  задачи,  неопределенность)  позволяет  решать  нетиповые  находить  рациональные  способы  их  решения,  творчески  подходить  к  учебной  деятельности,  активно,  с  интересом  участвовать в собственном учебном процессе.

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Фрагменты урока с использованием проблемных    Изучение темы «Одномерные массивы. Обработка  ситуаций одномерных массивов»  (ситуации «не могу», «неопределенность») Создание проблемной ситуации центре  Программист  за  10  мин  должен  обработать  показания  1000  датчиков  в  управления  полетами.  Значит надо задать 1000 переменных.  За  10  минут  он  не  успевает  это  Задача  сделать.  этапе  невыполнима  на  (ситуация  и  не  неопределенность) быть?  данном  могу  Как  знания    Выслушиваю предложения учеников и  подвожу  их  к  мысли,  что  нужны  новые  ­  это  работа  с  массивами.  Вводится понятие массива Обращаю  внимание  учеников  на  то,  что  быстро  с  большими  объемами  работать  данных позволяет  массив

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Фрагменты урока с использованием проблемных ситуаций Постановка учебной задачи повторяться).  Начнем  сегодняшний  урок  с  решения  задачи.  С  клавиатуры    вводится  n  чисел  (числа  могут  Необходимо  подсчитать  количество  чисел  равных  наименьшему числу. Давайте  составим  алгоритм  решения  задачи.   Какой выход из сложившейся ситуации?  Или  записывать  все  вводимые  числа  на  листочек  (при  небольших  значениях  n),  или  нужно  где­то  сохранять  вводимые  числа. И  так,  ребята  мы  подошли  к  тому,  что  для  нужно  пополнить  багаж  знаний.  Запишите  тему  нашего  урока:  «Одномерные  массивы.  Обработка одномерных массивов решения  задачи  вам  запомнить  его  в  результат:  Ученики  Планируемый  начинают разрабатывать алгоритм. Ввести n (количество вводимых чисел). Найти  наименьшее число. Ввести  число  и  переменную min. В  цикле  пока  не  просмотрим  n  чисел  делать: Ввести  число  и  переменную x/ Сравнивать  x  с  min.  Если  x

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Массив – это совокупность конечного числа данных  одного типа.   Например,  последовательности  чисел,  таблицы,  списки. В программировании массив – это  последовательность однотипных элементов,  имеющих общее имя, причем каждый элемент этой последовательности определяется  порядковым номером (индексом) элемента. Применяется    для  обозначения  объектов,  аналогичных числовым последовательностям в  математике.  (a1, а2, а3, …, аn.)

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Фрагменты урока с использованием проблемных ситуаций Поиск решения когда  и  Итак, для чего нужны массивы  как  мы  их  и  используем?     работа  Резюмирую:  с  программы  обработкой  хранением  большого  количества  однотипных  переменных,    для  их  представления  в  программе  можно использовать массивы. если  связана  и  задачи  результат:  начинают  для  Планируемый  Ученики  формулировать  решения проблемы: Узнать, что такое массив?  Что можно хранить в массиве? Для чего он используется? Как записать в массив число? Как считать число из массива? можно  Какие  выполнять  над  информацией,  помещенной в массив?   (слайды 13, 14) действия

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Структура массива всегда однородна.  Массив  может  состоять  из  элементов  типа integer , real или char , либо других  однотипных элементов.  Программа  может  сразу  получить  нужный ей элемент по его порядковому  номеру (индексу).  Номер  массива  называется  индексом.  Индекс  –  это  типа,  значение  как  тип  индекса  определенного,  данного массива.  порядкового  элемента

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Описание одномерных массивов Var А: Array [1..1000] Of  real; i:integer; А – имя переменной;  Array – служебное слово (в переводе с  английского означает «массив»); [1..1000] – количество элементов; Of – служебное слово (в переводе с  английского означает «из»).

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Фрагменты урока с использованием проблемных ситуаций Выражения решения для  каждой  На  этом  этапе  идет  объяснение  нового  материала  с  использованием  слайдов  презентации.  Показываю  приемы  работы  с  массивами.  При  этом  возникают  новые  проблемные  вопросы  задачи,  например:  Как  вы  думаете,  при  выполнении  программы  обязательно  заполнять  все  ячейки  данными?  Почему? Если ячейка не  заполнена  то,  какое  значение  в  ней  находится?    Может  ли  реальное  количество  элементов  в  массиве  может  быть  меньше,  чем  указано  при описании? Планируемый результат: Заслушиваются  ответы  учеников.  Обсуждаем  и делаем выводы. При выполнении программы вовсе не  обязательно  заполнять  все  ячейки  данными  (в  этом  случае  значение  ячейки  будет  равно  нулю),  т.  е.  реальное  количество  элементов  в  массиве  может  быть  меньше,  чем  указано  при  описании,  но  ни  в  коем  случае не должно быть больше. Решаем  используя  алгоритм  минимума. (слайды 16­21) задачу    нахождения  поставленную

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Ввод одномерных массивов Var i: integer;      X: array [1..30] of Integer; Begin      For i := 1 To 30 Do Read (X[i]);      End. Массив X вводится с помощью цикла с  параметром, где в качестве параметра  используется индекс элемента массива (i).

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Заполнение одномерного массива случайными числами var a: array [1..10] of Integer; i: integer; begin randomize; for i:=1 to 10 do a[i]:=random(200)- 56; end.

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Вывод одномерных массивов в Паскале Вывод  одномерного  массива  осуществляется  также поэлементно. Для  вывода  массива  можно  использовать  любой  цикл. Например: 1) For i := 1 To n Do Write (x[i],’ ‘) 2) For i := 1 To n Do Write (x[i]:4) 3) For i := 1 To n Do Writeln (x[i]) 4) While i<=n do Begin Write (x[i]:4); 5) Repeat Write (x[i]:4); i:=i+1; Until i:=i+1; End. i=n;

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Сумма, произведение элементов … s:=0; p:=1; for i:=1 to 10 do    begin           s:=s+a[i]; p:=p*a[i];                      end; …

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Выбор по условию … k:=0; s:=0; p:=1; for i:=1 to 10 do     if {условие} then           begin           k:=k+1; s:=s +a[i] ;   p:=p*a[i] ;             end; …

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Максимальный, минимальный элемент … max:= a[1]; min:= a[1]; for i:=1 to n do   begin   if a[i] > max then begin max:= a[i]; nmax:=i;  end;   if a[i] < min then min:= a[i];   end; …

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Фрагменты урока с использованием проблемных ситуаций Реализация продукта Подведение  итога  урока.  А  теперь,  ребята  вернемся  к  целям  урока.    Скажите  на  все  вопросы  мы  нашли  ответы? Чем ценны массивы? Каким  образом  задается  описание  массива, что в нем указывается?  Каким образом задается обращение к  элементу массива? описании  массива  Почему  предпочтительнее  употреблять  константы  ,  а  не  указывать  размеры  массива в явном виде? Сможем  мы  быстро  решить  задачу  обработки данных в ЦУП? при  к  элементов  Ученики. (Предполагаемый ответ)  Массивы ценны тем, что:  Индексы  массива  обеспечивают доступ не к одному,  а  последовательно­сти  элементов.  Обработка  массивов  производится  изменении  при  индексов элементов. Сразу  и  обрабатывать большое количество  однотипных  данных,  значит  мы  сможем  быстро  решить  поставленную задачу. можно  хранить

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики

Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики
Использованные источники и литература Л.А.Залогова,  1.  Информатика  и  ИКТ:  учебник  для 9  класса.  /  И.Г.Семакин,  С.В.Русаков,  Л.В.Шестакова.  ­  3­е  изд.,  испр.  –  М.:  БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2009.  2.  Рапаков  Г.Г.,  Turbo  Pasccal  для  студентов  и  школьников/  Г.Г.  Рапаков,  С.Ю.  Ржеуцкая.  Спб.:  БХВ­Петербург, 2007 3.  Окулов  С.М.,  Основы  программирования/  С.  М. Окулов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2004.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2019