Исследование школьного коллектива
Социометрия 5Д класса
Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений).
Задачи: 1. Оценить социометрический статус каждого учащегося.
2. Выявить «интеллектуально-деловых» и социально-коммуникативных лидеров в классе.
3. Определить направление и перспективы работы с учащимися-лидерами и т. н. «робинзонами». Объект исследования: учащиеся 5Дкласса 12 человек.
Для учеников выбрана анкета.
Анкета.
Фамилия и имя ученика _________________________________
Анализ результатов.
Класс характеризуется средним уровнем сложившихся доверительных отношений, гендерной сбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек отличаются социально одобряемыми формами сотрудничества, объективностью и взаимной заинтересованностью) – гендерной сбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек не характеризуются конфронтацией, игнорированием интересов друг друга). Показателем среднего уровня сплоченности является частичная оценка формальных и неформальных лидеров, средний процент ребят, не получивших выбора (признания) со стороны одноклассников в сфере «деловых» - коммуникативных – качеств. По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.
Группа 2 – «популярные» - имеющие достаточно широкое признание (более 3-4х выборов) со стороны одноклассников.
Группа 3 – «принимаемые» - дети, имеющие опору в классе хотя бы в лице 1-2х человек, что создаёт достаточные условия для положительной динамики их социального статуса.
Группа 4 – «робинзоны» - дети, оказавшиеся за кругом предпочтений со стороны одноклассников по одной из двух означенных сфер (или по двум). Такой статус может быть следствием одной из двух причин: 1 – ребёнок имеет референтную (значимую для него) группу, поддерживающую его нормальное развитие и социализацию за рамками класса (семья и родственники, друзья, секция и т.д.), 2 – ребёнок имеет личностные особенности, «пробелы» в социализации, объективно не позволяющие ему получить признание сверстников.
Наличие в классе не более 4х «робинзонов» свидетельствует о положительной внутригрупповой динамике, давнее сложение коллектива. Выводы по результатам социометрии в работе классного руководителя. В работе по организации внеклассных дел опираться на учащихся - социометрических лидеров – формальных и неформальных. Учесть особенности взаимовыборов среди учащихся при формировании групп, что позволяет повысить социальную мотивацию учения. Проследить учебные успехи «интеллектуальных» лидеров, рассмотреть возможность их сотрудничества с учителями-предметниками в НОУ, олимпиадах и т. д. Выяснить возможную причину социальной изоляции «робинзонов», при необходимости провести корректировку их статуса (использовать механизмы межличностного влечения – сходство и комплементарность, физическая привлекательность, компетентность, взаимное вознаграждение, пространственная близость). Для оценки эффективности работы по формированию школьного коллектива провести повторную диагностику в конце года. Отследить динамику развития взаимоотношений, переходя от решения социальных проблем к решению проблем личностного роста и успешной социализации каждого учащегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.